Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая группа)

Коростелева Татьяна Ивановна

Презентация о использовании проблемных ситуаций на разных этапах НОД в старших группах ДОУ, с коментариями к слайдам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_doklad-_praktikum.pptx983.82 КБ
Файл moy_master_klass.docx47.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области Подготовила: воспитатель Коростелева Т.И. 2019 г .

Слайд 2

« Проблемная ситуация - начало развития мысли человека» С.Л. Рубинштейн

Слайд 3

Актуальность использования проблемных ситуаций заключается в том, что они доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие познавательной и творческой активности

Слайд 4

Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать

Слайд 5

Этапы познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭМОЦИИ МЫСЛЬ

Слайд 6

Методы и приемы создания проблемной ситуации Подведение детей к противоречию и побуждение их самих найти способ решения; Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; Побуждение детей делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов ; Постановка конкретных вопросов (на обобщение, логику рассуждения, обоснование, конкретику); Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательские); Постановка проблемных задач .

Слайд 7

Алгоритм решения проблемных ситуаций: Появление проблемной ситуации- постановка проблемы; Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов: — «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?», — «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?» Определение путей выхода из ситуации т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения; Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения

Слайд 8

А лгоритмы решения проблемных ситуаций в картинках

Слайд 9

Требование к проблемным ситуациям: В основе проблемной ситуации должно быть противоречие; Проблема должна соответствовать учебной информации; Формулировка проблемы должна быть понятна детям, соответствовать возрасту и основываться на принципах дидактики (научности, системности); Проблемная ситуация не должна создавать трудность в ее решении; В процесс решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней.

Слайд 10

Решение проблемных ситуаций в НОД по ФЭМП

Слайд 12

Решение проблемных ситуаций с точками, линиями, геометрическими фигурами Скачать сюда книгу

Слайд 13

Проблемные ситуации в проекте «Волшебная вода»

Слайд 14

Проект «Где живет воздух ? »

Слайд 15

Решение проблемных ситуаций в проекте «Зимующие птицы »

Слайд 16

Проблемные ситуации при ознакомлении с художественной литературой

Слайд 17

Уголки открытий

Слайд 18

Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области Подготовила: воспитатель Коростелева Т.И 2019 г .



Предварительный просмотр:

МКДОУ № 10

Воспитатель: Коростелева Т.И.

Категория 1

Стаж работы 35 лет

Доклад – практикум «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

(Возрастная категория 5-7 лет)

Ход.

Эмоциональный настрой на предстоящую работу.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать сегодня от души,

Вы тоже все приветливы, собою хороши

А значит встреча наша, не простая

Удачи, творчества, активности

 Я вам от души желаю!

Стандарты нового поколения ставят перед нами цель не столько ознакомить детей с конкретным объемом знаний, сколько   развить у них способность самостоятельно творить и мыслить

Поэтому на практике нам приходится искать, применять новые технологии мотивации дошколят

 Слайд 1

 Сегодня я хочу поговорить с вами на тему «Проблемная ситуация- как способ мотивации к образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Слайд 2

Так что же такое П.С.? Как отмечал Рубинштейн-это начало развития мысли человека

Слайд 3

На сегодняшний день актуальность использования проблемных 

ситуаций заключается в том, что они доставляют

 детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивают развитие их познавательной и творческой активности

Слайд 4

Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении;
  • закреплении;
  • контроле;
  • в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий;
  • в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине, чтобы поддержать у детей интерес к новой теме.

Слайд 5

Создавая П. С, мы подводим детей к противоречию, а противоречие –это основное звено проблемной ситуации.

  • Оно воздействует на эмоции детей в познании нового.
  • А эмоция, включает в работу мысль.
  • Таким образом, найденное, в процессе мышления становится новым знанием для детей

 Вот несколько примеров П.С. Как вы думаете?

  • «Почему мухи и комарики прилипают к паутине паука, а он быстро бегает по липкой паутине и не прилипает?»
  • первый вариант ответа: лапки паука выделяют жидкость, которая растворяет клейкий состав паутины,

Другой вариант: Особое устройство лапок. На каждой из них есть три коготка, один из который окружен жесткими волосками. волоски пригибаются к когтю. Когда коготь касается нитей, сгибается и прижимает их к волоскам. Когда паук поднимает лапу, коготь выпрямляется. С ним выпрямляются упругие волоски и отбрасывают паутину в сторону.

А мухи и комары просто увязают в клейкой паутине

Еще одна проблемная ситуация.

Почему снег белый, а небо голубое?
Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Свет попадает и отражается от граней этих кристаллов делает снег белым.

  • А голубое небо потому, что воздухе, который окружает землю, летает большое количество частичек – это разные газы, частички пыли, частички воды и т.д. Когда белый луч от солнца (белый цвет не сам по себе, а все цвета вместе) попадает в воздух, то сталкиваясь с частичками воздуха и частичками, которые летают в воздухе, начинает рассыпаться на цвета, из которых он состоял.
    Одни цвета шустрые
    , другие очень неповоротливые. Шустрые цвета, рассеиваясь в воздухе, быстро изворачиваются от столкновений с частичками и долетают до Земли.
    Голубые лучики неповоротливые, они чаще других попадают на препятствия и рассеиваются (разлетаются) как салют на все стороны, подсвечивая воздух голубым светом
    .

 

Слайд 6

Чтобы эффективно применять проблемные ситуации на занятиях, необходимо знать методы и приемы их создания. Я использую эти приемы, которые вы видите на слайде, но при этом обязательно учитываю насколько дети в данный момент самостоятельны, какими знаниями обладают и какая им нужна помощь.

Слайд 7

Важно хорошо усвоить алгоритм решения проблемных ситуаций:

В любой возникшей П.С, всегда есть часть данных уже «известная» детям, которую дети должны использовать в решении, другую часть «незнакомую» дети должны найти сами.

  Поэтому успех решения проблемы во многом зависит от   предварительной работы- это чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепка, конструирование, участие в подвижных игры и т. д.

 Под руководством воспитателя осуществляется анализ П.С.: выявление известного и неизвестного.

 Дети ищут решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний, найдя ответ могут предложить разные способы проверки. Ими может быть опытно-исследовательская деятельность, наблюдения, моделирование ситуации и т. д 

Слайд 8

АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ П.С. В КАРТИНКАХ

Которые мы используем, когда в предлагаемых ситуациях есть сюжет

Слайд 9  

Создавая проблемные ситуации для детей, я считаю необходимым соблюдать соответствующие требования к ним. Пожалуйста, они представлены на слайде.

Слайд 10 Сейчас я хочу рассказать о том, как мы решаем П.С. с детьми

 в НОД по формированию элементарных математических представлений

 В прозрачных сосудах разной емкости и формы вода.

 П.С. Нужно определить в каком сосуде воды больше.

 Противоречие. У детей возникло разное мнение на количество воды. Как выяснить, кто прав?

На глаз это сделать невозможно. Как же нам проверить?

  В результате анализа дети выдвигают предположения, гипотезы, идеи                решения.

 Наконец, предлагают измерить воду используя мерку (кружку, стакан) это один вариант решения П.

Второй - вылить воду в два одинаковых сосуда и сравнить объем воды на глаз.

Слайд 11

Из опыта работы я знаю, что дети любят решать П.С. связанные с миром животных, миром природы. Мир цифр, букв, геометрических фигур им не особо интересен. Поэтому, чтобы, как-то заинтересовать детей мы стали решать проблемные ситуации с точками, линиями, геометрическими фигурами. В этом мне помогает методическая разработка А. Смоленцевой, О. В. Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей», где описаны более 100 примеров П.С. с геометрическими фигурами, точками, линиями.

Вот так мы решаем П.С. «Где живут точки»

 В предлагаемой ситуации есть сюжет

Кролик, Пяточек и Вини- пух и внимательно следили за тем, что рисовал «Геометрик» им было интересно, что на этот раз он нарисовал. Геометрик нарисовал прямоугольник (Геометрик -это герой который живет в стране Геометрии)

 «Посмотрите внимательно на рисунок и скажите где живут точки?» - спросил Геометрик

 «Внутри прямоугольника» - сказал Кролик

«Не внутри, а вокруг прямоугольника» -возразил Пятачок

«На прямоугольнике, уверенно заявил Вини-Пух»

Детям предлагаются варианты ответов:

  1. Прав Кролик
  2. Прав Пятачок
  3. Прав Вини -Пух
  4.  Все правы

 Выбрав вариант ответа: «все правы», дети практическим путем начинают решать проблему.

Они ищут точки, которые находятся внутри.  Их две.

 Далее пересчитывают точки вокруг прямоугольника- их 6. на границе прямоугольника их 2.

Затем предлагаю задание на закрепление: Дети рисуют круги, квадраты отмечают точки внутри, вокруг и на границах геометрических фигур. 

Проблемные ситуации, которые есть в данной методической разработке я адаптирую под темы занятий, которые планирую, (можно изменить сюжет ситуации, героев или вопросы)

Слайд12     

А сейчас я хочу вам привести пример, когда при решении одной П.С, возникает новая П.С, которая тоже требует решения

  • В данном случае П.С была создана преднамеренным столкновением (жизненных представлений детей) с научными фактами.

 -Привожу детям научный факт, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, состоят из большого количества   воды.

Первая реакция детей- это удивление.

Дети, основываясь на свой жизненный опыт, свои знания столкнувшись с научными знаниями, их не принимают их, они считают их неправильными.

 Начинаем анализировать имеющиеся знания. Дети выдвигают свои пути выхода из ситуации.  

Принимаю все варианты вплоть до неверных, и никогда не заостряю внимание детей на ошибках

 Далее проводим опыт, чтобы убедиться, что морковь, свекла, картофель, яблоки, - содержат много жидкости?

Натираем овощи и фрукты на терке, отжимаем.

 Дети визуально видят, что сока больше, чем выжимок, и вот теперь в результате работы собственной мысли дети принимают «новые» знания, что все живые организмы в большей своей степени состоят из воды.

Решив одну С. возникла новая ситуации, связанная с ней.

А теперь «сталкиваем» только что усвоенные знания с новыми фактами. Проблема: «Если растения, фрукты, овощи содержат много воды, то почему же она не вытекает при разрезании?»

 У детей опять удивление, возникло противоречие.

 На вопрос: «Будет ли течь сок из моркови, свеклы, яблока, если их разрезать?» Дети отвечают, что НЕТ.

 Проводим опыт: разрезаем овощи, фрукты.  Дети видят, что сок не течет, но решить эту проблему дети не могут не хватает знаний Я объясняю: «что самостоятельно решить эту загадку природы мы пока с вами не можем, это произойдет в школе, когда вы узнаете, как устроены живые организмы»

Слайд 13

Проблемную ситуацию педагог может создать, используя разные способы так, пример ситуации, которая была создана побуждением детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.

 В серии НОД с воздухом, которые мы проводили с детьми, работая над проектом «Где живет воздух?» главная цель проекта заключалась в том, что дети должны усвоить: воздух находится везде.

  Именно поэтому изучение этой темы мы начали с опытов

- Как вы думаете, есть ли воздух в камне? (нет в камне нет)

 -А в пуговице? (нет)

Проводим опыт (в прозрачный сосуд с водой опускаем по очереди камень и пуговицу

 Начинают выходить пузырьки – это воздух!

Побуждаю детей к осознанию проблемы:

 - Вы сначала как думали?

 - А как оказывается на самом деле?

 Дети «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

А чтобы дети усвоили, что воздух есть везде проводим другой опыт

Ловим воздух в целлофановый мешок

 «Что теперь в мешочке?»: «Воздух».

 Когда воздух выпущен, определяем:

 «Где теперь воздух, который был в мешочке?» «Вокруг нас»

 

Слайд 14  

В проекте «Зимующие птицы» мы решали П.С, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых

фактов, явлений невозможного в жизни сочетания.

 Вот примеры п. с.  которые решали дети  

  •  «Почему птицы летают и не падают?»
  • «У всех птичек окраска такая, чтобы быть незаметными для врагов, почему же снегирь такой яркий? У него нет врагов?»
  • «У всех птиц есть крылья, чтобы летать высоко и далеко, и у курицы есть крылья; почему же она не летает?

Проведя такие опыты, как «Перо легкое или тяжелое?», «Какое перо легче – перовое или маховое?». «Опыт с молнией и с маховым пером», «Почему гусь выходит сухим из воды?» Дети узнали, как устроены перья птиц, зачем им перья? Они усвоили, что, перья помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. А не летает, например, курица потому, что очень тяжелая, а главное крылья у нее маленькие, она не может поднять свою массу тела, хотя несколько метров пролететь может

Слайд 15

Создавать проблемные ситуации можно и при ознакомлении с худ литературой, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко»

П.С- «Почему нельзя спешить во время еды?»,

 «Как сливочное масло попадает к нам на стол?» и др.

Сказка «Кот в сапогах»

П.С.  Кот потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно. Как быть?

Сказка «Золушка»

П.С. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?  

П.С. может быт включена и в сказочный сюжет. После чтения сказки «Мороз Иванович» детям задаю вопрос:

- Мороз Иванович под пуховой периной прячет зеленую траву, чтобы не замерзла. Так в сказке, а как в жизни такое может быть?

ПС: «Трава под снегом замерзает или нет?» (П.С. создана на расхождение мнений)

Мнения детей расходятся: да – нет.

На прогулке проводим опыт с термометрами. Один термометр, закапываем глубоко в снег, другой – вешаем на ветку дерева. Сравниваем температуру и выясняем, что температура под снегом выше. Также раскапывая снег, дети убеждаются, что трава под снегом есть и она не замерзла. Она зеленая.

Слайд 16

В нашей группе новые открытия дети могут делать вот в таких уголках открытий. В них мы постоянно накапливаем информацию по П. С., пополняя копилку с помощью родителей, коллег, детей.

ВЫВОД: Таким образом, применение мной в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает выполнять одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, мышление

Спасибо, уважаемые коллеги за сотрудничество. Но прежде, чем расстаться с вами, я хотела бы пожелать, вам, чтобы вы не полагались на то, что сейчас видели и слышали, а всегда «открывали», «творили» и «создавали!»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...

Доклад на тему: "Образовательная деятельность детей дошкольного возраста"

Доклад посвящен особенностям работы с детьми дошкольного возраста....

Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности......

ДОКЛАД «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Мотивация к познавательной деятельности детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены теоретические вопросы о том что такое мотивация, её виды и цели в работ с дошкольниками.В интересной и красочной форме рассказано как в работе с детьми приминяется Те...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...