Методическая разработка "Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников через цветовосприятие"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Вилкова Юлия Владимировна

 «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается , преобразуется душа, меняются состояние, настроение… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots.otzyvch.cherez_tsvetovospriyatie.docx33.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 111»

Методическая разработка

«Воздействие музыки на развитие эмоциональной отзывчивости через цветовосприятие» 

Подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №111»

        Вилкова Ю.В.

Нижний Новгород

           2019

 «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается , преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Мы слушаем музыку – и забываем о привычной 80- процентной визуальности нашей жизни. Отсутствие картинки не уменьшает художественного воздействия музыкальных произведений, звучащих на домашних аудиосистемах , а не, скажем, в концертном зале. Никто из аудиофилов не сетует не недостаточность впечатлений, получаемых при домашнем прослушивании, что с позиции общепринятого представления о восприятии может показаться странным. Эта странность объясняется тем, что музыка не существует вне визуального мира. И композитор, и слушатель живут в видимом мире, а музыка – как любой другой вид искусства – является отражением идей, предметов, событий этого мира. Значит, в каждом музыкальном сочинении присутствует определённая доля зрительности. Это ясно ощущается и воспринимается в программных произведениях (фортепианный цикл “Карнавал” Р.Шумана; “Фантастическая симфония”, Г.Берлиоза; симфонические картины “Волшебное озеро”, “Кикимора” А.Лядова и др.). 
Одними из первых музыку в цвете увиделидревние индийцы. В их системе мировосприятия каждому музыкальному тону соответствовали планеты, созвездия, части света, органы тела и цвета. Приблизительно так же представляли связь музыки и окружающего мира в Древней Греции. Семи основным ступеням звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си – соответствовали не только определённые планеты математические пропорции и т.п., с ними сопоставлялись и семь цветов радуги. Переходы между ступенями – полутоны – сравнивались с различными оттенками цветов – красок. (Отсюда, кстати, произошло и название хроматической гаммы, звуки которой расположены по полутонам: по-гречески chroma – цвет, оттенок.) В Древней Греции последовательности звуков имели не только цветовые, но и образные, настроенческие определения. Тогда связи между музыкой, цветом и настроением ещё только намечались. Спустя столетия триада музыка – настроение – цвет стала важной, а порой и определяющей в творчестве многих композиторов. 
Человек интуитивно ощущал родство звука и цвета задолго до того, как появилась цветомузыка. Некую теорию на сочетании видимого и слышимого в конце 16 века построил живописец и музыкант Арчимбальдо: преподавая живопись, он проигрывал своим ученикам ноты и к каждой из них подбирал цветовые карточки. В 1665 году Ньютон с помощью стеклянной призмы точно разложил музыкальную октаву на солнечный спектр. Нота «до» соответствовала красному цвету, «ре» - фиолетовому, «ми» - синему, «фа»- голубому, «соль» - зеленому, «ля» - желтому, а «си» - оранжевому. 
Исследования в области взаимодействия цвета и звука продолжил А. Кирхер. Изобретатель первого в мире проекционного аппарата, он перевел солнечный спектр на экран. В 18 веке Л. Кастель, работавший над проблемой синтеза цвета и звука, разработал клавесин для глаз – уникальную машину, благодаря которой музыку смогли воспринимать глухие люди. Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А.Н. Скарябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, совершенно отличный от ньютоновского, в котором нота «ре» была желтой, «ми» - голубой, «соль» - оранжевой, «ля» - зелёной, «си» - синей. Скрябин предвосхитил бурное развитие цветомузыкального искусства, которое в 20 веке, став массовым, вышло на танцевальные и концертные площадки, а в 90-е годы получило и вовсе невиданный дотоле размах (вспомнить хотя бы фантасмагорические представления Жана-Мишеля Жарра, в которых были задействованы грандиозные светомузыкальные установки). 
Взаимосвязь слышания и видения проявляется даже в определениях, которыми часто характеризуются связанные с музыкой понятия: светлый звук, красочная тембровая картина, прозрачный “верх”, чёткая прорисовка мелодических линий. Говоря о внимательном углубленном слушании и слышании музыки, мы иногда используем слово- звукосозерцание. Применение таких зрительно-живописных определений для сферы музыкального искусства не случайно. На всём протяжении существования музыкальной культуры люди, ощущая на некоем подсознательно-эмоциональном уровне взаимодействие невидимой музыки и видимого мира, стремились упорядочить и узаконить их отношения, стремились увидеть музыку и отразить свои впечатления в цвете. Подобное стремление поддерживало постоянный интерес к буквальному звукосозерцанию – как отдельный звуков, так и всего музыкального произведения в целом. Это явление существует, хотя, находясь на грани реального и ирреального, проявляется весьма необычно и неоднозначно. Необычность заключена в самой форме существования звукосозерцания – вопреки законам физики мы сначала слышим музыку, а затем –видимеё. Неоднозначность же состоит в том, что одно и тоже музыкальное произведение видеть можно по разному. 
Цветной слух (синопсия) – зрительно-слуховые ассоциации, вызываемые звуками, созвучиями, тональностью музыкального произведения. Такое восприятие свойственно многим людям, обладающим абсолютным слухом, - “абсолютникам”, которые способны определить высоту звука при колебании любого тела, будь то струна музыкального инструмента или кастрюля. Каждый звук для истинного “абсолютника” наделён некой специфичностью звучания, характерной окраской. Потому и возникает представление ноты или тональности как определённого цвета. Чаще всего, цветной слух проявляется в видении цвета тональности. 
Эмоциональное отношение к музыке и цвету, свойственное детям, спонтанно порождает симультанность музыкального и цветного эмоционально-образного видения мира. В цветовом символе заключена информация, выражающая эмоциональное переживание, возникшее у ребёнка в процессе музыкального восприятия. Этот феномен свидетельствует о том, что научение посредством введения цвеового символа активизирует эмоциональные процессы. Эмоциональная отзывчивость ребёнка на восприятие звука и цветапослужит основой для целого ряда методов и приёмов. Весь спектр приёмов можно разбить пошагово: 
Шаг 1: умение мыслить - предполагает умение подобрать как можно больше музыкальных аналогий к изображениям различных по сложности, форме и цвету фигур, линий, тонов, пятен, штрихов и т.д. 
Шаг 2: умение слушать и слышать - предполагает умение находить общее созвучие с окружающим миром, находить ряд интересных соприкосновений с ощущениями видения музыки, через призму своего мировосприятия звуков. 
Шаг 3: умение реагировать и выражать эмоции - предполагает умение правильно сопоставить силу звука и глубину красок и линий, музыкальных оттенков и цветовых штрихов, а также умение выразить ассоциативно направленность мелодии и тона рисунка. 
Шаг 4: умение творить и создавать - предполагает умение самовыражения без помощи учителя, формировать своё творческое начало в синтезе цвета и звука. 
На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности, воображение, возникают ассоциации и обобщения, стимулирующие эстетические эмоции учащихся. Хорошо ли это? Нужно ли это? Слушатель-зритель, конечно, сможет лучше понять ощущения композитора, однако звукосозерцание само по себе является творчеством особого рода. … Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты звука и цвета? Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников".

Музыка является самым психологическим воздействием на человека. И поэтому необходимо обратить внимание на то, какую музыку слушают ваши дети....

Методическая разработка конспекта занятия “Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника на основе представлений с элементами релаксации".

Данная методическая разработка конспекта занятия " Развитие эмоциоанльной отзывчивости дошкольника на основе представлений с элементами релаксации" предназанчена для педагогоа-психолога....

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников» Консультация для воспитателей

Эмоциональная отзывчивость на музыку способствует развитию отзывчивости и в жизни, воспитанию таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку,  способствует общему инте...

Консультация для воспитателей "Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников"

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников....

Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...