Организация образовательного процесса в ДОУ на этапе реализации ФГОС ДО
методическая разработка

Организация образовательного процесса в ДОУ на этапе реализации ФГОС ДО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 Родничок

«Организация образовательного процесса в ДОУ

на этапе реализации ФГОС ДО»

группа общеразвивающей направленности

от 2-х до 3-х лет № 2 «Малышок»

(первая младшая группа)

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2017

       

  Организация воспитательно-образовательного процесса группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет № 2 «Малышок»  осуществляется на основе рабочей программы группы с учетом:

  • Требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; 
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Основной образовательной программы дошкольного учреждения.

      В соответствии с ФГОС структура Программы  включает в себя   целевой, содержательный и организационный разделы.

      В каждом из них отражается обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).  

      Участниками образовательного процесса являются: воспитанники группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители (законные представители).

      Воспитательно-образовательный процесс в группе строится на основе индивидуальных особенностей  детей  и отражает:

  • возрастные особенности детей 3–го года жизни;
  • характер взаимодействия детей со взрослыми и с другими детьми;
  • систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
  • индивидуальные особенности развития  детей группы с учетом контингента воспитанников (всего – 20 воспитанников из них 7 девочек и  13 мальчиков);
  • социальный заказ родителей для обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • материально-технические условия осуществления образовательного процесса (наличие технических средств образования - ТСО);
  • предметно-пространственную развивающую образовательную среду (должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

        Планирование образовательной деятельности в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы.

      Построение образовательного процесса осуществляется на комплексно-тематическом принципе, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

      Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема недели также отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

      Содержание образовательного процесса спланировано с учетом региональной расположенности детского сада.

       Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.

        С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

      Мы планируем  образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. В планирование включаем разнообразные виды деятельности с детьми, учитывая их индивидуальные, возрастные особенности и  работоспособность. Также  учитываем разнообразные формы организации детей: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

       При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Она присутствует во всей педагогической работе, а не только в одной из областей.

         Образовательный процесс  группы включает в себя совокупность всех пяти образовательных областей, в которых сочетаются следующие функции:

  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности; 
  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности.

     

      Образовательная деятельность в группе осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

        Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов.

      Образовательный процесс группы включает следующие блоки: 

  • Проведение занятий
  • Образовательная деятельность в режимных моментах
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Организация ППРС
  • Взаимодействие с семьями воспитанников

Проведение занятий

       Занятия в группе реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. Длительность занятий составляет 10 минут. Каждый воспитатель прилагает немало сил, чтобы деятельность была эмоциональной, яркой и интересной, для этого используется иллюстрированный материал, наглядный, раздаточный, в перспективе применение технических средств обеспечения (ТСО).

Образовательная деятельность в режимных моментах

    В утренние часы и вечерние часы:

    Основная наша  задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

      Основное место в вечернем отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

      На прогулке: в режиме дня нашей  группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе). Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений, индивидуальной работы с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

  • С детьми проводятся подвижные игры, игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, тематические праздники.
  • Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы, упражнения по освоению культурно – гигиенических навыков.
  • Игры с правилами (дидактические), сюжетно – ролевые, театрализация.
  • Опыты и эксперименты с водой, с песком, со снегом.
  • Беседы на разные темы, рассказывание сказок, разучивание  потешек, стихов, песенок.
  • Слушаем с детьми музыкальные произведения, выполняем музыкально – ритмические движения.

Так же в процессе образовательной деятельности мы используем

следующие методы:

  • Игровой
  • Словесный
  • Наглядно-демонстрационный
  • Проблемно-поисковый
  • Практический
  • Ситуативный
  • Метод проектов
  • Метод экспериментирования
  • Методы контроля и наблюдения

                  К числу используемых нами современных образовательных технологий можно отнести:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технология портфолио дошкольника и воспитателя (Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка);
  • Игровые технологии;
  • Технология «ТРИЗ»  (Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).

                          Совместная деятельность педагога с детьми

        Индивидуальная  работа проводится в течении дня с одним ребёнком или подгруппой детей.

        Количество детей зависит от индивидуальных особенностей, вида деятельности, сложности материала. Но все мы обязаны помнить, что каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Самостоятельная деятельность детей

      Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая возрасту детей. Есть развивающие игры, игрушки для сюжетно - ролевых игр, спортивное оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей. Воспитатели периодически меняют игровой материал, а появление новых предметов, стимулирует игровую, двигательную, познавательную активность детей. В группе обеспечен свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Воспитатели вместе с детьми строго следят за исправностью и сохранностью материалов и оборудования. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы удовлетворяет этим потребностям.

    В соответствии с ФГОС  развивающая предметно-пространственная среда в группе:

содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

                                              Работа с родителями

      Во взаимодействии с родителями мы  учитываем социальный статус семьи, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, группы, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

    С целью вовлечения семьи в единое образовательное пространство на постоянной основе  ведется целенаправленная работа, в которой  решаются следующие приоритетные задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной    взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

     Для решения поставленных  задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития,  нами ведется работа в трех направлениях:

  •    Работа по организации взаимодействия с семьей.
  •    Повышение педагогической культуры родителей.
  •    Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.


     Помимо традиционных форм работы  с семьями воспитанников, мы  используем инновационные формы и методы работы:

  • - тематические выставки;
  • - опрос на любые темы;
  • - консультации специалистов;
  • - совместные проекты;
  • - совместное оформление группы, прогулочного участка;
  • - сайт ДОУ;
  • - личный блог.

        Мне хочется обозначить основные задачи, стоящие перед воспитателями при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

  • Наполнить жизнь ребёнка интересным содержанием.
  • Творчески подходить к отбору содержания, на основе интеграции, с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
  • Шире включать в образовательный процесс разнообразные игры, игровые приёмы и игровые ситуации.
  • Использовать принцип вариативности при отборе тем, форм, средств, методов (новизна и разнообразие).
  • Исключить формализм, шаблонность.
  • Внимательно и тактично относиться к ребёнку, его возможностям, способностям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...

Педагогический совет не тему «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ».

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС до...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возникла необходимость обновления и повышения качества...

Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"

Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...

«Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста. Достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыко...