"Дело мастера боится"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Воробьева Ольга Константиновна

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delo_mastera_boitsya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: Познакомить с народными приметами ноября и обычаями, связанными с днём Кузьмы и Демьяна. Закреплять представления о дымковской игрушке, её орнаменте. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предшествующая работа: разучить пословицы о ноябре, познакомить с русской народной игрой « Делай, как я!». Знакомство с дымковской игрушкой, орнаментом росписи.

Материал: дымковские игрушки, силуэты игрушек из бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия.

В гости к детям проходит Марьюшка.

И вот уже зима спешит, 

Чтоб встретить осень на пороге,

А за окошком снег кружит,

Ноябрь месяц к нам приходит.

Вот и наступил ноябрь. «Ноябрь, - говорит народная пословица, - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка». В народе его называют полузимником и ледовым кузнецом. Обсудить с детьми почему. (Полузимник т.к. наполовину уходит в зиму, ледовый кузнец, потому как в ноябре покрываются льдом реки и озёра.)

А какие вы знаете пословицы о ноябре? (ответы детей).

- Ноябрь – ворота зимы.

- В ноябре зима с осенью борется.

-В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.

14 ноября отмечаем праздник Кузьминки, встречаем зимушку. Внароде говорят, не заковать реку зиме без Кузьмы – Демьяна.

Праздник «Кузьминки» назван в честь Кузьмы и Демьяна. Кто же они? Они были знаменитыми мастерами – кузнецом и плотником. Ходили по деревням, помогали людям и денег за это не брали. Они покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне всё своими руками делают: ложки деревянные, лапти плетённые, посуду глиняную и корзины из бересты.

Закончились осенние заботы, урожай собрали, капусту на зиму наквасили, огород перекопали, пора и зимними делами заняться. По такому случаю с Кузьминок устраивают посиделки. Проводят время за своими любимыми занятиями: кто – то прядёт, вяжет, вышивает, а кто- то из глины посуду лепит, из дерева ложки и игрушки вырезает. И в работе этой парням и девушкам помогают Демьян и Кузьма. Они дом охраняют от разной беды, от всякого лиха.

Марьюшка предлагает детям поиграть в игру «Делай, как я!» и показать какими занятиями занимались на посиделках.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семь детей,

Семеро сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Кто повторил движение лучше всех, становится ведущим.

Марьюшка говорит: 

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братьев,

Как славно жить, когда они 

Работы не боятся.

И как хороший мальчик,

Послушен каждый …..(пальчик).

- Ваши братья не боятся работы? (ответы детей).

Марьюшка предлагает отправиться в Дымковскую слободу и стать дымковскими мастерами.

- Поплывём мы туда на лодочке.

« Лодочка» (пальчиковая гимнастика).

Две ладошки прижму Ладони соединить лодочкой и выполнять 

И по морю поплыву Волнообразные движения руками.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.
Паруса подниму, Поднять выпрямленные ладони вверх.

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам, Имитировать движения волн и рыбок.

Плывут рыбки тут и там.

Марьюшка обращает внимание детей на дымковские игрушки. Предлагает рассказать детям, что они знают о них. 

Она читает стихи о дымковских игрушках. Дети находят силуэт игрушки, о которой говорится в стихотворение, и берут себе для дальнейшего раскрашивания (выбор по желанию детей). 


  1. Хозяюшка, молодаюшка,


Что за работница!

Обо всём заботится,

На всякое дело годится,

Любит трудиться.


  1. Козлик бородатый:


- Ме-е! Ме-е!

- Что у тебя на уме?

- Капустка в огороде,

Да боязно лезть при народе!


  1. Что за конь!


Поводья только тронь-

С всадником вместе

Проскачет вёрст, двести.


  1. Уточка – крылатка,


Скромная повадка, 

Степенная походка,

Качается как лодка!


  1. Яша – дружок дует в рожок,


Сидит на спинке у свинки

Дети раскрашивают фигурки. Во время самостоятельной работы Марьюшка говорит поговорки:

- Была бы охота – заладится всякая работа.

- Дело мастера боится.

В конце занятия дети показывают свои работы, и Марьюшка говорит им « Сделал дело – гуляй смело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дело мастера боится"

Цель занятия:1. Учить детей демонстрировать продукт своей деятельности  посредством ведения беседы;2. Продолжать совершенствовать технические навыки хохломской и гжельской росписи...

Театрализованное представление "Дело мастера боится".

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями вокруг нас....

Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет. Тема «Дело мастера боится»

Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет.Тема  «Дело мастера боится»Задачи: Воспитательные Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку-труженику путем расши...

Сценарий театрального представления "Дело мастера боится"

Сценарий предназначен для театральной постановки по проекту раняя профориентация....

Тема: "Дело мастера боится"

Занятие: приобщенеи детей к русской народной культуре....