Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет. Тема «Дело мастера боится»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Орлова Любовь Константиновна

 Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет.

Тема  «Дело мастера боится»

Задачи:

Воспитательные

Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку-труженику путем расширения представлений детей о трудовых навыках русского народа;

  Воспитывать у детей  уважение  к традициям русской жизни.

 Образовательные

Знакомить детей со старинными русскими профессиями, с инструментами русских ремесленников;

 Разучить с детьми пословицы и поговорки  о труде;

 Развивающие

Расширять словарный запас детей;

Развивать у детей внимание, память, мышление

 

Оборудование: Информационные компьютерные технологии и электронные образовательные ресурсы, мультимедийная презентация  «Как жили на Руси?», раздаточный материал – карточки с заданиями «закончи пословицы» и «составь пословицы»; карточки игры «Кому что нужно для работы».

 

Предварительная работа:  Рассказы о народных игрушках, былине о богатыре Микуле Селяниновиче; беседы, рассматривание изображения богатыря Микулы Селяниновича;, рассматривание альбомов, цикл занятий по декоративной росписи  игрушки.

 

 

 

Ход занятия:

Педагог: В старину на Руси родилась поговорка «Долог день до вечера, коли делать нечего».

Как вы ее понимаете?

 (Предполагаемые ответы детей – «когда ничего не делаешь, то кажется что время остановилась»)

Педагог: Действительно, день тянется очень долго, для тех, кто ничего не делает. Но мы с вами знаем, что наши предки постоянно трудились. У них буквально не было ни минуты свободного времени.

Видеопрезентация «Как жили на Руси?» - «Мужская работа»

Педагог: Русь славилась самыми разными умельцами. Сегодня мы познакомимся со старинными русскими профессиями. А поможет нам в этом русский богатырь Микула Селянинович. Это богатырь-пахарь, настоящий русский мужик.

( слайд№1)

 На Руси очень важно было каждому хозяину построить свой дом.

Как же раньше строили избу?

 (слайд№2)

Да всем миром. Недаром говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Однако работников приглашали с разбором. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен , и мастерство, и талант.

 Ребята, подумайте,  какие мастера нужны были при строительстве избы в первую очередь?

Дети: Плотники.

(слайд№2.2)

Педагог: Какими  инструментами они пользовались? Расскажите о них

Дети (Я знаю что это топор .Им рубили деревья .это пила чтобы распилить большие дрова на маленькие)

 

Педагог:  Главный инструмент у плотников – топор. Про него так и говорили «Топор – всему голова» и «Без топора – не плотник». Работы плотника требовалась всем.

Что могли сделать плотники из дерева?

Ответы детей с использованием слайда. (Многие  вещи из дерева делали плотники)

Педагог: Когда изба построена, к работе приступал другой мастер. Он делал самую необходимую вещь в избе. Без чего изба – не изба?

Дети: Без печи.

 Педагог: И правда нельзя было в старину прожить без печи. Она и обогреет,  и накормит, и спать уложит.

Как называется мастер, который делает печи?

Дети: Печник. (слайд№3)

Педагог: Из чего делали печи в старину?

Дети: Из кирпича и глины.

Педагог: Оказывается, у печника были свои инструменты. Мастерок и различные молотки.

 При помощи этих инструментов печники делали разнообразные печи.

Гончар (слайд№4)

Педагог: Итак, новая изба готова, печь в ней сделана. Можно  заводить свое хозяйство! А какое же хозяйство без посуды!

 Ребята, вспомните, из чего в старину делали посуду?

Дети: Из глины и из дерева.

Педагог: Как назывался мастер, который делал глиняную посуду?

Дети: Гончар.

Педагог: Сначала посуду лепили из глины руками. Но такая посуда получалась неровной. Затем придумали специальное приспособление – гончарный круг. Ребята расскажите, как мастер делал глиняный горшок.

 

Рассказы детей с использованием изображений на слайде.

Педагог: Кроме горшков мастера умели делать много различной посуды из глины. Какой?

Ответы детей с использованием слайда.

Бондарь слайд № 6

Педагог:В доме была не только глиняная посуда. В хозяйстве всегда нужны бочки для воды, кадушки для засолки грибов, огурцов  и капусты, а также лохани, ведра, подойники.

Все это изготавливал бондарь. У него был целый набор инструментов.

Кузнец слайд№6

 Многих мастеров мы вспомнили, а самого главного забыли!

Педагог: Действительно, были на Руси такие мастера, без которых не могли обойтись ни крестьяне, ни горожане, ни воины.

Как вы думаете, кто это такие?

 Я вам подскажу, мастер этот мне сделал железный наконечник для сохи, поправил косу, заточил серп. Что это за мастер?

        Дети: Кузнец.

Педагог: Кузнеца у нас все уважают, но и побаиваются. Говорят, что не иначе кузнец с нечистой силой знается.

Такие поверья появились потому, что кузница находилась в стороне от жилья, там постоянно горел огонь, оттуда доносились непонятные звуки: стук, шипение.

Как вы думаете, какими инструментами работал кузнец?

Ответы детей с использованием слайда.

Педагог: Какие вещи делал кузнец?

Ответы детей с использованием слайда.

 Русские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов -  мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Они делали все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи.

 

Педагог : Давно уже нет тех мастеров, и профессии древние сегодня не так популярны, как когда-то. Но память о них хранится сегодня:

·        в русских фамилиях.

·        и названиях улиц.

( Приведите примеры)

Педагог: Ребята, мы сегодня  познакомились со старинными умельцами-мастерами. Сам богатырь был очень уважаем на Руси, недаром к нему обращались по имени-отчеству. На Руси уважали человека-труженика и считали, что труд облагораживает человека. Он делает его трудолюбивым, умелым, терпеливым, пробуждает таланты. Наши предки сложили много пословиц и поговорок о труде и разных профессиях.

 Думаю, что вы знаете многие из них. Сейчас мы это проверим.

Задания:

1. Из предложенных слов составьте пословицу. Объясните ее смысл.

2. Закончите пословицу

3.Составьте пословицу, правильно соединив ее части.

Педагог  Молодцы! Все пословицы вы составили и закончили правильно.

Мы завершаем наше путешествие в  мир старинных профессий. Сегодня многое изменилось. Мы уже не увидим крестьянина с сохой, деревянную лохань под глиняным рукомойником. Но все это было в нашей истории, и забывать об этом нельзя. Как нельзя забывать о наших предках-тружениках, мастерах-умельцах и  их отношению к работе, пусть самой тяжелой.

Закончить наше занятие хочется словами известной поэтессы Н.Кончаловской:

Времена теперь другие

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия,

От страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт,

А преданья старины

Забывать мы не должны,

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ –

СЛАВ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет. Тема «Дело мастера боится» Презентацию выполнела воспитатель МБДОУ № 20 Орлова Любовь Константиновна

Слайд 2

богатырь Микула Селянинович .

Слайд 4

плотник

Слайд 5

Печник

Слайд 6

Гончар

Слайд 7

Бондарь

Слайд 8

Кузнец

Слайд 9

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированого занятия (рисование, музыка, кругозор) "В гости к дымковским мастерам"

Интегрированое занятие по приобщению к декоративно-прикладному искусству в средней группе....

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «В гостях у Мастера - Карандаша»

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы«В гостях у Мастера - Карандаша» Цель: поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности. Задачи:Образовательные:Познакоми...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего возраста "Математика в профессиях" в рамках проекта "Город мастеров"

Образовательные области - познание, изобразительная деятельностьЦель - познакомить детей с применением математических знаний в разных профессиях....

Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционного оборудования "Путешествие в город Мастеров"

Конспект интегрированного занятия в средней группе с применением нетрадиционного оборудования "Путешествие в город Мастеров"...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....