«Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»
методическая разработка

«Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016.docx492.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Тема:  «Развитие развивающей предметно-пространственной среды влияющей на формирование творческого воображения дошкольников»

Цель:

Изучить методическую и научную литературу о развитии предметно-развивающей среды для осуществления процесса формирования творческого воображения дошкольников.

Задачи: 

• изучить методы конструирования и наполнения предметно-развивающей среды соответствующим содержанием;

 • изучить методы обеспечения эффективности использования предметно-развивающей среды для развития творческого воображения.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста для формирования творческого воображения  повлиять на развитие предметно-пространственной среды, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Содержание.

  1. Актуальность выбранной темы
  1. Развитие творческого воображения у дошкольников.
  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Заключение

Литературы

Приложения

Актуальность выбранной  темы.

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Изучение среды: предметной, игровой, творческой – один из актуальных вопросов дошкольной педагогики и психологии. Доказательства ученых констатируют, что среду можно рассматривать как окружающие ребенка условия существования, к которым относятся социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия. При этом предметная среда выполняет определенную (ответную) функцию: она стимулирует игровую деятельность, способствует формированию воображения.

Развитие творческого воображения у дошкольников.

Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Теплов Б.М. характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д."

В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что "это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками» .

Психологи выделяют три периода:

- младший дошкольный возраст (3–4 года),

- средний дошкольный возраст (4–5 лет),

- старший дошкольный возраст (5–7 лет).

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.   

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.).

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.

Таким образом, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

В ДОО предметно-пространственную среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, потребностей, склонностей и способностей, а также уровней активности (С.Л. Новоселова).

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда с детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Предметно-развивающая среда ДОО не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.

Зачем нужна предметно-развивающая среда дошкольнику?

  • Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
  • Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
  • Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю?

  • Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
  • Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
  • Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него

интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. 

Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.

Создавая предметно-развивающую среду, ставят следующие задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности;
  • создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству.

Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников.

Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. Изменяя элементы интерьера, принося в группу что-то новое, выставляя в центры новые игрушки, предметы можно стимулировать познавательную и двигательную активность детей, развивать игровую деятельность, творческое воображение.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Для того чтобы правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду,  необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы.

Так, с точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности. А с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Таким образом, среда развития ребенка должна:  служить интересам и потребностям ребенка;  обогащать развитие специфических видов деятельности;  обеспечивать зону ближайшего развития ребенка;  побуждать делать сознательный выбор;  становиться основой для самостоятельной деятельности;  являться условием для своеобразной формы самообразования;  развивать любознательность и творческое воображение, умственные, художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения);  а также, формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.


Заключение.

Проанализировав современную психологическую педагогическую и методическую литературу, материалы, полученные в процессе взаимодействия с детьми, можно придти к следующим выводам:

  • Предметная среда с детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности ребенка-дошкольника.
  • Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную  творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности.
  • Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
  • Основными направлениями при проектировании предметно-пространственной среды в ДОО являются: всестороннее развитие детей; психологический и физический комфорт детей и взрослых, так как современный детский сад – это первый внесемейный социальный институт, обеспечивающий образование дошкольника; это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Осознавая значимость и необходимость такого опыта, возможности его организации и обогащения расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником становления субъектного опыта ребенка.

Литература.

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
  2. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии  с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 456 с.
  4. Новоселова С. Л.  Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г.
  5. Полякова М. Н .Особенности организации развивающей среды в возрастных группах детского сада/М. Н. Полякова//Дошкольная педагогика.-2001.-№ 1.
  6. Петровский В. А.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993г.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

http://psiholik.ru/pasekova-l-a-principi-postroeniya-predmetno-prostranstvennoj-r/555793_html_719045c9.gif

Приложение 2.

C:\Users\ikarus\Desktop\самообразование 2016\IMG_20160511_111925.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Анализ динамики развития развивающей предметно - пространственной среды группы.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому необходимо  создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей....

План развития развивающей предметно-пространственной среды старшей группы для организации работы по ознакомлению детей с профессиями

План  представляет собой перечень материалов оснащения профориентационной развивающей предметно-пространственной среды группы....

План развития развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе «Одуванчики» на 2018-2022 г.

Планразвития развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе «Одуванчики» на 2018-2022 г....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...