Детско - взрослый клуб "Содружество"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
«Детско - взрослый клуб «Содружество», как одна из форм взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ».
Родительские клуб – это редко используемая в практике ДОУ форма взаимодействия с родителями. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст.44 пункт 1), и наряду с педагогами и специалистами ДОУ, приобретают статус участников образовательных отношений (ст. 2 пункт 31)».
Родительский клуб является как раз той формой работы, когда родитель напрямую становиться участником образовательных отношений. Так что же такое родительский клуб?
Родительский клуб – форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Родительский клуб — это не родительское собрание, не тренинг, не лекция или семинар, это скорее встреча по той или иной проблеме. Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей, педагогов и детей. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему.
На базе нашего детского сада организован родительский, вернее сказать детско - взрослый клуб «Содружество». Опытом работы, которого я с Вами и поделюсь. Первая идея организации клуба возникла с целью привлечения родителей к жизни детского сада. Мы подбирали темы для родителей, которые считали наиболее актуальные и значимые для них. Родители не всегда с желанием посещали наш клуб и чаще это были те мамы и папы, которые проявили желание на собрание в начале года и закрепились членами родительского клуба от группы протоколом родительского собрания. В конце года 2015 года мы провели анкетирование с родителями, где на первое место поставили вопрос: «Какая форма работы вам наиболее интересна?» (консультации, праздники, круглый стол, беседа с приглашенным гостем и т.п.) и «Какие темы Вы бы хотели обсудить в следующем учебном году?». По результатам анкетирования построили свою работу на следующий учебный год. Поставили новые цели и задачи, организовали свободное посещение, по желанию. Результат превзошел себя. Родители посещают клуб добровольно. Им интересно. Родителей всегда бывает много.
Участниками клуба являются дети, их родственники (почему родственники, а не родители, потому что ребенок может пригласить с собой не только маму и папу, но и сестренку или братика, бабушку или дедушку), педагоги и иногда другие приглашенные гости (например, фитнес – инструктор или визажист, логопед).
Мероприятия (заседания) клуба проводятся 1 раз в месяц. Во второй половине дня. Так как мы находимся в сельской местности и наибольший поток родителей приходиться на 17. 00, поэтому и мероприятия назначаются на вечернее время 17.10.
Цель родительского клуба - создание системы личностно - ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи.
Основные задачи:
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;
- расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи;
- обогащение детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание активному включению родителей в процесс социального воспитания детей.
Принципы работы клуба:
- личностно – ориентированный подход к работе с детьми и родителями
- открытость системы воспитания
- сотрудничество субъектов социально – педагогического пространства.
Важную роль при организации любой деятельности играем мотивация. Так и при организации клуба, я задалась вопросом для всех участников: С какой целью я это делаю и для чего мне это нужно?
Руководитель клуба «Содружество».
-Чувствую отдачу от своего труда. «Родителям нравится. Благодарят, спрашивают, когда будет следующая встреча. Я осознаю, что родителю становится интересно проводить время со своим ребенком».
-Удовольствие от общения.
-Повышение самооценки своей значимости. «Я вижу, как родитель идет «на встречу» своему ребенку, ребенок чувствует, что он дорог для родителей. Глаза родителей и детей светятся теплом и радостью от общения друг с другом».
-Материальная составляющая (руководство клубом оценивается в стимулирующей выплате).
Родители.
- Любопытно посмотреть. В ДОУ организована реклама клуба – листовки, объявления, приглашения. Работает «сарафанное радио» между родителями.
- Интересно (Т.к. темы и формы работы определяли сами родители).
- Хочется расслабиться после работы и провести интересно время вместе со своим ребенком.
-Удовольствие от общения.
- По просьбе ребенка.
Дети.
- Близость родных людей.
- Повышение оценки в глазах родителей (мама увидит, как я могу...)
- Интересно, весело.
- любопытно, что будет нового.
- Физическая разгрузка (дети свободно двигаются, веселятся)
Педагоги групп.
- родители становятся заинтересованными в жизни ДОУ.
- в непринужденной обстановке можно лучше узнать и увидеть интересы семьи и использовать это при дальнейшем взаимодействии с родителями.
- материальная заинтересованность. Воспитатели групп, родители которых являются активными участниками клуба, в конце полугодия получают баллы от руководителей клуба, а также за участие в клубе в роли героя.
- остается больше времени на индивидуальную работу с детьми, не посещающими клуб.
Для детского сада роль клуба не менее важна. Это повышение имиджа ДОУ в глазах социальной общественности.
Сложности в организации:
- подготовка (время) – поиск и подбор материала, его компоновка, поиск практических упражнений и приемов для его проведения, сценарии. Объявления, листовки. Подбор музыкального сопровождения (это все зависит от творческого потенциала и активности педагога)
- материальная составляющая – о необходимых затратах сообщается минимум за 2 недели, чтобы могли заказать, оплатить и доставить товар, например призы на конкурс.
- не знаешь точное количество человек (добровольно ходят, кто хочет).
- создание эмоционального благополучия каждой семьи в деятельности клуба. Требует определенных усилий. Каждый раз могут приходить новые родители, которые ведут себя еще настороженно и родители, которые не пропускают мероприятия клуба, очень активны.
- не всегда работа строится по сценарию, т.к. родители могут заинтересоваться узким направлением и приходиться следовать их заинтересованности.
Формы взаимодействия с родителями:
По результатам анкетирования родителей и анализа работы деятельности клуба, такие формы работы, которые требуют наибольшего умственного сосредоточения и внимания, не вызывают интереса у родителей, это консультации, круглый стол и т.п. Да и для детей эти формы не приемлемы. Поэтому важные аспекты в воспитании дошкольников, т.е. теоретическую часть мы стараемся донести до родителей через игровую деятельность, заинтересованность, совместную практическую деятельность, рефлексию деятельности участников в конце мероприятий, яркие памятки, пословицы и поговорки, стихи, связанные с воспитанием детей.
Наиболее востребованная форма сотрудничества: праздники, развлечения. Второй формой работы по значимости являются мастер – классы. Особо родителей привлекают мастер – классы проводимые специалистами – приглашенными гостями. Это логопед, музыкальный руководитель, визажист, детский психолог. На одном из заседаний клуба родительница учила составлять подарочные сувениры из шоколадных конфет. А после приглашения фитнес тренера, у нас на базе детского сада открылся еще один клуб по интересам для взрослых «Фитнес», который посещают родители и педагоги нашего ДОУ. Не менее интересной формой являются акции и заочные конкурсы, организованные руководителями клуба «Содружество». Эта форма работы подпитывает интерес детей, родителей и педагогов ДОУ. На подведении итогов конкурсов собирается наибольшее количество человек. Сравнивают свои работы, фотоотчеты и, конечно же, ждут момента награждения. Наиболее любимая форма работы наших бабушек - посиделки с чаепитием. Ребята наряжаются в народные костюмы, бабушки одевают расписные платки – играют, поют частушки и песни и затем все вместе пьют чай. И, конечно же, анкетирование родителей в конце года, для анализа проведенной работы за и построения плана взаимодействия на следующий год.
Таким образом, реализация детско – взрослого клуба позволяет получить не только заинтересованного и участвующего в жизни детского сада родителя, но и полноценного, психологически компетентного в вопросах воспитания и развития детей, участника образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»
Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"
Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада
Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"...