Главные вкладки

    Консультация "Социо-игровая технология в работе с дошкольниками"
    консультация

    Яковлева С.В.

    В данной консультации представлена современная социо-игровая технология, авторами которой являются педагоги новаторы: Е.Е.Шулешко, В.М.Букатов и А.П.Ершова. Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании педагогами и воспитанниками умения оказывать друг другу помощь, то есть дружескую поддержку, с интересом общаться и решать разные вопросы,  работа идёт в малых группах, поэтому дети учатся общаться между собой. Цель данной технологии  в развитии детей дошкольного возраста - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Социо-игровые  технологии в работе с дошкольниками»

    Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться. Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П.  Ершова и В. М. Букатов.

     Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть «социо» – означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии – через дефис; вторая часть «игровой» – подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием игровых правил, с двигательной активностью. Социо-игровая технология – это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

     Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

          Социо - игровая технология стоит на 6 самых основных правилах и условиях:

    1. правило: Работа проводится малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

    Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

    Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные.

    1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям, например:

    • по цвету волос, глаз, одежды;
    • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и др.;

    2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием                     (признаком):

    • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
    • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу и т.п.

    3. Объединение путем образования пар (троек, четвёрок, шестёрок)

    Каждому ребенку предлагаем  какое - либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа, которая способна продолжать дальнейшую работу. Например, каждый ребёнок готовит рассказ по своей картинке и рассказывает его кому-либо из группы, выслушивая ответный рассказ. Можно предложить соединить два рассказа в один. Затем каждая пара соединяет свой рассказ ещё с одной парой и представляет его для всех.

    4. Деление на подгруппы по разрезному материалу.

    Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе.
    5.   Деление на подгруппы по слову, движению, действию:

    • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и др.;
    • называть по цепочке 3- 4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
    • назвать по цепочке 3 - 4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3 - 4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

    Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

    2. правило: «Смена лидерства».

    Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.

    3. правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

    4. правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. И у детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

    5. правило: социо - игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

    6 . правило: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь (и среди пойманных пяток зайцев может оказаться из тех, о которых и не мечталось раньше - «нечаянная радость»). Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.

    Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

    Общение детей в рамках данной технологии организовывается в три этапа:

    • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

    Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

    определенных правил:

    1. Один за всех и все за одного.
    2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
    3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
    4. Когда работаешь, не мешай другим.
    5. Справился сам, помоги другу.
    6. Главное - не бояться доказывать свою правоту.
    7. Умей попросить и принять помощь.
    • на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
    • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

    Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности, которые условно можно разделить на несколько групп:

    • Игры-задания для рабочего настроя

    Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.

    Так же пробудить интерес детей друг к другу, можно использовать такие игры, как: «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др. 

         Игра «Встань по пальцам» (для детей старшего дошкольного возраста).

    Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе. 
    Инструкция: Встают около стульев и остаются стоять столько детей, сколько я покажу пальцев. Я отвернусь и покажу пальцы, сосчитаю до трех. Со словом «Замри! » я поворачиваюсь.  Игра проводится несколько раз. Самые сложные задания 1, 10 пальцев. Участники должны суметь молча договориться, кто останется стоять, а кто сядет.

    Комментарий: В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих. (Должен быть азарт ведущего!)

    • Игры-разминки (разрядки)

    Разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха. Используемые игры: «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Слухачи» и др. 

    • Игры социо-игрового приобщения к делу

    Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.

    Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу: «За себя не отвечаю», «Живая буква», «Письмо из букв», «По алфавиту», «Бытовые механизмы».

    Для детей и педагогов:

    Упражнение «Нарисуй по описанию» (общее для всех)

    Каждый выполняет самостоятельно на листочке.

    - Сейчас я прочитаю вам задание, вы должны будете выполнить его на листочке. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить. Задание я прочитаю два раза, вопросы задавать нельзя.

    Стоял синий дом. Крыша у него была треугольная. Большое окно было красным цветом, маленькое – желтое. Дверь коричневым цветом.

    Педагог дважды повторяет описание. Участники рисуют только контуры, не закрашивая карандашом. После выполнения дети в парах обмениваются листочком, педагог еще раз зачитывает задание, дети по ходу проверяют правильность выполнения. После выполнения задания проводится обсуждение и проверяющие выставляют смайлики (без ошибок – веселый, 1-2 ошибки – спокойный, больше 2-х – грустный).

    Комментарий: дети учатся работать в соответствии с заданной инструкцией, взаимопроверке, правильной реакции на ошибки.

    Игры вольные

    Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

    В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны»

    В результате, если применять социо-игровые технологии в работе с дошкольниками, то можно достигнуть следующих результатов:

    • дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
    • у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
    • дети смогут отстаивать свою позицию;
    • у них не будет чувства страха за ошибку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

    Выступление и обобщение опыта на педчтениях об использовании Триз - технологии в работе с дошкольниками...

    Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

    Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

    Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

    Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

    Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

    Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

    Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

    Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

    Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

    Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)

    Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...