«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
консультация

Развивающая предметно ространственная среда в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_v_dou.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающая предметно-пространственная среда»

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.

Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию программы.

Трансформируемость пространства предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Все пространство группы можно распределить на определенные зоны, которые легко трансформируются. Они должны быть оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др.). Все предметы доступны детям. В соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности оснащение уголков должно меняться, либо дополняться необходимыми материалами.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и тд.

При создании игрового пространства необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

Вариативность среды предполагает наличие в группе пространства (для игр, конструирования, уединения и пр., а также разнообразия материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Игровые зоны могут менять свое расположение и содержание.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности их использования т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Соответствовать требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей. Помимо этого особое внимание педагог должен уделить созданию условий обеспечивающих комфортность группы и ее безопасность. Вся детская мебель подбирается и регулируется по возрасту детей, должна быть закреплена. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствие возрасту детей группы.

Создавая развивающую среду необходимо помнить

- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности

- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

- Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.

Вывод:

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности

 

Педагогический тренинг

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Вопросы:

- Почему, среда называется развивающей?

(Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка)

- От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?

(От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности)

- Перечислите, основные принципы развивающей предметно-пространственной среды.

(Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)

- Перечислите, основные центры развития в группах

(Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный)

- Предметно - развивающая игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

Для детей третьего года жизни – это достаточно большое игровое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

Для четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно - ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

В отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединится;

В старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры развивающие восприятие, память, внимание и д. п.

Мы перечислили особенности развивающей предметно-пространственной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, какую большую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....