Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании
статья

Голяницкая Вера Михайловна

Данный материал предназначен в помощь воспитателю в работе с детьми. Его можно использовать для выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx179.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ЦРР – детский сад № 49  Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья

«Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании»

                                           

                                            Автор: воспитатель Голяницкая Вера Михайловна

2019 год

Гендерология - междисциплинарная отрасль наук о человеке как носитель мужского или женского пола. "Пол - это комплекс репродуктивных, общесоматических, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивида как мальчика и девочку, мужчину или женщину".

Гендерные типы:

Маскулинность - характеризуется большой энергией, агрессивностью способностью к кратковременному, но значительному умению.

Феминность - характеризуется деятельностью с опорой на коммуникацию, тонкостью чувств, восприятием нюансов, продолжительностью активности при отсутствии чрезмерных усилий.

Андрогинность - одновременная выраженность маскулинных и феминных черт.

Под влиянием эндокринной и центральной нервной систем формируются половые центры мозга, которые вырабатывают гормоны, соответствующие анатомическому строению человека. Иногда по ряду причин (не касаемые медицины) половые гормоны и половое строение не совпадают. В раннем детстве определять это невозможно, потому что некоторые дети медленно созревают, чем их ровесники. К пяти годам дети практически полностью усваивают роль половой принадлежности. Крайне редко в дошкольном возрасте у мальчиков и девочек наблюдаются отклонения в поведении, связанные с половыми проблемами. Как правило, проблемы заключаются в семейном воспитании. Обращаются к специалистам необходимо, если комплекс симптомов превратился в систему:

МАЛЬЧИКИ

  1. Никогда не играет в «мальчиковые» игры, играя в дочки-матери, всегда выбирает роль «мамы» (возможно, в семье конфликт с папой);

Если мальчики играют в куклы, дочки-матери, значит, умеют общаться с девочками, и в будущем ориентированы на создание семьи.

  1. Систематически переодеваются в женскую одежду, обожают рассматривать и нюхать женскую косметику и парфюмерию, рассматривать себя в зеркале. Часто это проявление детского любопытства, либо подражание взрослым.
  2. Избегают общения с мальчиками, с девочками ведут себя послушно, мягко, ласковы и спокойны. Любят помогать девочкам, ведут себя не только с девочками, но и с мальчиками кокетливо и женственно. Если папа боготворит маму, вполне возможен у мальчика подобный стиль поведения (женский). Внешность мальчика, но поведение «идеальной девочки». Если в семье есть сестра и ей уделяется больше внимания, любви, заботы и тепла может сложиться неблагоприятная ситуация.
  3. В своих снах и фантазиях мальчики видят себя девочками. На просьбу нарисовать «Семью», «Дом», «Дерево», «Человека» и другие проективные методики, феминный мальчик рисует девочку.

В дошкольном возрасте даже сочетание всех симптомов, не ставшей системой, не должно вызывать тревогу. Но если симптомы сохраняются и усиливаются в подростковом возрасте и озвучивается желание родиться девочкой или сменить пол, то очевидно существует конфликт сексуальной идентичности.

ДЕВОЧКИ (непонятные)

  1. В сюжетно-ролевых играх выбирают себе роли воина, разбойника, ковбоя. Любят играть в войну. Их интересуют танки, самолеты, пистолеты, сабли, шайбы и клюшки. Кто дарит им игрушки? Кого в семье ждали мальчика или девочку?
  2. Девочки хотят быть принцессами, но помочь им могут только родители. Пусть девочка в группе будет в нарядном платье с бантиками, заколочками и другими украшениями (внешние атрибуты влияют на внутреннее состояние), а на физкультуре в шортах и футболке, на прогулке в брюках, одежде позволяющей бегать, прыгать, лазить и свободно двигаться. Если девочка настаивает на мужском стиле одежды и прическе, имеет смысл задуматься, кто в вашем окружении себя ведет подобным образом.
  3. Хотят общаться только с мальчиками. Избегают ласк и нежных поцелуев мамы, ведут себя грубо на мужской манер. Проанализируйте стили общения родных, близких и друзей.
  4. Движения резковатые, напористые. Речь грубовата. На просьбу нарисовать человека, рисуют мужчину. Называют себя именем мальчика.
  5. В подростковом возрасте желание сменить пол, не всегда говорит об эндокринных неполадках. Неудовлетворенность «женской» социальной ролью, ориентированность на карьеру, желание быть независимой, говорит не только о «маскулинно-ориентированном обществе», но и о серьезных проблемах и связанных с ними глубокими и сильными переживаниями в семье девочки.

Не существует «плохих» гендерных типов. У разных гендерных типов могут возникнуть трудности в сфере общения и совместной деятельности со сверстниками и с взрослыми, в эмоциональной сфере и в формировании самооценки.

МАСКУЛИННЫЕ ДЕТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  1. Ценят   авторитет   силы и независимость поведения

Нарушения в эмоциональной и поведенческой сферах

  1. Ориентированы на высокие индивидуальные достижения

Завышенная самооценка

  1. Не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми способами

Конфликты в сфере общения с взрослыми и сверстниками

  1. Предпочитаю занимать позиции лидера

Лидер    со    знаком «минус» (агрессивность    вербальная и невербальная, косвенная)

  1. Обладают независимо соревновательным стилем поведения

Проблемы эмоциональной неустойчивости, общения

  1. Взаимоотношение со сверстниками носят авторитарный характер

ФЕМИННЫЕДЕТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  1. Отличаются зависимым, подчиненным поведением, ведомые, а не лидеры

Заниженная самооценка, эмоциональные проблемы, связанные с попаданием под влияние    лидера    со знаком «минус»

  1. Осторожны,  не проявляют инициативы и самостоятельности

Тревожность. Отсутствие креативности (творчества), проблемы

в общении со сверстниками

  1. Сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики)

Конфликт с маскулинным папой

  1. Высокая     потребность в поддержке, вере в их силу и возможности

Проблема общения с родителями, которые  видят в ребенке «маленького

неудачника». Заниженная самооценка, эмоциональные проблемы

  1. Избегают     контактов с маскулинными детьми

Проблемы общения со сверстниками (особенно у мальчиков)

ВЫВОД: Проблемы решаются с применением игро-терапии (сплочение, объединения коллектива), сказко-терапии, арт-терапии (рисование, лепка и т.д.), тренингов общения.

Кропотливая каждодневная работа воспитателя в процессе решения проблем в познавательной и воспитательной сферах, а также использование различных форм работы с родителями, среди которых наиболее эффективная беседа. Просвещение родителей о половом воспитании и создании эмоционального комфорта в семье.

Литература:

  • Еремеева В.Д., Хризман Т.П.   «Мальчики и девочки два разных мира»
  • Баркан АМ. «Практическая психология»
  • Аллан Фромм «Азбука для родителей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ

Отчет о проделанной работе по работе над годовой задачей "Гендерный подход в обучении и воспитании детей дошкольного возраста"...

Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.

Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....

Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. А э...

Гендерный подход в дошкольном образовании

Гендерный подход в дошкольном образовании...