«Организация сюжетно-ролевой игры нового поколения в ДОУ»
консультация

Фомина Галина Викторовна

 

Цель мастер класса: представить опыт работы по организации сюжетно ролевой игры в детском саду; повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 56»

мастер-класс для воспитателей

по теме:

«Организация сюжетно-ролевой игры нового поколения в ДОУ»

Подготовил воспитатель: Фомина Г.В.

2017 год

Мастер класс

Цель мастер класса: представить опыт работы по организации сюжетно ролевой игры в детском саду; повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога.

Ход мастер класса.

Уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас в этом уютном зале на мастер классе, посвященному сюжетно ролевой игре. Мы, педагоги, убеждены в том, что детство один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство это игра, игра это детство».

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.

Ведущий: «Игра ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «Казаков разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени. бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели отдают предпочтение обучающим действиям и образовательным задачам.

Федеральный государственный стандарт дошкольном) образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми. жить в социуме. Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать? А поможет нам в этом старое, проверенное годами средство сюжетно ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.

Что такое сюжетно ролевая игра? Каковы ее характерные признаки? В играх отражаются знания, впечатлений, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно ролевых.

Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве? Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолет, школу, ателье и т. д. А во что играют современные дети? Салон красоты, супер маркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевидение, путешествия и т. д. Меняются жизненные условия, игры тоже меняются.

Для ребенка игра это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра это форма жизни дошкольника.

А сейчас немного разомнемся: экспресс опрос «Знатоки игры».

Хорошо, разминка прошла, теперь серьезное задание «Заморочки из бочки» (карточки с заданиями).

Упражнение «Забавный штурм».

А сейчас я предлагаю вам проявить свои творческие способности. Перед вами лежат различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов в игре (расческа, кирпичик, кастрюля, карандаш бубен, яблоко, пуговица, колесо).

При организации, руководстве, и проведении игр многие из вас сталкивались с определенными проблемами, которые вам требовалось решить.

Следующее задание: «Решение педагогических задач»

«НАЙДИ РЕШЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: закрепить умение находить верное решение в сложившейся ситуации. ОРГАНИЗАЦИЯ : предлагается решить педагогические задачи.

СОДЕРЖАНИЕ:

Маша, Баня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".

"Чур, я капитан корабля", говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. ты каждый день капитан", запротестовали Маша и Кирилл

Как воспитателю разрешить данную ситуацию?

Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и "солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть", сказали ребята.

Как поступить воспитателю в данной ситуации?

Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.

Какова должна быть реакция педагога?

Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.

Как поступить воспитателю?

Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну“.

Как должен поступить педагог? Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель?

Девочка пришла в группу. Ребята приглашает её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.

Как отреагировать в этом случае воспитателю? Разговор «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру».

Реакция воспитателя.

Да, что-то мы засиделись. А воспитатель это и художник, и поэт, и артист. Он должен уметь поддержать игру ребенка в любом виде творчества, Предлагаю всем выйти из-за столов, распределиться по залу и попробовать как можно точнее повторить Движения танца.

Попросим Екатерину Николаевну нам помочь в этом. Музыкально ритмическая пауза.

А сейчас я вам предлагаю зарядку для ума разгадать кроссворд под названием «И все-таки игра!».

Для того, чтобы проиграть разные сюжеты, мы знакомим детей с разными профессиями, проводим экскурсии, прогулки целевые, рассматриваем картины, иллюстрации, читаем произведения, играем в дидактические игры, и, конечно, готовим атрибуты, т.е. предметно -развивающую среду для игры.

Предлагаю вам сделать из бумаги кошельки, они пригодятся для разных игр: магазин, почта, автобус и т.д.

Изготовление кошельков из бумаги.

А сейчас мы убедимся в том, что мы умеем и любим играть. Приглашаю вас в сюжетно -ролевую игру «Путешествие в парк аттракционов».

Встанем в круг! Предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Раз, два, три, педагогов 3 детей превратим! Вы сейчас дети.

Игра «Путешествие в парк аттракционов».

Ребята, недалеко от нашего села есть город Сергиев Посад. В этом городе есть много интересных мест. А самым любимым местом для отдыха всей семьей является парк. В нем много аттракционов: колесо обозрения, карусели, автодром. Ой, мне сразу так захотелось там побывать. А вы хотели бы оказаться в парке на аттракционе? Но туда надо ехать на автобусе. Я придумала, мы сейчас с вами построим автобус и на нем поедем на аттракционы. Хотите? Давайте поставим стульчики, как в салоне автобуса, чтобы всем хватило места. А теперь мы построим сам автобус, вот посмотрите, что у меня есть кубики, кирпичики. Вот из них и будем строить. Молодцы! Всем хватило?

Давайте оставим место для двери, а то как же мы войдем в автобус. У нас и колеса есть‚ настоящий, красивый автобус получился. Отлично! А теперь вы уже пассажиры. Пожалуйста, проходите в автобус, занимайте свободные места, друг друга пропускайте, мальчики вперед пропускают девочек. Всем хватило места? И я с вами.

Посмотрите, что у меня есть сумка. А что же в этой сумке? Вам интересно? Ребята, а Здесь настоящие кошельки! Разбирайте скорее! А что же в кошельках? Посмотрите монетки. А кто-нибудь знает, зачем нам монетки нужны? Проезд оплатить. Я буду кондуктором. Вот мое место.

А почему мы не едем? Водителя нет. Да, нам надо выбрать водителя (выбираем считалочкой). Оля будет водителем, садись на место. Вот руль, вот твое место. Поведешь наш автобус.

Пассажиры, приготовьте деньги за проезд. Я буду продавать билетики 1 монетка. Вот вам билетик. Приобретайте, пожалуйста, билетики. У всех пассажиров билеты есть, можно отправляться. Осторожно, двери закрываются. Наш автобус следует в парк аттракционов. А мы с вами споем веселую песенку.

Посмотрите, мы уже приехали, наша остановка. Осторожно, двери открываются. Выходим из автобуса, не толкаемся, пропускаем друг друга и строимся парами. Мы сейчас пойдем в парк. Кошельки не теряйте, нам еще денежки пригодятся. Мы же идем на аттракционы и нам надо будет покупать билеты.

Вот мы и пришли. Посмотрите, как тут красиво и интересно. Я предлагаю вам покататься на машинках. Аттракцион называется «Автодром». Пойдем в кассу за билетами. А кассира что-то нет. Нам нужен кассир, может кто-то желает быть кассиром? Маша, проходи, будешь пр0давать билеты. Дети, покупайте билетики, называйте аттракцион. За билет ] монетку. Становитесь в очередь, я контролер, буду пропускать вас на аттракцион. Посмотрите, какого цвета билет, такого же цвета будет руль вашего автомобиля. Выбирайте по цвету свой руль, & кошелки можете сдать в специальную камер) хранения (кладут в коробку). Все выбрали машинку. никто не ошибся молодцы! Наш аттракцион начинается. Поехали на машинах. Пожалуйста, аттракцион закончен, автомобили поставим в гараж.

Еле-еле завертелись карусели. На какой аттракцион мы сейчас пойдем? Карусель. Очередь построили к кассе, берите кошельки из камеры хранения и покупайте билеты на карусель. А я снова буду контролером. Пожалуйста, проходите Приятного вам отдыха! Кассир тоже с нами. Смотрите, какая карусель! А давайте еще покатаемся в другую сторону! Понравилось? Хорошо Покатались!

Мы  рады очень видеть вас в нашем парке!

Нам пора в детский сад! Вы очень хорошо себя вели, молодцы! Мы Обязательно еще раз приедем в парк. А теперь строимся парами и идем к нашему автобусу. Не забудьте в камере хранения свои кошельки. Занимайте Места, все Удобно сидят? Нам пора возвращаться в наш детский сад.. Приготовьте деньги на обратный проезд, будем покупать билетики. Пожалуйста, сохраняйте билетики до конца маршрута, контроль на линии. ОСТ0Р0ЖН0‚ двери закрываются. Наш автобус отправляется в село Васильевское, в детский сад. Поем песенку.

Вот мы и приехали. Осторожно, двери открываются. Не спеша выходим.

Ведущий: Я благодарю всех за участие в работе! Примите от меня эти памятки по руководству сюжетно -ролевой игрой в детском саду. Спасибо за внимание!

По горизонтали:

  1. Ход игры по-другому?
  2. Любимая самостоятельная деятельность детей?
  3. Вид спортивной игры с использованием мяча?
  4. Старинная настольно печатная игра?
  5. Необходимый компонент игры без чего не начнешь игру?
  6. Первая игрушка малыша?
  7. Место покупок в быту и игре?

По вертикали:

1. Игры, обогащенные жизненным опытом?

4. Современный легкий детский конструктор?

8. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры?

9. Разговор между двумя лицами?

10. Что распределяют между собой участники игры?

11. Пособия для организации сюжетно ролевой игры?

12. Спутник жизни детей?

13. Свод требований, предъявляемый к кому-то, чему-то?

«Секретики» для воспитателей для организации

сюжетно-ролевой игры

1. для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий. проводим экскурсии, целевые прогулки. приглашаем родителей для рассказа о своей профессии; рассматриваем картины. иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучитм стихотворения. составляем рассказы; отгадываем. придумываем загадки; организуем выставки; играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что ‹: начало. что потом», ‹хорошо-плохо», «Чего не стало», ‹дорисуй на что похоже». «для чего это нужно», «и: чего сделана вещь» и т.д. Готовим резные атрибуты рисуем. папин. вырезаем. строим.

2. "Секретики" для воспитателей Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

  • обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
  • обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;
  • введение в игру предметов-заместителей;
  • побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами;
  • обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;
  • побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;
  • в участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;
  • показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;
  • побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;
  • обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;
  • побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

3. Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

  • показ способов действия с игрушкой через театр. сюжетно-дидактическую игру;
  • просмотр телец, кино-. диафильмов;
  • наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;
  • проведение экскурсий;
  • беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;
  • наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом);
  • игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов);
  • встречи с людьми разных профессий;
  • беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний);
  • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;
  • показ различных видов театра;
  • обучающие (сюжетно-дидактические) игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказы взрослых о работе;
  • рассматривание разнообразного иллюстративного материала;
  • управление детскими объединениями.

4. Приёмы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:

  • показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;
  • участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;
  • введение разнообразных главных и второстепенных ролей;
  • наблюдение за играми активных, инициативных детей;
  • составление рассказа "Как можно играть в эту игру";
  • обучение планированию игры;
  • беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;
  • использование театрализованных игр с разными видами театров;
  • обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов;
  • строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек; использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей; а анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

4. Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

  • показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;
  • создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;
  • включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;
  • побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации;
  • выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; театрализованные диалоги;
  • сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием;
  • образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом;
  • упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;
  • чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов;
  • введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным содержанием;
  • эмоциональным эмоционального опыта;
  • подбор игр с разными сторонами;
  • подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;
  • участие воспитателя в игре;
  • обыгрывание сказок с образами, идеалами;
  • близких детям по характеру и ролевое рассказывание использование литературных образов, личностным свойствам.

5. Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:

  • совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;
  • введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;
  • использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;
  • использовать очерёдность принятия ролей, пользующихся популярностью;
  • изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;
  • обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам;
  • обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;
  • наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;
  • чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс :"Организация сюжетно-ролевых игр нового поколения"

Расширить кругозор детей о профессиях, развить монологическую и диалогическую речь....

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

Мастер - класс на тему: «Организация сюжетно – ролевых игр нового поколения».

Мастер - классна тему: «Организация  сюжетно – ролевых  игр  нового  поколения»....

Консультация для педагогов "Сюжетно-ролевые игры нового поколения для дошкольников"

Сюжетная игра - это главный и самый развивающий вид деятельности ребенка. Отличительный признак – создание мнимой воображаемой ситуации, когда ребенок действует и в реальном и в придуманном им п...