Роль мелкой моторики
консультация

Красильникова Алёна Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rol_melkoy_motoriki.docx159.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Зоренька»

СООБЩЕНИЕ

Тема: «Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель:

Красильникова Алена Сергеевна

2017г.

г. Лобня

Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики чрезвычайно важно для детей. Развитие координации пальцев рук тесно связано с развитием речи и познавательных способностей, кроме того в быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит  качество жизни  человека.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.    

   С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно  классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:

1.        Игры и упражнения  с пальчиками.

2.        Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.

3.         Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.

4.        Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.

 Работа с детьми младшего дошкольного  возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются  загадки,  небольшие стихи и потешки про пальчики.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/17/k_5a0e873ea68d9/439249_1.jpeg

Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Малыши  и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про  пальчики.  Дети получают от этого положительные эмоции. Например:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 При помощи левой руки малыш загибает пальчики  правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.

Необходимо  объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу,  надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво  рисовать, лепить, делать все, что  захочется.

-Как вы думаете, почему палец называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

При выполнении игровых упражнений по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков  как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует  развитию не только пальчиков, но и кистей рук.

  • «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».
  • «Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.
  • «Пианист». Имитация игры на пианино.
  • «Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

Детям  интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами;  дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/17/k_5a0e873ea68d9/439249_2.jpeg

Очень эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики  у дошкольников   дидактические игры. Они имеют  большое значение не только  в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.

Для малышей игра «Золушка»:https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/17/k_5a0e873ea68d9/439249_3.jpeg

– Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

– Переложи фасоль в стакан.

– Собери фасоль в горсточку.

– «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает  туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

   Месим, месим тесто,

   Есть в печи место.

   Будут,  будут из печи

    Булочки и калачи.

        В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить:  в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают  слоями перебранные  крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).

 Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и  одновременно  расширяет представления дошкольников об окружающем мире:  знакомит с различными крупами.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/17/k_5a0e873ea68d9/439249_4.jpeg

  • Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя), «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

      В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.  

      Выкладывание на листе бумаги нескольких  изображений реалистичных предметов, игрушек,   геометрических фигур предлагается детям  в  старшей и подготовительной   группе.

  • «Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать,  выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства,  материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.


  • Игры в мяч,  кубики, мелкий конструктор, с мозаикой  приносят большую пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,  в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
  • Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать  мелкие движения. В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными  материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/17/k_5a0e873ea68d9/439249_5.jpeg

Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д.  Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только  элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и  развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.

 В  дошкольном возрасте все дети  должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует  использоваь упражнения, которые эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики и глазомера.

  • Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.
  • «Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками»,  «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т.д.

      В средней и  старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки»: «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху -  вниз или по горизонтали: слева – направо».

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит

  • к росту ручной умелости дошкольников
  • позволяет ребенку развивать речь, мышление
  • подготовить доминантную руку к письму и в целом способствуют развитию интеллекта
  • помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы
  • позволяет лучше познать мир, в котором он живет.

Все игры с мелкими, сыпучими предметами необходимо проводить в присутствии взрослого. Кроме того, совместные игры благоприятно скажутся на Ваших взаимоотношениях с ребенком. Играйте вместе, и любое задание ребенок будет выполнять с удовольствием!



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль мелкой моторики в развитии речи»

Консультация для родителей...

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают....

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Непосредственная образовательная деятельность  «Наши друзья – ежи».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»(лепка), «Познание»(Формирование элементарных ма...

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Консультация для родителей о важном значении развития мелкой моторики рук у ребенка....