Ориентировка а пространстве
методическая разработка

Дидактические игры на ориентировку в пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igryna_orientirovku_v_prostranstve.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам.

              Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.

             Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста и обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

          Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Пространственные представления являют собой сложную структуру психики. Своевременное их формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка. Отмечалась особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных,  творческих способностей, дети в процессе овладения пространственными отношениями практически овладевают большим словарным фондом и грамматическими формами  языка. Понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, то занятия, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.

Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

В  своей работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами), я широко использую  дидактические игры математического характера,  позволяющие  расширять знания детей о пространстве и игровые упражнения на занятиях и в повседневной жизни.  

Анализ научно - методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.

1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

Это игры известные под названием: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и др. Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице: «Улица», «На улице» и др. также могут быть отнесены к этой группе.

2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

Например,  игра  «В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук- стук в барабан», «Найди свой значок» и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами (пробный ход).

3 группа. Дидактические игры и упражнения на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

Например, игры «Где шарик», «Что изменилось?» «Сделай так, как я», «Сделай так, как я скажу».

4 группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например, на листе бумаги.

К их числу можно отнести разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватности пространственного расположения изображенных на них объектов целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста игровых по форме упражнений по выкладыванию счетных палочек: «Кто запомнит?», «У кого что получится?» и др.,  так называемых «Зрительных диктантов», а также «Графических диктантов», в которых дети под диктовку воспитателя ведут линию на клеточной бумаге. Если ребенок точно выполняет задание воспитателя, у него должен получиться  определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.

5 группа. Игры словесные.

Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи самих детей. Так,  в игре «Наоборот» ребенок должен вспомнить и произнести слово, противоположное по смыслу тому, что назвал воспитатель. Например: впереди - сзади, над – под, высоко- низко, далеко- близко, вверху- внизу и т.п. Выделенные группы игр и упражнений на ориентировку в пространстве различны по целевым установкам и своим конкретным дидактическим задачам. Их содержание, характер, игровые действия и правила различны также по степени трудности.

Учитывая сложность, длительность и многосторонность процесса развивающейся у детей ориентировки в пространстве и его отражения, необходимо определить последовательное усложнение характера таких упражнений, а вместе с тем и место таких игр в системе всей работы.

Научив детей различать основные направления, называть и самостоятельно определять их, провожу ряд игр и (игровых по форме упражнений) на действенное различение пространственных направлений.

Для начала хорошо использовать с этой целью игру «Куда пойдешь, что найдешь?».

Программное содержание: упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево. Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, над, на, за, под и пр.).

Организация и ход игры. В отсутствии детей  прятала игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.

Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры  сообщала детям, что они будут отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Вызвав одного из детей, говорила ему:

Направо пойдешь – Мишку найдешь

Налево пойдешь – матрешку найдешь.

Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом  интересовалась, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти. Затем, предлагала определить названное направление и идти искать спрятанную там игрушку. Когда игрушка была найдена, ребенок громко говорил, где он ее нашел. («Я пошел направо и нашел флажок за картиной») и т.п.

Игровое действие в данной игре – поиск, спрятанной игрушки.

Обучающее правило включает ряд элементов: выбрать и назвать направление, в котором ребенок пойдет искать игрушку; самостоятельно определить данное направление и идти в соответствии с ним; обозначить местоположение найденной игрушки.

В этой игре ребенку предлагается выбрать и самостоятельно определить лишь одно из названных  направлений (именно поэтому ее рекомендуется использовать в начале). Кроме того, ребенок имеет здесь возможность, не торопясь, выбрать «маршрут» и в спокойном темпе двигаться к цели. Постепенно можно усложнять условия выполнения задания. Если вначале ребенок выбирал направление движения только из двух предложенных ему направлений (впереди - сзади, слева - справа), то теперь из четырех. Постепенно можно увеличить и  количество игрушек, расположенных с каждой стороны, вызывать для одновременного выполнения таких заданий двух детей, что повышает темп игры и придает ей оттенок соревнования. Все это позволяет воспитателю многократно возвращаться к проведению данной игры в работе как с детьми 5-го года жизни, так и позднее, и эффект выигрыша («Кто быстрее найдет»).

Дальнейшее усложнение может выразиться в том, что ребенку в процессе активного передвижения в пространстве будет предложено определить сразу несколько пространственных направлений.

С этой целью хорошо использовать игры «Найди предмет» или «Найди флажок». Игровое действие здесь - тоже поиск, спрятанной игрушки. Строится игра по типу выполнения ребенком индивидуальных поручений. Я называла  ряд ориентиров, в соответствии с которыми ребенок движется к цели, т.е. к месту, где спрятана игрушка. Вызванному ребенку предлагается, например, дойти до скамейки, повернуть направо, найти тропинку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку. Использование таких игр вполне возможно в работе с детьми пятилетнего возраста при соответствующей подготовленности детей.                

Опыт моей  работы показал, что в первых вариантах игр указания к действиям ребенка, отыскивающего игрушку, следует давать по ходу действия, т.е. частями, а не целиком, предваряя поиски спрятанной игрушки. Например, приведенное выше указание целесообразно было бы расчленить таким образом: «дойди до скамейки», «поверни направо», «найди тропинку», «иди до поворота», «повернись налево», «ищи». Каждая следующая часть цельного задания предлагается ребенку лишь после того, как уже выполнена предыдущая.

С детьми моей группы проводились и проводятся в настоящее время дидактические игры, которые были мной специально подобраны.

Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Эти игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

  • Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту». Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

  • Игра на внимание. Ведущий говорит:  « Дотроньтесь правой рукой до носика, левой рукой до левого уха, топните правой ножкой, подмигните мне правым глазиком, поднимите вверх  левую руку и т.д.».                  

2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

  • Игра «Отгадай – где…». Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Корабли». Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания. 

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

  • Игра «Что изменилось?». Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать                  её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был  внизу между щенком и попугаем.

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

  • Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

  • Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь?». Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.
  • Игра «Найди магнит». Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игры с мячом, направленные на формирование ориентировки в пространстве.        

  • Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине».

Цель: упражнять  в ориентировке на самом себе и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади), закреплять в  употреблении предлогов.                                                                                                      

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.                                        

Ход игры: Дети выполняют движения по заданию воспитателя. Воспитатель: «В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними, И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется, И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, Да на живот — не запутаться б мне».

  • Игра «Непослушный мяч».

Цель: закрепление ориентирования ребёнка в правой и левой сторонах собственного тела, закрепление употребления предлогов.

Ход игры: Ребёнок выполняет движения, дрессирует мяч, по команде взрослого.

Возьми мяч в левую руку, коснись мячом правого плеча, подними мяч над головой, спрячь мяч за спину, постучи мячом по правой коленке, преложи в правую руку и т.д.

Можно проводить в стихотворной форме:

В левую руку мячик возьми,

К правой коленке его приложи,

Над головою теперь подними,

Левого ушка мячом ты коснись,

Громко вздохни и мне улыбнись.

В правую руку мячик возьми,

Теперь перед грудью его подержи,

Правую щёчку мячом ты погладь,

За спину спрячь и пониже присядь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".

Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...

Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...