Презентация "Вариативность предметно-пространственной среды в ДОУ"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Лесных Галина Александровна

Развивающая  предметно-пространственная среда группы является частью образовательной среды.  Одним из звеньев развивающей среды, является ее вариативность. Она предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), разнообразие игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей.

При организации вариативной среды следует учитывать следующие факторы. Это возрастные особенности детей. Например, для детей младшего возраста характерна конкретность мышления. В этот период должны быть представлены игрушки с заданным способом действия: конструкторы, крупные пазлы, вкладыши, шнуровки и т.д. (Слайд 1-5)

Средний возраст можно назвать возрастом «почемучек». Дети проявляют интерес к причинно-следственным связям окружающего мира. В этот период среда должна быть наполнена материалами для экспериментирования, настольно-печатными играми, книгами с разнообразным содержанием (Слайд 6,7,8)

Нужно учитывать физиологические особенности детей. Чем младше ребенок, тем меньше времени он проводит в малоподвижных играх. Свободное пространство превращается для них в пространство для подвижных игр, игр с мячами, машинами, подпрыгивании на мячах. (Слайд 9)

Необходимо учитывать особенности развития игровой деятельности. Возьмем например, с/р игру. Это ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Материал для игр в разные возрастные периоды отличаются от группы к группе.

В младшем возрасте с/р игры развиваются. Мы играем вместе с детьми. Берем игры с несложным сюжетом такие как «Больница», «Парикмахерская», «Мы шоферы». Атрибуты самые простые. (Слайд 10,11,12) С возрастом количество атрибутов увеличивается, а сюжет усложняется. Берутся игры «Семья», «Кафе», «Кинотеатр», «Детский сад», используются костюмы повара, врача, продавца. (Слайд13, 14)

В среднем возрасте начинается формирование детских сообществ, а в старшем появляется парность общающихся детей – детская дружба. Необходимо предусмотреть возможность для совместных игр по подгруппам. У нас в группе все пространство занято игровыми центрами, дети играют на ковре, за столами. (Слайд15). Так же учитывается тип активности детей. Так, мальчики проявляют интерес к динамичным играм: конструктор, строитель, машинки (ковер превращается в стройплощадку, гараж, дорогу). (Слайд 16)

Девочки играют в спокойные игры (пазлы, раскраски, куклы и др.).

Вариативная среда учитывает темперамент ребенка. Есть дети пассивные, замкнутые, застенчивые. Им необходимо предоставить больше возможностей для подвижных игр, проявления самостоятельности. Создать уголок уединения, который позволяет детям расслабиться, посмотреть фотографии семьи, поиграть с игрушками, сшитыми руками мамы. У нас ограниченное пространство и уголок уединения небольшой. (Слайд 17,18) У нас в группе есть центры, где мы постоянно что-то меняем, варьируем.

Уголок природы: смена времен года, календарь природы, поделки по сезонам. (Слайд 19, 20, 21) Глобус в зависимости от времен года: появляются листики, снежинки, цветы.

Часто используем настольный, пальчиковый театры, маски. Причем игрушки используются не только для показа сказки, но и для сюрпризных моментов, необходимого настроения на занятии, игру. (Слайд  22)

Есть уголок дорожного движения. Он помагает закрепить знания о транспорте и правилах дорожного движения. (Слайд 23)

В книжном уголке постоянно меняются книги, выставляются портреты писателей. (Слайд 24)

В уголке речевого развития решаются задачи с окружающим миром. (Слайд 25, 26)

Ковролин используем почти на всех занятиях: цифры, буквы, животные и др. Дети могут составлять узор из геометрических фигур. (Слайд 27)

«Дерево добрых дел»: летом листья, зимой снежинки и благодарности родителям. (Слайд 28)

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...