ПРОГРАММА "Веселые ладошки" 1 младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Программа "Веселые ладошки". Развитие речи детей первой младшей группы посредством пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselye_ladoshki_1_mladshaya_gruppa.docx124.32 КБ

Предварительный просмотр:

DSC08704

Пояснительная записка

Программа кружка подготовлена для работы с детьми первой младшей группы. Она построена с учетом основной образовательной программы первой младшей группы общеразвивающей направленности  на 2016/2017 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 г. Велижа.  Программа направлена на развитие личности ребенка, его речевых способностей.

Возрастные особенности

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых,ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.               Однако, если к этому возрасту речь ребенка недостаточно развита, то возникают проблемы в общении его со сверстниками и взрослыми. Для двух и трехлетних малышей очень полезно систематически  проводить пальчиковую гимнастику, состоящую из разных игр и упражнений.  Частые упражнения делают пальчики более гибкими и чувствительными. Во время игры ребенок прислушивается к речи взрослых, привыкая к ритму. Малыши учатся контролировать себя. В процессе игры ребенок должен запомнить положение пальчиков и последовательность их движений. С помощью такой гимнастики можно начинать заучивать стишки, песенки и прибаутки. В целом, гимнастика пальцами рук в скором времени пригодится для обучения навыкам письма. Начинать пальчиковую гимнастику необходимо постепенно, сначала задействовав одну руку малыша, а затем вторую. Необходимо вначале разогреть ладошки ребенка легкими массажными движениями, затем похлопать в ладоши вместе с ним и только потом приступать к основным упражнениям. Стишки, скороговорки, считалочки повторять по несколько раз.

На кружке занимаются все дети первой младшей группы. Кружок проводится 1 раз в неделю по 10 минут. Занятия начинаются с октября, после периода адаптации.

Цель:

Развитие речи детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр.

Задачи:

1.Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

2.Содействовать развитию интереса к художественному слову.

Основным приемом работы с детьми является  индивидуальный и дифференцированный подход.

Перспективное планирование работы кружка «Веселые ладошки»

Октябрь

Занятие 1.

Сорока

Сорока-сорока кашку варила.
Детушек кормила:
Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,  Этому дала,
А этому не дала.
Он дров не рубил. Воды не носил.
Печь не топил. Нет ему каши!
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Занятие 2.

Дождик

Дождик-дождик, 
Полно лить, 
Малых детушек 
Мочить!
(Народная потешка)
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).

Занятие 3.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Пригибать пальцы к ладошке по очереди, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Занятие 4.

Индюк.

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная. (пальчики рук ходят по столу)

Ноябрь

Занятие 1.

Коза рогатая

Идет коза рогатая 
За малыми ребятами. — 
Кто кашку не ест, 
Молоко не пьет, 
Забодаю, забодаю!.. 
(Народная потешка)
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Занятие 2.

 Человечек

«Топ-топ-топ!» — топают ножки. 
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

Занятие 3.

Моя семья

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка, 
Этот пальчик папа, 
Этот пальчик мама, 
Этот пальчик это я, 
Вот и вся моя семья. 
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Занятие 4.

Кольцо

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко. 
Я его вместо игрушки 
Подарить хочу Валюшке.
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Декабрь

Занятие 1.

Пальчик, мальчик (народная потешка)

Исходная позиция: все пальцы кроме большого зажаты и кулак. Большой палец оттопырен.

Пальчик, мальчик, где ты был?

С этим братцем — в лес ходил. (Показать указательный палец.)

С этим братцем — щи варил. (Показать средний палец.)

С этим братцем — кашу ел. (Показать безымянный палец.)

С этим братцем — песни пел. (Показать мизинец.)

Занятие 2.

 Наш малыш

Этот пальчик — дедушка, 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папочка, 
Этот пальчик — мамочка, 
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Занятие 3.

Дом.

На опушке дом стоит (ладони домиком над головой)

На дверях замок висит (пальцы в «замок»)

За дверями стол стоит (ладонь на кулачок)

Вокруг дома - частокол (пальцы растопырить, ладони от себя)

Тук-тук-тук, дверь открой! (кулачком по ладони)

Заходите, я не злой! (руки в стороны, улыбнуться)

Занятие 4.

Этот пальчик хочет спать

 Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.

Этот пальчик хочет спать. (Оттопырить указательный пальчик левой руки.)

Этот пальчик — прыг в кровать. (Оттопырить средний  пальчик левой руки.)

Этот пальчик прикорнул. (Оттопырить безымянный пальчик левой руки.)

Этот пальчик уж заснул. (Оттопырить мизинчик левой руки.)

Встали пальчики: «Ура!» (Соединить все прямые пальцы.)

В детский сад идти пора. (Помахать всеми пальцами левой руки в воздухе.)

М. Кольцова

Январь

Занятие 1.

Месим тесто

 Дружно тесто замесили, замесили, замесили,

(пальчики сжимают и разжимают)

А из теста мы лепили, мы лепили, мы лепили,

(ладошка по ладошке)

Пироги да плюшки, сдобные ватрушки,

Булочки и калачи (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Все мы испечем в печи (ладони вверх).

Вкусно! (гладят по животу)

Занятие 2.

Машина.

Чтобы ехать на машине (хлопки)

Накачать нам надо шины (движение «насос»)

В бензобак нальем бензин(по ладошке «кап-кап»)

И поедем в магазин (звук «р-р-р»)

Занятие 3.

Кто в деревне живет? 

Кто в деревне живет? (крыша из ладошек)

Лежебока рыжий кот, маленький теленок,

Желтенький цыпленок.

Белая овечка, мышка под крылечком (загибают пальчики).

Занятие 4.

Гости.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди.

А Никитушка - ну, пожалуйста!

(загибаем пальчики, вращение кистей рук к себе)

Февраль

Занятие 1.

Лягушки.

На лужайке две подружки (стоя, хлопки по коленям)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква. (хлопки в ладоши)

Две зеленые лягушки (стоя, хлопки по коленям)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква. (хлопки в ладоши)

Хором песни распевают, (пальцы вместе, «ротик»)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква. (хлопки в ладоши)

И спокойно спать мешают (пальчиком грозить)

Ква-ква-ква, ква-ква-ква. (хлопки в ладоши)

Занятие 2.

Колобок.

Замесила бабушка не булки, не оладушки(руки в замок, круговые движения)

Доставала из печи (руки вверх, через стороны вниз)

Не пирог,  не калачи (повороты)

Как поставила на стол (поклон, руки вперед)

Он от бабушки ушел (прыжки)

Кто же бегает без ног?

(ноги поочередно вперед на пятку)

Это хитрый колобок!

Занятие 3.

Наши пальчики устали

Исходная позиция: сидя за столом.

Наши пальчики устали. (Пошевелить всеми пальцами.)

Долго, долго рисовали. (Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный, средний о средний и т. д.).)

Мы немного отдохнем (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот.)

И рисовать опять начнем. (Подуть на пальчики.)

Занятие 4.

Улитка, улитка (народная потешка)

Исходная позиция: сидя за столом.

Улитка, улитка,

Покажи свои рога, (Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)

Дам кусок пирога, (Соединить пальцы вместе на каждой руке, положить на стол, ладошками вверх.)

Пышки и ватрушки,

Сдобной лепешки. (Имитация лепки пирожков.)

Высуни рожки! (Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)

 

Март.

Занятие 1.

Посуда

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Занятие 2.

Домашние животные

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,

как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Занятие 3.

Комнатные растения

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

Занятие 4.

Одежда

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая –

проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая

направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Апрель.

Занятие 1.

Дождик.

Он идет, а мы бежим (пальчмками по ладони)

В дом укрыться мы спешим (домик из ладошек)

Он догонит все равно,

Будет к нам стучать в окно.(пальчиками по ладани)

И по крыше тук-тук-тук! (кулачком по ладони)

Нет, не пустм, милый друг! (пальцы в замок)

Занятие 2.

Домашние птицы

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

 Занятие 3.

Дикие птицы

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» -

кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Занятие 4.

Туалетные принадлежности

Мы белье стирали, (тереть один кулачок об другом);

В речке полоскали, (движения ладонями вправо- влево)

Выжали, развесили (сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения,

развешивание белья)

То-то стало весело! (круговые движения кистями, ладони вверх , пальцы разведены в

стороны(фонарики).

Май.

Занятие 1.

Мебель

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Занятие 2.

Игрушки

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Занятие 3.

Цветок

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

Занятие 4.

Лето

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.) За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...