«Путешествие в лабораторию» Для детей дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет
методическая разработка (старшая группа)

Пшегорлинская Ольга Антоновна

Эксперементирование с неньютоновской жидкостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_2.rar33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому  развитию детей Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект

Совместной деятельности

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие в лабораторию»

Группа дошкольного возраста (с 5-ти до 6-ти лет)

Современные образовательные технологии:

                                   - технологии исследовательской деятельности,

                                   - здоровьесберегающие технологии,

                                   - технологии проблемного обучения

                                   - информационно-коммуникативные технологии                                                                                                      

Составила:

                                                                Воспитатель:   Пшегорлинская Ольга Антоновна

                                                                1 квалификационная категория

               

Санкт - Петербург

2018

Цель: развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий.

Задачи:

  1. Обучающие:

- Формировать первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и качествах,

- Обогащать и активизировать словарь, используя слова: опыт, крахмал, хрустящий, осадок, вязкая, зыбучие пески.

  1. Развивающие:

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи при проведении поисковой деятельности и делать выводы;

-развивать умение использовать обобщенные способы обследования с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий

  1.  Воспитательные:

- воспитывать интерес к поисковой деятельности;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

- формировать дружелюбие, дисциплинированность, умение работать в коллективе

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие;

- Социально-коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие.

Материалы и оборудование: 

- фартуки (по количеству детей)

- одноразовые полотенца (по количеству детей) 

- вафельные полотенца (по количеству детей)

- очищенный картофель

- емкость для воды

- емкость с крахмалом

- ложка

- емкости для воды (по количеству детей)

- емкости для крахмала (по количеству детей)

- мультимедиа проектор

Ход совместной деятельности:

Слайд № 1

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть!

Меня зовут Ольга Антоновна.

Слайд №2 

Сова: А меня зовут «Совунья».  

Мы ученые и  работаем в лаборатории.

Воспитатель: Сегодня мы приглашаем вас совершить  увлекательное путешествие  по нашей лаборатории.

Вы согласны? (Ответы детей)

Тогда давайте возьмемся за руки,  встанем в круг и  поздороваемся  так, как принято в нашей лаборатории:

«Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!»

Ребята, прежде чем начать работу в лаборатории вам нужно усвоить несколько простых правил поведения:

Слайд  №6. Ничего не трогать без разрешения. 

Слайд  №7. Ничего не брать в рот. 

 Слайд  №8. Не бегать

Слайд  №9 Не кричать. 

Слайд  №10  Обязательно надеть специальную одежду, как мы уже это сделали.

А так же четко следовать указаниям.

Только в этом случаи, наше с вами путешествие по лаборатории окажется безопасным и принесет нам с вами много нового и интересного.

Ребята, сегодня мы с Совуньей вспоминали три состояния вещества.  

А вы помните, какие три состояния вещества могут быть? (Ответы детей)

Слайд  №3 Твердое

Слайд  №4 Газообразное

Слайд  №5 Жидкое

Воспитатель: Ребята, а что такое жидкость и где мы с вами можем ее встретить? (Ответы детей)

Слайд  №11-17

Воспитатель: Жидкость это - состояние вещества, которое льется,  ее нельзя взять рукой, нельзя скатать шарик, ее нельзя сломать.

Но сегодня Совунья убеждала меня в том, что есть такая жидкость,  которая может литься, но ее и в руки можно взять и шарик скатать и даже сломать.

А я ей не верю. А вы верите? (Ответы детей) 

Так вот ребята давайте проведем несколько опытов  для того чтобы проверить кто из нас прав.

Вы согласны? (Ответы детей).

Для  изготовления жидкости, о которой говорила Совунья, нам понадобиться крахмал и вода.

Давайте разберемся,  что же такое крахмал? И из чего его делают? (Ответы детей) 

Воспитатель: Крахмал – это вещество белого цвета без вкуса и запаха. 

Слайд  №18

Его делают из картофеля, кукурузы, риса, гороха и пшеницы. 

Слайд  №19-23

Проходите и садитесь на стульчики. У меня здесь нарезанный картофель в воде.  Если его от туда  убрать,  то  на дне   мы с вами увидим белый осадок -  это и есть  крахмал.

Но  для приготовления  жидкости,  о которой говорила Совунья этого крахмала недостаточно.

В чашке у меня есть нужное количество крахмала.

Давайте его потрогаем руками.

Какой он? (Ответы детей)

Воспитатель: Белый, сухой,  рассыпчатый, хрустит как снег и этот крахмал уже готовый  к использованию.

-ОПЫТ №1

А теперь  добавим сюда воду.

Как вы думаете, получится ли у нас жидкость? (Ответы детей)

Берем  воду  и добавляем в наш крахмал.  Размешиваем это медленно и аккуратно.

Готово! Проверим, получилась ли у нас жидкость.

Если мы  ее покрутим,  то жидкость начнёт растекаться по стенкам.

Значит, при соединении крахмала с водой получается жидкость? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам каждому встать  на свободные места за столами.

Но не забывайте о правилах поведения в лаборатории!

Ребята  у вас на столах  чашки с двумя  разными жидкостями.

-вода

-крахмальная  жидкость, о которой говорит Совунья.

Совунья  утверждает, что в отличие от обычной воды, эта жидкость при быстром воздействии  приобретает твердое состояние.

Но  при медленном воздействии, имеет такое же состояние, как и вода. То есть жидкое.

Давайте проверим так ли это.  

-Опыт №2.

Быстро постучим пальцем  по нашей жидкости и попробуем достать до дна чашки.

Получается? (Ответы детей)

Наш палец отскакивается. Так как жидкость принимает твердое состояние и не дает нашему пальцу опуститься на дно.

Сделаем тоже самое во второй чашке с водой.

Получается? (Ответы детей)

А теперь попробуем медленно опустить палец на дно чашки с жидкостью, о которой говорит Совунья.

Получается? (Ответы детей)

Сделаем тоже самое во второй чашке с водой.

Получается? (Ответы детей)

Значит, Совунья была права! Эта жидкость при быстром воздействии  приобретает твердое состояние, а при медленном воздействии, имеет такое же состояние, как и вода.

Воспитатель: Ну что ж ребята давайте попробуем  эти жидкости взять в руки.

Опыт № 3.

Опустите руку в чашку с водой и медленно возьмите воду в руку.

Получается? (Ответы детей)

Может у нас получиться сделать это быстро.

Получается? (Ответы детей)

Нет, она растекается.

А теперь попробуйте взять медленно жидкость Совуньи.

Получается? (Ответы детей)

Не получается, она растекается.

Она растекается, так же как и вода?

(Ответы детей)

Воспитатель: Нет, в отличие от воды она тягучая и  вязкая.

Попробуйте еще раз, но сделайте это быстро. Чувствуйте что-то твердое, это наша жидкость становится твердой, и мы можем её взять в руку.

Если эту жидкость брать медленно, то ничего не получится потому, что она растечется между пальцами. Но если жидкость взять быстро, то получиться, так как она становиться твердой.

Воспитатель: Ребята если эту жидкость можно взять в руки, значит можно и скатать из нее шарик. Попробуем? (Ответы детей)

Опыт № 4.

Быстро возьмём немного  жидкости в руку и  так же быстро скатаем шарик над чашкой. Пока мы его катаем – он твердый.

Теперь положим шарик на ладонь, держа её над чашкой. Шарик начинает растекаться.

Мы с вами видим,  что жидкость остается твердой до тех пор, пока мы на нее оказываем воздействие, и  растекается, если оставить ее без воздействия.

Попробуйте, может из воды тоже получиться скатать шарик?

Получается? (Ответы детей)

Воспитатель:  Раз у вас получилось скатать из нее шарик, значит, и получиться сломать ее. Как вы думаете получиться у нас? (Ответы детей)

Опыт № 5.

Возьмём  жидкость   и скатаем большой шарик, затем  быстро разломим его пополам.

У всех получилось сломать? (Ответы детей)

Оставьте половинки на ладонях. Они растекаются, переходя обратно в жидкое состояние.

Из чего мы можем сделать вывод что, после  быстрого воздействия  на жидкость ее можно сломать. Но поломанные части,  оставшись без воздействия, начинают растекаться.

А сейчас давайте попробуем скатать шарик из воды.

Получается? (Ответы детей)

Нет. Как бы быстро мы не воздействовали на воду у нас не получается скатать из нее шарик и сломать его.

Воспитатель: Мойте руки вытирайте салфеткой и  подходите ко мне.

Ребята мы провели опыты и удостоверились в том, что действительно есть такая жидкость, которая меняет свое состояние при быстром воздействии на нее.

Кстати в природе тоже можно встретить жидкость с похожими свойствами. 

Это болото, зыбучие пески, обыкновенная грязь. Слайд  №24-26

Воспитатель: Понравилось вам у нас в лаборатории? (Ответы детей)

Тогда давайте  вспомним,  что мы сегодня делали и  что узнали нового.  (Ответы детей)

1)-вспомнили три состояния вещества Слайд  №27

2)-вспомнили, что такое жидкость и где она встречается Слайд  №28

3)-познакомились с таким веществом как «крахмал» и узнали, откуда он берется Слайд  №29

4)-убедились в том  что, при соединении крахмала с водой получается  необычная вязкая жидкость.

5)-убедились в том что, жидкость с крахмалом  при быстром воздействии принимает твердое состояние и ее можно, взять в руки, скатать шарик, и даже сломать.

6)-узнали,  где в природе можно встретить жидкость с похожими  свойствами.

Слайд  №30

Воспитатель:  На этом наше путешествие в лабораторию подходит к концу.

И теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланье

Знания ищи всегда,

Умным станешь ты тогда!

Ребята спасибо что, вы посетили нашу лабораторию.

Ждем новых встреч с вами.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Путешествие по станциям" для детей дошкольного возраста

Аннотация на дидактическое пособие  «Путешествие по станциям» Разработано на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»  Т.И.Бабаева...

«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»

Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...

Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Формирование основ цветоведения у детей дошкольного возраста" и мастер-класс "Лаборатория цвета"

Цель: просвещение педагогов в вопросах организации и проведении изобразительной деятельности детей. Задачи: Уточнять представления воспитателей о цветоведении, о дидактических играх и упражнениях...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Презентация опыта: Организация экспериментирования как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей дошкольного возраста на базе лаборатории «Хочу всё знать»

Педагогический опыт работы по теме: Организация   экспериментирования       как основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности...

( Педагогический практикум)Тема: «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» ( Лаборатория открытий)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимае...