Статья "Методы работы со сказкой"
статья

Орлова Евгения Анисимовна

Чтобы знакомство дошкольника со сказкой способствовало получению новых знаний, развитию всех психических функций и творческих способностей воспитатель должен правильно использовать методы работы со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_raboty_so_skazkoy.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы со сказкой.

Чтобы знакомство дошкольника со сказкой способствовало получению новых знаний, развитию всех психических функций и творческих способностей воспитатель должен правильно использовать методы работы со сказкой.

Метод обучения – это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, в результате которого происходит передача знаний, умений и навыков воспитаннику, рассчитанные содержанием обучения.

Можно выделить словесные, наглядные и практические методы обучения.  

Словесный метод работы со сказкой– метод, источником знаний которого является чтение, рассказывание сказки.

Наглядный метод работы со сказкой – метод, источником знаний которого могут являться рассмотрение иллюстраций в книге, альбоме, просмотр мультфильма, презентации.

Практический метод работы со сказкой – метод, когда знания и умения дети получают во время какой – ни будь деятельности. Это и театрализованная деятельность, драматизация отрывка из сказки, зарисовки героев сказки, отдельных сюжетов, оригами, конструирование и т.д.

Словесный метод и приемы обучения со сказкой предусматривают:

Знакомство детей с новой для них сказкой. Воспитатель рассказывает или читает детям сказку. После знакомства со сказкой, воспитатель проводит беседу, о том, что же происходило в этой сказке. Если у ребят возникают вопросы по сказке, воспитатель должен обязательно все объяснить. Если в сказке есть новые слова, или не знакомые обороты речи, разъяснить их, привести синонимы и убедится, что ребята все поняли. Затем воспитатель задает вопросы о героях сказки. Спрашивает об их облике, чертах характера, о совершенных поступках. Почему одни герои детям понравились, а другие нет?  На этапе знакомства ребят со сказкой, они должны хорошо запомнить сюжет и понять смысл сказки, закрепить новые слова и обороты речи.  

Следующим этапом работы со сказкой является умение детей рассказывать, пересказывать сказку. Воспитатель зачитывает детям более важные отрывки из сказки, обращает внимание на то, что без этих отрывков теряется смысл сказки, ее сюжет. Наводящими вопросами указывает на выразительность речи героев. Кто ласково говорит, а кто и грубо ответить может. Чтоб детям было легче рассказывать сказку, воспитатель сопровождает сказку иллюстрациями к ней, которые могут поочередно меняться или выстраиваться в ряд на фланелеграфе. Чтобы рассказ ребят был связным, воспитатель может подсказать слово или фразу. Если в сказке есть диалог, то можно его пересказать по ролям.

Наглядный метод и приемы обучения со сказкой включают в себя:

Рассмотрение иллюстраций к сказке в книгах разных изданий. Когда происходит знакомство детей с новой сказкой воспитатель предоставляет книги с одной и той же сказкой, но разных изданий (сейчас это вполне доступно). Детям очень интересно и познавательно рассмотреть иллюстрации к сказке разных художников. Одни художники любят ярко показывать героев сказки, другие любят рисовать сюжеты из сказки.

Ребята могут посмотреть мультфильм по сказке. Это они могут сделать и в детском саду, а если нет возможности, то дома.

На фланелеграфе в течение всего времени, пока изучается сказка, желательно чтобы висели иллюстрации к сказке. Ребята обычно с радостью подходят к фланелеграфу, рассматривают иллюстрации, переставляет, возвращают на место.

Практический метод и приемы обучения со сказкой включают в себя:

Инсценировку (драматизация) изучаемой сказки. Дети между собой распределяют роли, воспитатель в этом им помогает. Если ролей мало, а желающих ребят участвовать в инсценировке много, можно меняться. Часть ребят – зрители, часть ребят – участвуют в спектакле, поиграли раз, потом поменялись. Воспитатель может быть режиссером, может читать авторский текст. Если для спектакля нужны декорации, их можно сделать с ребятами в свободное время.

Детям можно предложить нарисовать или слепить из пластилина сказку, сюжет из сказки или понравившихся героев. Если в сказке много животных, ребятам будет интересно сделать оригами героев животных сказки. Предложить сложить из счетных палочек животных, понравившиеся декорации сказки (если ребята затрудняются, показать готовую иллюстрацию на мольберте). Сконструировать из кубиков, блочного конструктора дороги, дома, транспорт, который встречается в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по развитию речи на тему "Работа со сказкой с средней, старшей и подготовительной группе"

Перспективное планирование разработано на основе  русских народных  и литературных сказок. В планировании представлена работа со сказкой на месяц, как в первую, так и во вторую  половин...

СКАЗКИ ЗНАКОМЫЕ И НЕИЗВЕСТНЫЕ (методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой)

Конечно, сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с пр...

Уроки сказки или как работать со сказкой.

Уроки сказки или как работать со сказкой. “Сказка –  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”       А.С.Пушкин...

Учебно - методическое пособие для воспитателей по работе над сказкой «Сказки знакомые и неизвестные».

Сказки есть в каждом доме, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, п...