Лэпбук
учебно-методический материал

Лэпбук - один из новых и эффективных способов демонстрации материалов для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Алапаевское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 р.п. В. Синячиха» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию воспитанников

Тема  педчтения

«Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»

                                 Выполнила: Лебедева  Наталья Михайловна

                                   Воспитатель  1 квалификационной  категории

                                            Адрес ДОУ: р.п. В.Синячиха,  ул. Октябрьская 20 А

       Телефон автора: 89058034153

                                  e-mail автора: natalya_lebedeva_2013@mail.ru

р.п. В. Синячиха, 2016

   В связи с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками и родителями. Использование новых идей, технологий открывает другие возможности воспитания и обучения дошкольников

Проблема           Результаты мониторинга уровня освоения программы показывают, что с каждым годом возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии, у многих детей отмечаются нарушения мыслительных операций, таких как память, внимание, мышление. Поэтому возникла потребность поиска эффективного стимулирования познавательно-речевой, информационно - творческой  активности детей. В связи с этим возникла идея создания и использования  нового  средства развития - Лэпбук.

Актуальность:
Лэпбук позволяет раскрыть лексическую тему с разных сторон и интегрировать содержание в разные виды деятельности,  повысить устойчивый интерес дошкольников к познанию окружающего  мира. О
бъединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. 

Цель моей педагогической деятельности:

              Создание условий для развития информационно - поисковой деятельности у

детей дошкольного возраста

Задачи:  

-  оптимизировать предметно - развивающую среду, через обогащение центров познавательной  и речевой активности.

 - способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать информацию по изучаемой теме;

- систематизировать дидактический материал в образовательной области «Познавательное развитие»

 -   приобщать детей и родителей к совместному    творчеству.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).  

         

Лэпбук можно назвать самодельной книжкой или папкой, которая внутри содержит множество карманов, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей, насыщенных информацией.

При создании лэпбука дети не  получают знания в готовом виде,  а  добывают их сами в процессе  собственной познавательно-исследовательской деятельности.

Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе информационно-познавательную и развивающую функции.

Лэпбук способствует:

- пониманию и запоминанию, структурированию дошкольником информации по изучаемой теме;

- расширению и обогащению словарного запаса;

- развитию связной речи;

- развивает познавательный интерес и творческое мышление

-приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- повторению и закреплению материала по пройденной теме;

- развитию личности, мотивации, способностей.

Преимущество лэпбука, как методического пособия, состоит в том, что он хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (например, для детей младшего возраста – кармашки с карточками или фигурками животных, а для старшего возраста – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

   Для организации самостоятельной и совместной деятельности детей в нашей группе организована развивающая предметно - пространственная среда, частью которой и являются лэпбуки.

Перечень лэпбуков, изготовленных в детском саду: «Детский сад. Моя группа», «Космос», «Осень», «Игрушки», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Хлеб всему голова»                                                                                                                                   Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

- информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

- обладает дидактическими свойствами: несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Тема может быть как общей, так и частной. Если мы поставили задачу составить лэпбук по лексической теме, существуют такие предпочтения: для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Получится папка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми;  для детей старшего возраста- темы берутся более узкие, несущие конкретную информацию- это будет более продуктивнее, (например «снег», «снегирь», санки….)

Написание плана важный этап, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание).

Далее необходимо нарисовать макет на черновике, который отразит как будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий, карточек –схем и т.д. Всё  это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и др.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные. автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, и т.д.)

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.

Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме,  и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая,  что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения    показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности

Успех реализации данного методического пособия напрямую связан с внедрением партнерской модели взаимодействия

сотрудничеству.

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к  сотрудничеству.

         Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы)
  • техническую (фото, видео)
  • информационную (сбор информации для лэпбука)
  • мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе)

Использование «лэпбука» является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию лэпбуков с детьми. Лэпбук "Весенняя копилка"

Актуальность использования лэпбуков, как современного средства обучения, продиктована требованиями ФГОС ДО к образовательному процессу. Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую пап...

Метод проектов в ДОУ. Руководитель: Лазарева С.А., старший воспиатель.Консультация для педагогов и родителей: "Что такое лэпбук?" Автор: Переверзева А.С., воспитатель. Паспорт лэпбука "Сибирские сказки" Автор: Полугрудова Л.И., воспитатель

   Современная педагогика предлагает перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта» обучения, то есть слушает и смотрит) на активную (ребенок выступ...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Лэпбук «Как животные готовятся к зиме»

ЛЭПБУК КАК ИННОВАЦИОННОЕ ИСОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.Научной литературы по технологии ...

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука».

Мастер-класс «Лэпбук «Сагаалган». Изготовление лэпбука»....

Лэпбук по театрализованной деятельности (лэпбук театр)

Описание:Лист №1 –  книжка «Виды театров» (5 листов)        Лист №2 – Игра «Театр теней» по мотивам сказки «Бреме...

Что такое ЛЭПБУК? Использование и изготовление лэпбука по экологическому воспитанию "Вода"

 ЛЭПБУК (lap book), как можно заметить из названия - изобретение зарубежное, пришло к нам из Америки. Придумано оно как средство обучения детей, точнее способ организации учебного материал...