Путешествие по музыкальным берегам реки времени
план-конспект занятия (старшая группа)

Голенко Татьяна Александровна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее  интересных и доступных  игровых форм представления детям целостной картины мира.  Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_reke_vremeni.docx19.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Путешествие по музыкальным берегам Реки времени».

Воспитатель: Долгопятова Татьяна Александровна.

Тема : «Одежда и быт ».

Возрастная группа :Старшая группа.

Форма НОД: познавательная, коммуникативная .

Цель: формировать представление  об одежде как элементе русской традиционной культуры.

Формирование социокультурных ценностей .

Ход мероприятия :

Сначала разрешите  вами поздороваться ,но не совсем обычно .Мы с вами пропоем приветствие и покажем движение мелодии рукой. (Это упражнение помогает  настроить слух перед началом занятия с ребенком и уметь отслеживать движение мелодии.) Также можно просить детей проговаривать слова приветствия сначала тихо, затем громко ,грустно а после этого весело.(Это упражнение помогает развить умение чувствовать  разницу между динамикой музыки ).

Я вам предлагаю отправиться в морской круиз по реке времени к музыкальным берегам и берегам прошлого. Я вам раздаю билеты – ноты на корабль ,пожалуйста, проходите по своим местам . Я буду капитаном ,но для того, чтобы отправиться в наше путешествие, нам нужно назвать наш корабль. Поскольку мы отправляемся в музыкальное путешествие ,мы должны иметь в виду ,что название должно быть связано с музыкой.

Что-то барахлит наш корабль, помогите мне ,пожалуйста его завести ,а заводить мы его будем игрой .                                                            От зеленого причала

оттолкнулся пароход

Он назад поплыл сначала

А потом поплыл вперед

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход,

И пускал,пускал колечки

Белосежный пароход

Отплываем .Право руля, лево руля ,вижу впереди остров под названием «Древняя одежда»

Первым материалом для первобытного человека бели растения и шкуры животных . Шкуры служили своеобразными плащами для них ,защищая от холода. Немного расскажу вам про первобытного человека. Первые люди имели маленький мозг и крепкое телосложение ,они были очень сильные. Жили небольшими группами по 15-20 чел. У них было разделение труда . Мужчины охотились на мамонтов ,медведей ,они охотились на животных при помощи копья и лука со стрелами   ,а женщины готовили пищу(Пища готовилась на огне ,а огонь добывался с помощью камней ,они ударяли камень об камень пока не появлялась искра) ,собирали ягоды, плоды. Из шкур мамонта и медведя делали себе одежду .Давайте с вами обыграем небольшую сценку (сценки помогают детям творчески раскрываться, избавляться от некой зажатости  и главное ,что в обыгрывании легче запоминается то ,о чем мы хотим поведать детям).

Я буду читать текст ,а вы будете обыгрывать слова.

Просыпаются в пещере полулюди ,полу звери (Встают и зевают)

Ходят словно на на работу  эти люди на охоту .(Дети маршируют на месте) .

На охоту все собрались ,порычали, почесались ,у костра погрели спины и схватились за дубины (Сопровождают слова соотвествующими  движениями и звуками. )

Взяли копья ,в лес пошли, у реки следы нашли .

 Яму до рассвета рыли (имитация выкапывания)

Сверху ветками прикрыли , чтоб в нее попался он ,волосатый вкусный слон.

Потом мамонт или другой зверь  попадал в ловушку и из его шкуры  делали себе одежду .

Вот мы с вами узнали в чем ходили древние люди ,и чем добывали себе пищу .

А давайте по картинкам составим рассказ, что могли с этими предметами делать первобытные люди(элементы мнемотехники)

Итак ,садимся снова в корабль ,закрываем глазки и слушаем море а море не простое ,а музыкальное, что же мы чувствуем когда слышим этот звук, что представляем? (Во время прослушивания музыки очень важно  интересоваться у детей их ощущениями и представлениями во время прослушивания той или иной мелодии).

Мы так увлеклись слушанием моря ,что даже и не заметили как попали на следующий остров  ,остров под названием «Старинная русская одежда».

 Мы очутились с вами в прошлом наших прабабушек и прадедушек ,а что носили они мы с вами сейчас узнаем! Может быть  кто-нибудь из вас уже знает в чем они  ходили? Обязательной вещью была рубаха, Наши предки считали ,что рубаха оберегает человека от злых сил . У старинной русской рубахи по-другому сшит воротник  : он расположен сбоку ,как бы косо. Поэтому такую рубаху называли косовороткой. У женщин были длинные рубахи в пол. Русские люди шили рубахи изо льна и хлопка ,такая ткань хорошо защищает от жары летом   и от холода зимой. Можно сказать ,что одежда русского человека помогала сохранять ему здоровье.

Поверх длинной рубахи молодые  девушки одевали сарафаны ,которые украшались лентами ,вышитыми узорами : цветами, солнцем , птицами. Взрослые женщины носили рубашки и юбки(которые назывались «панева»)

В те давние времена девушкам и женщинам нельзя было ходить с непокрытой головой .Голову покрывали вышитыми платками или головным убором ,который назывался «кокошник». Взрослые дамы носили головной убор «сорока» А давайте с вами соберем народный костюм в нашей интеллект карте .(Создаем костюм на  интеллект-карте) .  Если же сейчас молодые люди ходят на дискотеки ,то в те времена такого не было ,молодежь собиралась на гуляниях и играла в русские народные игры ,давайте и мы с вами превратимся в наших прадедушек и прабабушек и поиграем в хороводную игру. (Хороводная игра)

Наш корабль зовет нас снова в путь, и следующая наша остановка «Современность»

Про этот остров мы знаем очень много, если на прошлой остановке нам было известно,

что девушки могли ходить только в юбках и сарафанах ,то сейчас девочки могут носить и брюки и джинсы ,могут распускать волосы. А давайте с вами на картинках выберем те вещи,

которые мы можем видеть каждый день на своих друзьях и взрослых.

Что вместо  хороводных игр у нас проводятся дискотеки ,но мы знаем ,что многие традиции сохранились и мы так же как и наши прабабушки в молодости отмечаем русские народные праздники ,такие как масленица  , пасха и многие другие гуляния. А народные песни мы можем слушать на концертах, иногда даже в современной обработке .(Прослушивание песни)

Рефлексия.

Давайте распределим картинки с изображение одежды по реке времени , начиная от древнего человека, заканчивая современным. В порядке , в котором мы плыли по реке времени.

Показываю картинку с народным костюмом, предлагаю вспомнить на какой остановке мы видели похожий наряд .

Отнести свою нотку на ту остановку времени ,которая понравилась.