Методическая разработка Дорогами сказок
методическая разработка (старшая группа)

Волкова Елена Александровна

Досуг для детей и родителей "Сказка в живописи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_skazka_v_zhivopisi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

совместной образовательной деятельности

Тема: «Сказка в живописи».

Составили: ст. воспитатель

                                                                                            Волкова Е.А.

                                                                                             

ЗАДАЧИ:

  1. Закреплять знания детей об особенностях сказочного образа в картинах В.М. Васнецова.
  2. Показывать через сказочный образ красоту русского характера.
  3. Закреплять умение узнавать и называть жанры живописи.
  4. Вызывать эмоциональный отклик от увиденного, развивать умение сопереживать.
  5. Раскрывать творческий потенциал детей через театрализованную деятельность, умение разыгрывать сценки по известным литературным произведениям, используя выразительные средства и элементы костюмов.
  6. Закреплять умения:

а)   согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

б) правильно употреблять существительные в форме родительного падежа, множественного числа.

  1. Развивать умение употреблять сложносочиненные предложения с противительным союзом «а».
  2. Развитие направленного выдоха.
  3. Развивать внимание, память.
  4. Закреплять танцевально-ритмические движения, двигательные качества и умения; формирование осанки, красивой походки.
  5. Продолжать формировать навыки ориентирования в пространстве.

Подготовительная работа:

  1.  Чтение сказок:

сказка Ш. Перро «Спящая Красавица», Русские народные: «Иван-Царевич и Серый волк», «Царевна-Лягушка».

  1. Просмотр видеокассет о творчестве В.М. Васнецова.
  2. Знакомство с творчеством В.М. Васнецова на занятиях по знакомству с искусством.
  3. Драматизация сказок, работа с пиктограммами.
  4. Этюды «Оживи картину».
  5. Отработка элементов русских народных танцев «Субботея», «Народный лирический».
  6. Разучивание музыкально-ритмической зарисовки «Сказка».
  7. Развитие диалогической речи, умение задавать вопросы и полно на них отвечать.
  8. Работа над обогащением словаря признаками, характеризующими эмоции, чувства, переживания.

Материал:

Костюмы, дидактические игры «Выбери картину», «Узнай картину», «Реставратор».

Зрительный ряд:

  1. Кощей Бессмертный. В.М. Васнецов 1926 Х.М.
  2. Царевна-Лягушка. В.М. Васнецов. 1918. Х.М.
  3. Иван-Царевич на Сером Волке. В.М. Васнецов 1889. Х.М.
  4. Спящая Царевна. В.М. Васнецов.1926. Х.М.
  5. Аленушка. В.М. Васнецов.1881. Х.М.
  6. Несмеяна-Царевна. В.М. Васнецов. 1916. Х.М.
  7. Мика Морозов В.А. Серов. 1901. Х.М.
  8. Черемуха в стакане. Петров-Водкин. 1932. Х.М.
  9. Портрет М.Н. Ермоловой. В.А. Серов. 1905. Х.М.
  10. Март. И.И. Левитан. 1895. Х.М.
  11. Рябинка. И.Э. Грабарь. 1915. Х.М.
  12. Хризантемы. И.Э. Грабарь.
  13. Осенние цветы. М.С. Сарьян.

Музыкальное сопровождение:

  1. «Приходите в гости к нам». Слова Ю. Ким, музыка Ю. Дашкевич.
  2. «Субботея» - музыка, слова народные.
  3. «Русский лирический».

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку «Приходите в гости к нам», исполняют танец. Во время танца появляется «Кот Ученый», дети садятся вокруг него.

М.п.: - Здравствуй, Кот ученый!

Кот: ( восп-ль) – Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые! Что за костюмы на вас надеты? ( Русские народные). Для чего вы их надели?

М.п.: - Мы в гости к сказке пришли, и знаем, Кот ученый,  что ты в сказках живешь, много интересного видел, сказки любишь.

Кот: - Да, я сказки люблю, а вы, ребята? ( Да, любим).

- Вот я сейчас посмотрю, как вы сказки любите. Какие сказки вы знаете?   (Дети называют сказки).

- Где сюжет сказок увидеть можно? ( На картинах).

М.п.: - Мы, Кот, художника знаем, который очень любил сказки и много картин написал со сказочным сюжетом. Ребята, как зовут этого художника,? (Виктор Михайлович Васнецов).

Кот: - Вот сейчас я и проверю, как хорошо вы знаете работы Виктора Михайловича Васнецова. Я приготовил вам много репродукций; выберите из них только работы Васнецова.     ( Игра «Найди картину»).

Кот: - ( увидев картину «Спящая царевна») К какой сказке эта репродукция? Кто написал эту сказку? ( Шарль Перро.) Но это французский писатель! А почему все герои в русских костюмах?( Ответы детей.) Век живи – век учись.

- Как много репродукций осталось, почему вы их не взяли? Что это за жанр живописи? ( Кот спрашивает, показывая репродукции, дети отвечают, почему оставили их.)

- Правильно.

- М.п.: - Ребята, смотрите, Василиса. Здравствуй, Василиса

В: (логопед) – Здравствуйте, ребята!

М.п.: - Василиса, почему ты такая печальная?

В: (логопед)  - Злой Кощей заколдовал картину, он в ней все изменил, и никто мне не может помочь.

М.п.: - Василиса, давай мы тебе поможем.

В: - Помогите, пожалуйста. Я вам даже маленький секрет открою: как только вы узнаете заколдованный предмет -  скажите волшебную фразу и подуйте; предмет  вернется на свое место. ( Картину закрывают предметы-заместители; д/и «Заколдованная картина», упражнение «Сдуй предмет».)

- Чье это царство? ( Кощеево).

- Какое оно? ( Мрачное, страшное, жуткое).

- Все ли в этом царстве такое жуткое и мрачное? Какого цвета еще много на картине? (Красного)

- Назовите мне все, про что можно сказать:

«красный» ( Сундук)

«красная» ( Плитка на полу)

«красные» ( Сапожки)

«красное» ( Солнышко, платье)

- Каких предметов много на картине? ( Сундуков, щитов, доспехов, кафтанов, золота).

- Откуда  у Кощея столько богатства? ( Награбил. Доспехи, кафтаны добрых молодцев, которых он загубил).

- Значит Кощей  - какой? ( Плохой, злой).

- Как художник показал это на картине?       ( Черная одежда, волосы – как змеи, нос крючком, злые глаза, окровавленный кривой меч в руке).

- Кощей от злости заколдовал еще одну картину, украл с нее все цвета. Узнайте, что это за картина. ( «Царевна-Лягушка»).

- Что делает на картине Царевна-Лягушка?  (Танцует).

- Какой у нее танец? ( Быстрый, веселый.)

- Давайте и мы с вами так же весело спляшем, чтобы цвета вернулись. (Танец «Субботея» - русский народный).

- Как хорошо мы танцевали! Пойдемте, посмотрим, вернулись ли краски. ( Да, вернулись.) Спасибо вам за помощь, в одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору. Теперь мне пора в сказку возвращаться. До свидания, ребята! ( Василиса уходит.)

Кот: - Делу - время, потехе – час. Вот для вас еще одна задачка. Кто в музее лечит картины? ( Реставратор).

- Давайте и вы сейчас станете реставраторами и поможете собрать репродукции, которые рассыпались от времени. ( игра «Реставраторы» - девочки собирают одну, мальчики – другую; разрезаны репродукции «Иван-Царевич и Серый Волк», «Спящая Красавица»)

М.п.: - И начну у бабки

Сказки я просить.

И начнет мне бабка

Сказку говорить,

Как Иван-Царевич

Птицу-Жар поймал,

Как ему невесту

Серый Волк достал.

И во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-Царевич –

Это, будто, я.

- К какой из этих репродукций подходит стихотворение (Дети указывают на репродукцию «Иван-Царевич на Сером Волке»).

  • Нравится? Красиво?. Сюжет какой сказки изобразил на своей картине В.М. - Васнецов?

-  Кого мы здесь видим?

 - Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (По одежде).

-  Какая у него одежда?( Красивая, богато украшенная).

- Как одета Елена Прекрасная? ( Голубой халат парчовый, на голове шапочка, украшенная драгоценными камнями, на ногах туфельки с загнутыми носами)

- Интересно, а сама Елена Прекрасная – русская или заморская царевна? ( Ответы детей). Вот и искусствоведы до сих пор спорят по этому поводу.

- Что происходит с героями? ( Они спасаются от погони).

- Как вы догадались? ( Волк бежит быстро).

- Почему вы решили, что Волк бежит быстро? ( Уши прижаты, язык высунут, хвост распушен)

- Где еще видно движение? ( у Елены Прекрасной волосы развеваются, а меч Ивана-Царевича взвивается в воздухе).

- Какими изобразил их художник?

- Какое у них настроение? ( Грустная, печальная Елена Прекрасная, настороженный, внимательный Иван-Царевич).

Почему? ( Им придется расстаться)

- Они навсегда расстанутся? ( Нет, в конце сказки они будут вместе).

Добро в сказке всегда побеждает.

- Через что мчится Волк? ( Дремучий лес, болото).

- Как вы догадались, что через болото? ( Вода, кувшинки).

- Какие деревья в этом лесу? ( Большие, мрачные, вековые, зловещие).

- Какой ритм нам это подсказывает? ( Хаотичный)

- На что похожи деревья? ( На руки, на птиц).

- Того и гляди, вырвут у Царевича его драгоценную ношу. Отдаст Иван-Царевич им Елену Прекрасную? ( Нет).

- Почему?

- Как изобразил это художник? (  Иван-Царевич крепко держит ее, прижимает к себе).

- Все ли деревья в этом лесу такие мрачные? ( Нет).

- Правильно.

- Какое дерево говорит нам, что все будет хорошо? ( Цветущая яблоня).

- Подобно тому, как в сказке неожиданно появляется чудо, так, неожиданно, расцвела яблоня в этом темном лесу.

- В кого бы могли превратиться наши герои в этом лесу, чтобы спрятаться от врагов? ( Елена Прекрасная – в лилию, кувшинку, цветок яблони, лягушку; Иван-Царевич – в птицу, сказочное существо и т.д.).

- Давайте и мы с вами попробуем превратиться в любое сказочное существо ( Игра «Превращение»).

Кот: - И все-то вы знаете, и  со всеми-то заданиями справились. А теперь хочу проверить, знают ли наши гости работы В.М. Васнецова. Изобразим мы одну из них, а вы, гости дорогие, отгадайте – какую, и картина оживет. ( Дети изображают картину В.М. Васнецова «Спящая царевна».)

Кот: - Ну, гости дорогие, узнали вы картину?

После ответа гостей появляется принц, целует Спящую царевну, картина оживает.  Герои исполняют танец  «Народный лирический».

Кот: - Пора мне домой в сказку возвращаться. Я всем друзьям расскажу, с какими умными детьми познакомился и о том, что они знают художника-сказочника…

Как его зовут, ребята? ( В.М. Васнецов.) А за то, что вы так сказки любите и знаете, я вам подарок приготовил. ( Дарит книгу сказок). И помните: сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок.

М.п.: - Спасибо тебе, Кот, приходи к нам еще.

Кот: - До свидания!

Все: - До свидания!

М.п.: - Ребята, и нам пора попрощаться с нашими гостями.

Звучит музыка «Приходите в гости к нам». Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в сотрудничестве с библиотекой имени Р.Рождественского для дошкольников и младших школьников «По дорогам сказок»

1.Расширить знания учащихся о сказках;2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах сказок.3.Развивать речь учащихся, читательский интерес, память;4.Закреплять знание детей особенност...

Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...

Методическая разработка.Страна сказок.

Дети имеют разные уровни недоразвития речи, но объединяют их одни и те же проблемы: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, недостатки связ...

Методическая разработка "Город сказок".Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию с детьми старшего возраста.

Цель: Закрепить счет от 1 до 5, обратный счёт, знание цифр; умение соотносить количество предметов с числом. Упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу. Закрепить знание геометрических ф...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дорога и ее правила» с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Цель: формировать у детей устойчивое представление об основных правилах безопасного поведения на дороге и развивать практические навыки, позволяющие выполнять эти правила....

Методическая разработка"Дорога от дома до детского сада

Цель: Сформировать у детей представление о правилах дорожного движения Дать понятие светофор, пешеходный переход,дорожные знаки....