Выступление на районном семинаре "Эколого-валеологический досуг для детей с ЗПР"
консультация (старшая группа)

Выступление на районном семинаре на тему" Эколого-валеологический досуг для детей с ЗПР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

             Семинар воспитателей  ДОУ  Акбулакского района

                                          Выступление на тему:

                «Эколого-валеологический досуг  для детей с ЗПР»

                                                                             Разработала:

                                                                             Воспитатель МБДОУ

                                                                              «Детский сад №7 «Теремок»

                                                                              Тахирова О.В

                                           Акбулак, 2019

      Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.

     Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками её функциональной незрелости.

      Актуальное значение в образовании дошкольников с ЗПР имеет   эколого-валеологическое   воспитание.  Эколого – валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда – здоровье».

      Вся деятельность по воспитанию и развитию экологической культуры у детей осуществляется в соответствии с положениями организации коррекционно-развивающей помощи детям с ЗПР:

- доступность, последовательность, работа от «достигнутого»;

- дозирование информации и значительная ее расчленённость;

- строгая поэтапность усвоения предложенного учебного материала,

- постепенное его усложнение: «от простого к сложному»;

- увеличение объёма тренировочных упражнений;

- систематическое повторение и закрепление пройденного материала в разных формах и видах деятельности;

- подключение в процессе познания окружающего мира всех видов анализаторов (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния);

- использование в образовательном процессе игры как ведущей деятельности дошкольного возраста;

- использование яркой наглядности и, в то же время, ее дозирование;

 - создание положительной эмоциональной окраски в осуществлении познавательной деятельности детей;

- уважительное отношение к любым высказываниям детей, их действиям развивают в них чувство психологической защищенности;

- помощь в речевом отражении действий и умозаключений способствует развитию речевой активности;

- предоставление свободы выбора действий, перемещения в пространстве позволяет детям проявлять активность и самостоятельность, формирует настойчивость и уверенность в себе.

 Все это очень важно для детей с задержкой психического развития. Принцип «Не рядом и не над детьми, а вместе» – важный принцип организации общения с детьми,  где отношения должны строиться на основе партнерства.

  Совместная деятельность воспитателя и детей предполагает:

проведение экологических досугов и праздников.

    Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

     Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы

вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

     Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует     повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования доброго отношения к природе.

    Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей.

   Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья.

    Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста. Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

   Чаще, чем праздники, с детьми можно проводить досуги – их организует воспитатель на самые разные темы.

   Досуги один из видов культурной  деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Досуги должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

   Такие мероприятия, как правило, проводятся во второй половине дня. При этом воспитатель должен учитывать время года. Один раз в неделю целесообразно проводить экологические досуги: маленькие сюрпризы, прибаутки, потешки, загадки и импровизационные сценки по литературным произведениям.

    Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и окружающей их природе. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить природные ресурсы, а также умение ими пользоваться.

Тематика и содержание праздников и досугов для детей         дошкольного возраста.

   Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции. Характерная особенность жизни, взятая для изображения.

   В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.

   При определении  тематики   и   содержания  праздников и  досуга  следует также учитывать климатические условия  и  национальные традиции местного населения. К определению его  тематики   и  отбору  содержания  надо подходить творчески.

    В содержание экологического досуга включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки и т. д. Разнообразие досугов, развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

   За множественностью отдельных тем, важно определить основную тематику праздника, обусловившую его содержание.

  Содержание  экологического  праздника  во многом зависит от сезона года,  и  конкретных условий, в которых проводятся. Праздник может быть разного вида: - экологическо-спортивный, посвящённый временам года, театрализованный, игровой и т.д.  

    При составлении сценария экологического  праздника, независимо от того, где  и  в каких условиях он проводится, следует стремиться к тому, чтобы его

содержание  было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия всех  детей, доставляло радость  и  удовольствие не только детям-участникам  праздника, но  и  зрителям, детям  и  взрослым приглашенными на  праздник  гостями.

    Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в  содержание   праздника  «сюрпризного момента» неожиданное появление сказочных (и не только) героев. Их общение с  детьми   и  гостями  праздника, участие в играх, танцах, оживляет  праздник , привлекает внимание к происходящему, доставляет  детям  много веселья  и  радости, надолго остается в памяти. В заключении подводятся итоги  праздника.

    Экологические праздники значимы для всестороннего развития и воспитания детей. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной деятельности: подвижных играх, танцах, и т.д.. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти, как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, красочное оформление места проведения праздников, звучание музыки, влияют на развитие вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество.                                                                                                                       Вследствие такой разносторонней деятельности решаются многие задачи экологического воспитания, оказывают влияние на формирование детской личности.

Формирование экологического сознания у дошкольников с ЗПР способствует не только развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе и правильного отношения к ней, но и повышает уровень его умственного развития, совершенствует познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре «Адаптация детей к условиям ДОУ».

Как происходит адаптация, и что это собственно  такое?Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно ,является новым, ещё неизвестным простра...

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....

Выступление на районном семинаре Доклад Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Доклад на районном семинареТема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...