Конспект по русскому языку "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока (подготовительная группа)

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели:

-         дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-         познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:        

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

-повторить и обобщить знания о звуках и буквах;

-запомнить информацию о буквах, обозначающих согласные и гласные буквы.

3. Коммуникативные УУД:

- формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ;

- воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу

Оборудование к уроку:

- проектор;

- компьютер;

- презентация к уроку;

- рабочая тетрадь;

-демонстрационный материал                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели:

  • дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;

Формирование универсальных учебных действий:

1. Регулятивные УУД:        

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

-повторить и обобщить знания о звуках и буквах;

-запомнить информацию о буквах, обозначающих согласные и гласные буквы.

3. Коммуникативные УУД:        

- формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ;

- воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности

- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу

Оборудование к уроку:

- проектор;

- компьютер;

- презентация к уроку;

- рабочая тетрадь;

-демонстрационный материал                  

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1)Этап мотивации (самоопределения) к познавательной   деятельности 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Вячеславовна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Открываем свои рабочие тетради, записываем число, классная работа. Сегодня у нас с вами 24 января. Проведем минутку чистописания. Внимательно посмотрите на доску и перепишите все элементы в тетрадь.

C:\Users\Алина\Desktop\img1.jpg

 

Дети приветствуют

Дети работают в тетради

2) Этап актуализации знаний и  пробное учебное действие

Начнем с вами урок с загадок. Вам необходимо отгадать слово по его лексическому значению, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами.

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу.

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета.

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда.

Обед

Горох

Север

Земляника

Улица

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Какой частью речи являются все отгаданные слова?

Внимательно посмотрите на доску и прочитайте предложение.  

Найдите имена существительные в данном предложении.

Определите падеж имен существительных

Почему слова «по площади» и «по улице» имеют разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом? 

Имя существительное.

Автобус едет по улице Советской и по площади Ленина.

Автобус, по улице, по площади.

Автобус – И.п., по улице – Д.п., по площади – Д.п.

Предположения детей.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

На сегодняшнем уроке мы постараемся получить ответ на данный вопрос.

Внимательно посмотрите на экран. Вам дана группа слов: Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

А теперь постарайтесь разделить эти слова на группы. 1 группа - существительные женского  и мужского рода с окончаниями –а, -я

2 группа - существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е

3 группа - существительные женского рода с мягким знаком на конце.

Как вы думаете, по каким признакам мы сгруппировали существительные в группы? По роду и окончанию.

Правильно. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Постарайтесь определить, с помощью групп, на которые мы разделили все слова, какие существительные относятся к первому склонению?  

Какие существительные относятся ко 2 склонению?

И какие существительные относятся к 3 склонению?

 

Вода, земля, Юра, Витя.

Стол, конь, море, окно.

Степь, дочь.

По роду и окончанию.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

5. Этап реализации построенного проекта.

Откройте свои учебники на стр.17, №25. Внимательно прочитайте задание. Что необходимо выполнить в задании?

Какие существительные мы отнесем к 1 склонению?

Правильно. Запишем данные имена существительные.

Какие существительные мы отнесем ко 2 склонению?

Запишем выбранные имена существительные в тетрадь.

Какие существительные мы отнесем к 3 склонению?

Правильно, ребята. Запишем имена существительные 3 склонения.

Распределить имена существительные в группы по склонениям.

Роща, девочка, вишня, подруга.

Карандаш, сено, орёл, коршун, собрание

Брошь, тушь, лень, отмель.

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.
Мы с вами узнали, что все существительные можно разделить по 3 склонениям. Как вы думаете, как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в И.п.  

Внимательно прочитайте стихотворение на стр. 17. Объясним написание слов с пропущенными буквами.

Запишем стихотворные строки. Выделим род, склонение и падеж каждого имени существительного.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нужно поставить существительное в форму И.п. единственного числа

К речке – в сочетании ЧК не пишется мягкий знак; дерево – пишем безударную гласную Е в конце слова; здравствуй – пишем непроизносимую согласную букву В. Проверочное слово – здравие; волшебства – пишем проверяемую гласную Е в конце слова. Проверочное слово – волшебно.

7. Этап самостоятельной работы

Выполним с вами самостоятельную работу. Работать будем по рядам. Запишите существительные, правильно распределяя по склонениям. 1 ряд выписывает слова 1 склонения, 2 ряд слова 2 склонения, 3 ряд слова 3 склонения.  Слова: доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье, герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Внимательно посмотрите на экран. Проверим, правильно ли каждый ряд выполнил задание.

1 склонение: доброта, дружба, ласка, погода, поляна.

2 склонение: мир, мужество, счастье, герой, дупло, яблоко, море, родник.

3 склонение: чуткость, ночь, метель, помощь.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Внимательно прочитайте текст, который вы видите на экране.

Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани. Белые цветы и звезды обращаются тогда в снежную пыль. А когда мороз слабеет, снежинки скатываются в плотные белые шарики. Мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Найдем существительные в данном тексте. Распределим каждое существительное по склонениям, поставив в форму И.п.,ед.ч.

Какие существительные отнесем к 1 склонению?

Какие существительные отнесем ко 2 склонению?

Какие существительные отнесем к 3 склонению?

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.

Погода, земля, снежинка, звезда, крупа.

Ветер, луч, цветок, мороз, шарик.

Грань, пыль.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Наш урок подходит к концу. С какой темой мы сегодня с вами работали?

Какие существительные относятся к 1 склонению?

Какие существительные относятся ко 2 склонению?

 

Какие существительные относятся к 3 склонению?

Запишем домашнее задание. В учебнике стр.18, №28

Спасибо за урок. С вами было очень приятно работать. До свидания!

Три склонения имен существительных.

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ

 Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем  детей с ОНР.  НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...

Конспект логопедического занятия "Творительный падеж множественного числа имен существительных"

Цель занятия: формирование навыка образования существительных  творительного падежа множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы....

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

Конспект занятия по обучению русскому языку в старшей группе. Тема занятия: Формирование умения различать формы единственного и множественного числа имен существительных Тема для разговора «Игрушки».

Конспект занятияпо обучению русскому языку в старшей группеТема занятия: Формирование умения  различать формы единственного и множественного числа имен существительныхТема для разговора  &la...

Конспект логопедического занятия "Дательный падеж имени существительного"

Занятие направлено на совершенствование лексико-грамматических представлений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...