План по самообразованию
материал

Осокина Мария Юрьевна

 

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей старшего дошколного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_.odt611.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Города Санкт-Петербурга

 ГБДОУ детский сад  18

План по самообразованию воспитателя

 «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Выполнил: Осокина Мария Юрьевна                                                                                                    воспитатель группы №4 «Почемучки»

 

2018-2019

Пояснительная записка

Широко раскрытые,

большие глаза,

удивительные глаза.

Глаза ребенка.

Глаза гения.

Подлинная красота

доступна только

таким глазам.

Э. Межелайтис

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает гуманистическую направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. А добиться этого как нельзя лучше помогают изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Актуальность выбора данной темы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием видов изобразительного искусства, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои неповторимые работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Целью работы над темой является создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Цель достигается путем решения следующих задач:

Образовательные:

  • формировать умение использовать различные приемы рисования,                     лепки, аппликации, конструирования;
  • познакомить с приемами и технологиями изготовления композиций;
  • создать условия для изучения свойства материалов, используемых                  в работе;
  • способствовать усвоению приемов самостоятельной разработки                         поделок.

Развивающие:

  • развивать у детей творческий потенциал;
  • развивать образное мышление и воображение;
  • создать условия к саморазвитию личности ребенка;
  • развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Этапы работы над темой:

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Диагностика уровня развития художественных способностей детей.

II Прогностический этап.

1. Определение целей и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

3. Разработка перспективного плана работы на сентябрь – май.

III Практический этап:

1. Работа с детьми по плану.

2. Работа с родителями по плану.

3. Разработка картотеки игр по изобразительной деятельности.

IV Обобщающий этап.

1. Диагностика уровня развития художественных способностей детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

V Внедренческий этап.

1. Отчёт по теме самообразования.

План работы с родителями

Вид мероприятия

Сроки

1

Опрос для родителей «Мой ребенок и творчество».

сентябрь

2

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

октябрь

3

Буклет «Учите ребенка рисовать»

ноябрь

4

Мастер – класс «Увлекательный мир оригами»

декабрь

5

Консультация «Развитие творческих способностей»

январь

6

Консультация «Формируем творческую личность»

март

7

Консультация «Развитие изобразительной деятельности в семье»

апрель

Перспективный план по самообразованию

Количество занятий: 2  занятия в месяц

Продолжительность занятия: 25 минут.

 

Месяц

Число занятий

Тема

Программное содержание

1

Мониторинг

сентябрь

3

Рисование «Аквариум»

Формировать умение самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки.

Развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать

4

Лепка «Ёжик»

Создать условия для развития умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, мелкой моторики пальцев рук, образного мышления, умения создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт. Содействовать воспитанию любви к животным.

октябрь

1

Рисование «Осенние деревья»

Формировать умение отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Учить детей правильно располагать сюжет на бумаге.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

3

Аппликация «Сказочный город»

Упражнять в работе с ножницами и бумагой. 

Развивать самостоятельность, творчество в выборе материала, цветовом решении работы, элементов декорирования. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать умение восхищаться работами сверстников.

ноябрь

1

Конструирование из бумаги «Сказка оригами»

Формировать умение изготавливать игрушку-лису путем складывания квадратов; соблюдать алгоритм действий в ходе работы.

Развивать мелкую моторику рук внимание, творческое мышление и воображение.

Воспитывать любовь к художественному творчеству.

3

Лепка «Кто в лесу живет»

Формировать умение планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей;

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Декабрь

1

Конструирование из бумаги «Домик»

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию, глазомер, приучать к точным движениям пальцев, пространственное воображение.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

3

Пластилинография «Вот и пришла зима…»

Способствовать овладению начальными технологическими знаниями, умениями и навыками, использовать навыки творческого сотрудничества.

Способствовать развитию  творческих способностей,  сенсорики, мелкой моторики рук,  пространственного воображения,  технического и логического мышления, глазомера, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитывать уважительное отношение к результатам труда.

Январь

2

Рисование «Зимний лес»

Формировать умение создавать образ зимней природы, передавать ее красоту и разнообразие.

Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кисти.

Воспитывать умение восхищаться природой.

3

Аппликация «Веселые человечки»

Закреплять умение вырезать круг и овал из квадрата и прямоугольника, срезая углы.

Развивать воображение, мелкую моторику.

Воспитывать активность и самостоятельность.

Февраль

1

Рисование «Сова»

Познакомить детей с лесной птицей совой, особенностями внешнего вида, и условиями жизни, выяснить её роль в природе и для человека.

Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски.

Воспитывать интерес к природе, учить заботиться о птицах в зимний период времени.

3

Ручной труд «Веселые снеговички»

Формировать умение создавать поделки из гофрированного картона. Закреплять технику бумагокручения.

Развивать творческие способности и воображение детей, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность.

Март

1

Рисование «Жираф»

Формировать умение рисовать жирафа, воспитывать бережное отношение к живой природе, закрепить умение рисовать животных и составлять  уравновешенную по формам и правильную по цвету композицию. Развивать мелкую моторику, творческий потенциал.

Воспитывать уважительное отношение к животным.

3

Лепка «Подснежники – первые весенние цветы»

Формировать умение  создавать цветы нетрадиционным способом (биокерамика).

Развивать мелкую моторику рук,  эстетическое восприятие, воображение детей, творческие способности; аккуратность, последовательность выполнения работы.

Воспитывать интерес к биокерамике, желание радовать окружающих своей работой; бережное отношение к природным объектам.

Апрель

2

Лепка «Космические дали»

Побуждать детей создавать сюжетные композиции, дополнять их деталями, дополнительными материалами (бисер, бусины, обогащающими изображения.

Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности и эмоциональную восприимчивость на красоту окружающего мира.

Воспитывать положительный настрой, интерес к познавательным занятиям.

3

Аппликация «Нарциссы – весенние цветы»

Упражнять в вырезании круга из квадрата.

Развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов.

Развивать воображение, творчество у детей.

Воспитывать любовь к природе.

Май

2

Аппликация «Есть у нас танкисты…»

Продолжать формировать умение использовать в аппликации метод обрывания бумаги.

Формировать умение приклеивать обрывную цветную бумагу по силуэту.

Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.

Воспитывать аккуратность в работе, чувство гордости к своей Родине.

3

Рисование «Цветы»

Формировать умение рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы разной формы при помощи смешивания красок и наложения их друг на друга.

Развивать творческий потенциал, самостоятельность.

Воспитывать умение восхищаться живой природой.

4

Мониторинг.

Список использованной литературы

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  • Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2012.
  • Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  • Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013.– 96с.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей Москва, 2001.
  • Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  • Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
  • Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
  • Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
  • Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет»  -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...