Проект работы с родителями "Земляничкины друзья"
проект

Кравченко Юлия Викторовна

Проект работы с родителями: "Земляничкины друзья"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlyanichkiny_druzya.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект работы с родителями: "Земляничкины друзья"

Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом процессе, прежде всего, родителей.

 В нашем ДОУ этому вопросу уделяется первостепенное внимание, но, как нам кажется, мы еще не сумели активизировать родителей на столько, чтобы их участие в жизни дошкольного учреждения определялось их желанием.

А происходит это, на наш взгляд, потому, что у большинства родителей отсутствует активная жизненная позиция по отношению к воспитанию ребенка совместно с детским садом. Зачастую родители не видят в нас источника реализации своих интересов. Кроме этого многие родители очень молоды.

 Средний возраст мам и пап наших детей – 28 лет. Как правило, у них нет опыта воспитания. Так, из поступивших к нам 69 детей 48 являются первым ребенком и единственным в семье (данные 2000 года). И такие ситуации повторяются из года в год. Не учитывать эти факты нельзя.

Не могут не влиять на качество воспитания социальные, экономические изменения в нашей стране. Быстрый темп жизни, огромное количество рекламы, зачастую ненужной информации выливается на ребенка с экранов телевизоров, радиоприемников, других СМИ.

Все это приводит к стрессовым ситуациям, повышает уровень агрессии, что, конечно же, тормозит личностное развитие ребенка, мешает совершенствоваться родителям.

По данным диагностических обследований детей подготовительных к школе групп (2000-2003 гг.) выявлен высокий уровень тревожности (43-46 %, критический уровень 50 %, по методике “Тест тревожности”, авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Одной из причин такого состояния дел являются проблемы во взаимоотношениях детей с родителями, негативные установки ребенка на слова и действия взрослого.

 Конечно, с детьми и родителями в ДОУ проводится психопрофилактическая и пропедевтическая работа, но она может быть излишне теоретизирована. У нас не было центра совместной деятельности ребенка и взрослого, т. е.не было практической возможности применить имеющиеся знания у родителей и одновременно получить помощь со стороны педагога и психолога.

Ведь часто взрослый, уходя с консультации или даже тренинга, забывает о том, как нужно выстроить свои отношения с ребенком дома. В то же время у ребенка нет возможности ощутить позитив родителей.

Для решения этих проблем мы и создали центр семейного творчества в нашем ДОУ.

Цели работы центра:

  • Способствовать формированию у родителей позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть.
  • Объединить усилия педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности:
  • содействовать поддержанию семейных традиций;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции.
  • Вооружить родителей практическими умениями и навыками в развитии и воспитании детей.

Задачи:

  • Провести социопсихологическое обследование родителей с целью выяснения их интересов и увлечений.
  • Создать условия деятельности в студиях центра (пополнить материалами изостудию, театральную студию, центр психологической поддержки, пополнить оборудования для физического развития).
  • Создать родительские творческие группы.
  • Разработать план вечеров семейного досуга на полгода.

Содержание работы.

Поскольку деятельность в рамках предлагаемого нами проекта рассчитана на непосредственное участие в ней родителей, нам очень важно знать, что хотят видеть, делать сами родители, к чему у них есть интерес и стремление.

Именно они должны были нам подсказать, какие студии возникнут в нашем будущем центре семейного творчества, что умеют и что любят делать мамы и папы, чему они могут научить других. Для этого мы организовали социопсихологический опрос родителей, результаты которого и легли в основу нашей дальнейшей совместной деятельности.

Кроме этого, для нас очень важна информация о современных направлениях организации досуга, которые мы получаем через сеть “Интернет”.

Для того, чтобы еще больше заинтересовать родителей и привлечь их на свою сторону перед началом нового учебного года мы провели родительскую конференцию, на которой была организована выставка родительских и детских работ по интересам (поделки, рисунки, фотоматериалы, сувениры и т.д.). Был организован конкурс на лучшую работу.

Одновременно, проведя анализ результатов социопсихологического опроса, мы наметили направления работы студии, попытались выстроить план работы, основную тематику деятельности в каждой из студии.

Этим занимаются руководители студии, которые выбирают себе помощников из числа родителей (по итогам опроса).

Мы проводим работу в творческой мастерской, где собираются любители вязания, плетения и макраме, желающие мастерить поделки из природного, бросового материала, любящие рисовать и лепить, работать с бумагой.

Туристический центр собрал тех, кто любит ходить в походы, кто любит природу и готов научить своих детей бережно к ней относиться. Литературная гостиная, которую мы собираемся открыть, станет местом чтения полюбившихся рассказов и стихов, объединит разные поколения (бабушки, мамы, дети) вечными нравственными ценностями.

 В центре психологической поддержки каждый взрослый и ребенок может получить квалифицированную помощь психолога, пытаться разобраться в себе, изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

Открытие центра семейного творчества состоялось в торжественной обстановке, родителям и детям вручались призы за лучшие работы с выставки, а затем была предложена возможность познакомиться со студиями семейного творчества и проведены первые занятия.

Впоследствии планируется проводить вечера досуга, где будет объединяться творчество всех студий в разнообразных сценариях.

Руководителями студий стали воспитатели и узкие специалисты детского сада, увлеченные, нестандартные личности, которые смогли заинтересовать родителей и детей, привлечь их на свою сторону, сделать своими союзниками в творчестве.

Новизна нашего подхода в работе с родителями заключается в том, что мы даем родителям возможность:

  • проявить инициативу самим (выбрать то направление своей будущей деятельности в студиях центра, которое им интересно, хорошо знакомо, которому они с удовольствием смогут научить других взрослых и детей);
  • применять в практике полученные на теоретическом уровне знания, пополнить и обрести умения и навыки воспитания и развития своих детей; сравнить собственные педагогические воздействия и их эффективность и воздействие других родителей, выбрать оптимальные пути взаимодействия со своим ребенком;
  • прочувствовать значимость коллективной деятельности в процессе воспитания нравственных ценностей;
  • получить личностные приобретения в самосовершенствовании, саморазвитии.

Кроме этого мы планируем работать не только с теми родителями, которые уже привели к нам своих детей, но и с теми, кто только собирается это сделать.

Главное в этой работе будет то, что мы попробуем убедить молодых пап и мам в необходимости объединить наши усилия в процессе воспитания и развития ребенка.

Для этого мы организуем Дни открытых дверей, где предлагаем посетить группы малышей и старших детей, чтобы родители знали о перспективах развития ребенка, об условиях, которые созданы в детском саду для всестороннего интеллектуального и личностного становления ребят.

Деятельность родителей и детей в центре семейного творчества предусматривает овладение практическими навыками и умениями (например, эффективные способы общения с детьми разного возраста, умение учитывать индивидуальные особенности ребенка и т.д.; например, вязание, вышивание, складывание из бумаги, плетение, создание поделок из природного материала и т.д.; например, навыки туриста – разбивка палатки, разведение костра и т.д.), которые всегда пригодятся в жизни.

Отследить овладение вышеуказанными навыками будет возможно на выставках работ студий центра семейного творчества (тематических, персональных, семейных и т.д.), на совместных вечерах досуга, объединяющих творчество различных студий, и на которые могут быть приглашены все желающие (работа с социумом).

Первые полгода (июнь-декабрь) мы рассматриваем, как предстартовую подготовку к “основному забегу” в своей деятельности, как создание условий для постоянной, полноценной деятельности, как этап привлечения и вовлечения родителей в деятельность центра.

Впервые на базе нашего дошкольного учреждения попытаемся открыть группы с кратковременным пребыванием неорганизованных детей дошкольного возраста квартала, тем самым попробуем предупреждать проблемы социализации будущих первоклассников.

В творческих студиях центра дети смогут получить практические умения, обогатить свой внутренний мир, пополнить знаниями свой прежний опыт, научиться общаться с детьми и взрослыми в совместной деятельности.

У родителей появится возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, отметить его положительные черты и качества, задуматься о том, над чем еще нужно работать в его развитии, чем и как ему помочь. Проконсультироваться по поводу верности своих действий родители всегда смогут у педагогов и психолога центра.

Для поддержания обратной связи с участниками проекта планируются текущие социопсихологические опросы, которые помогут нам корректировать свою деятельность.

Ответственными за эту часть работы будут руководитель проекта и его координатор.

Реализация проекта позволит получить следующие результаты:

  • объединение усилий пед. коллектива и родителей в развитии и воспитании детей, повышение эффективности их взаимодействия;
  • осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений;
  • вооружение родителей практическими навыками и умениями в воспитании и развитии детей;

План работы.

Сроки

Тема

Содержание

Июль

Открытие центра. Фабрика умелых рук “Автопортрет”

Знакомство с программой, целями, задачами центра; изготовление автопортретов из природного материала.

Август

Фестиваль “Весёлое лето”

Интерактивная программа: концерт детей, выступления родителей, выставка детского рисунка.

Август

Поход-экспедиция в лес

Экологическая тропа. Фоторепортаж. Сбор природного материала.

Сентябрь

“Игротека”

Знакомство родителей с “умными играми”; изготовление поделок из природного материала.

Октябрь

Семинар-тренинг по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Организация игр на взаимодействие и сотрудничество; выставка рисуночных тестов.

Ноябрь

“Здоровейка”

Лекторий и практическое обучение родителей по охране и укреплению здоровья.

Декабрь

Фабрика умелых рук “Новогодние подарки”

Изготовление игрушек, сувениров, подарков, праздничных блюд.

Январь

“Моя родословная”

Составление генеалогического древа.

Февраль

Рыцарский турнир.

Спортивные соревнования с участием пап.

Март

Музыкально-литературная гостиная

Праздник для мам.

Апрель

“Как огромен этот мир” (содействие ребёнку в проблемных ситуациях)

Работа по социализации ребёнка.

Апрель

Поход-экспедиция в лес.

Экологическая тропа. Фоторепортаж. Сбор природного материала.

Май

Фабрика умелых рук “Весёлые петельки”

Вязание, рукоделие, домашний театр.

План дополнительных работ.

В перспективе мы планируем:

  1. Пропедевтическую работу с родителями детей, которые планируют привести своего ребенка к нам в детский сад (посещение на дому, приглашение в детский сад, в творческие студии центра).
  2. Открытие групп кратковременного пребывания детей квартала.
  3. Сотрудничество с ТОСами (взаимопосещение, организация выставок, концертов, проведение совместных акций).
  4. Творческие контакты с ДОУ, школами, учреждениями дополнительного образования города.

Курынова С.С., педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дошкольного и семейного воспитания в процессе работы семейного клуба «Друзья природы».

В статье описывается работа семейного клуба "Друзья природы", раскрывается необходимость взаимодействия с семьями воспитанников для получения наилучшего результата процесса воспитания....

Исследовательская работа "Мои пернатые друзья"

Исследовательская работа "Мои пернатые друзья" включает праздник птиц...

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя". Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего д...

Обобщение опыта работы "Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя"

Использование педагогами инновационных подходов в воспитании экологической культуры и природолюбия у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по кружковой работе. Тема: «Верные друзья» (в технике оригами)

Цель: ознакомление детей с техникой оригами.Задачи: формировать умения и навыки детей складывать квадраты по диагонали, учить делать разнообразные фигурки из одной и той же заготовки;-развивать мышлен...

Конспект занятия кружковой работы. Тема: «Верные друзья» (в технике оригами)

Цель: ознакомление детей с техникой оригами.Задачи: формировать умения и навыки детей складывать квадраты по диагонали, учить делать разнообразные фигурки из одной и той же заготовки;-развивать мышлен...

Проект Тема «Птицы – наши друзья» Проект направлен на формирование общей экологической культуры для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Актуальность: идея воспитания в детях дошкольного возраста человечности, доброты, милосердия, бережного и ответственного отношения к природе стала весьма актуальной в последнее время. Дети плохо знают...