План работы по самообразованию
материал (младшая группа)

Баранова Елена Вячеславовна

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста  через дидактические игры»

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.   Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lena_plan.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста  через дидактические игры»

Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

    Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.   Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

    И, поэтому, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

 Задачи:

  • Подготовить методический материал, план работы;
  • Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
  • Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
  • Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
  • Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Система работы представлена по следующим направлениям:

  • В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
  • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры  во второй половине дня);
  • Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  • Работа с родителями - консультации и беседы.

Стратегия работы:                                                                                                  

    Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду. Поэтому мною были выделены III этапа, для каждого были подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения.

I этап - Организационно-диагностический.

    Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический.

   На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей младшего дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр с прищепками и т.д.)

III этап – Обобщающий

   Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

 Форма отчета:

1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторике дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей.        

3. Составить картотеку дидактических игр и  пальчиковых игр.

Формы работы:

  1. Индивидуальная работа;
  2. Совместная работа с детьми;
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемые результаты:

   У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

Практическая часть.

  • Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координацию и точности движение руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  • развивать воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческих активностей;
  • обогащение предметно – развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  • повышение компетентности родителей в вопросе развитие речи детей, мелкой моторике с использованием дидактических игр.

Чтобы достичь поставленных задач я использую различные формы работы. В совместной и индивидуальной  работе осуществляется тренировка пальцев. Одним из методов работы является дидактические игры. Дидактические игры и пособия с пуговками и шнуровкой,  молниями, бантиками и т.д.:

  • упражнение с прищепками (бельевыми прищепками) дидактические игры и пособия
  • молнии (расстёгивание и застегивание молний)
  • морковка, свёкла,  солнышко, ананас и т.д. (с прищепками)
  • шнуровка (картинки и шнурок)
  • пазлы, мозаика, бусы, массажные мячи и т.д.

План работы.

Формы работы

I этап

Организационно-диагностический

Сентябрь

С детьми

Самообразование

С родителями

Проведение диагностического обследования

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий.

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме самообразования

Консультация для родителей «Развиваем  мелкую моторику детей»

 Памятка «Значение мелкой моторики очень велико»

II этап

Теоретический

Октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Апельсин», «Как живёшь?», «Семья»,

«Овощи», «Дружба»

Дидактические игры:

«Мозаика», «Бусы», «Цветные пуговицы»

Составление плана по самообразованию

Оформление картотеки пальчиковых игр.

Памятка для родителей по пальчиковой гимнастике.

III этап

Обобщающий

Ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Капуста», «Осень», «Фрукты»,

«Есть игрушки у меня»

Дидактические игры:

«Конструктор», «Бусы», «Чудесный мешочек»

Подбор и разработка дидактических игр.

Создание картотеки дидактических игр.

Создание пособия

«тактильные дощечки»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Консультация «Родителям о речи ребенка»

Декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Ёлка», «Снежок», «Замок»

Дидактические игры:

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки

«Найди одинаковые рукавички», «Третий лишний»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Подбор и разработка дидактических игр.

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

 

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

Папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Январь

Заучивание пальчиковых игр:

 «Медведь», «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками: «Непростой шарик»

Дидактические игры:

 «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Пирамидка», «Скрепки»

 Пополнение картотеки дидактических игр.

Памятка для родителей: «Игры с прищепками»

Консультация «Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?»

Февраль

Заучивание пальчиковых игр:

«Быстро тесто замесили», «Кормушка»,

«Дикие животные»

Заучивание игр с массажными мячиками: «Ёжик»

Дидактические игры:

«Пазлы», «Катушка»,

«Игры с прищепками», «Разноцветные резинки»

Изготовление дидактических игр.

Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего возраста через развивающие игры»

Март

Заучивание пальчиковых игр:

«Весна», «Кап, кап, кап...», «Уточка», «Дом»

Заучивание игр с массажными мячиками: «Орех»

Дидактические игры:

 «Мозаика»

«Поиск предметов в миске с крупой»,  «Собери бусы»

Оформление картотеки дидактических игр. Изготовление дидактических игр.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Май

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Оформление работы в полном варианте.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Вывод: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.    Дальнейшая моя работа будет проходить в поиске новых методических приёмов, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...