"Культура и традиции русского народа: открытое занятие"
учебно-методический материал

Культура и традиции русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала Лиля Гилумзянова

Культура и традиции русского народа»

Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Задачи:

Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.

Познакомить детей с русским народным костюмом, с предметами старинного русского быта

Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды

Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 

Дети под музыку заходят в зал

Воспитатель: Наша большая страна называется Россией, но в старину, давным –давно, ее называли  Русь.

Настя   стих  « Русь»   сопровождение  (презентация)

Гой тыРусьмоя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Воспитатель: Русский народ  издревле славился  своим гостеприимством. И гостей  они встречали по особому обычаю-преподносили  гостю хлеб-соль.  (Воспитатель показывает детям  каравай на рушнике) (музыка)

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли  гости  и  пришли они к нам не с пустыми руками, а со своими национальными  блюдами (чак-чак,  баурсаки, хрустики)  мы их сейчас угостим по традиционному  русскому обычаю ( воспитатель угощает гостей  хлебом –солью)  Ребята  посмотрите на наших гостей , как красиво  и необычно  все они одеты.   Каждый гость пришел в своем   национальном  костюме.

Давайте рассмотрим костюмы гостей  опишите их. Воспитатель:  Сегодня мы тоже одеты по особенному, в каких национальных костюмах мы  с вами пришли сегодня  русский народный костюм (ответы детей). Давайте посмотрим из чего состоит костюм?  (Показ слайда «Женский русский народный костюм»). Раньше на Руси женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые назывались сорочки. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее называли  лебедушкой. Ребята , а чтобы сарафаны были красивыми , чем их украшали?

Дети: Ленточками , бисером, кружевами.

Воспитатель: Вот такие костюмы  во многих семьях передавались по наследству от бабушки  к внучке. А теперь посмотрите, что за головной убор у красавицы?

Дети: Кокошник.

Воспитатель: Он тоже украшен . Чем? ( Бусинами, ленточками). Еще кокошник украшен тесьмой. Вот такие  сарафаны и кокошники шились и вышивались руками мастериц- рукодельниц.

Воспитатель: А чем еще занимались люди на Руси?

                            Стих

Ребенок  (Миша)

 Ремесел очень много

На земле русской есть.

И всех ремесел нам

Сейчас не перечесть!

 Воспитатель: В старину люди гордились своим мастерством. Русские умельцы изготавливали все своими руками. Мастерили игрушки из глины делали посуду из дерева расписывали используя  хохломскую роспись, гжель, городецкую роспись.

Посмотрите перед вами представлены  изделия русских мастеров давайте на них посмотрим (дети рассматривают игрушки).

Воспитатель: А,  еще ребята русские умельцы продавали на ярмарке свои изделия сделанные своими руками. Ярмарка – это праздник, там, где люди веселятся. На ярмарке продают разные товары, игрушки, поют, играют на музыкальных инструментах. Люди должны были не только работать, но и отдыхать.

Воспитатель: Я предлагаю вам   ребята  поситить Ярмарку Древней Руси  (выключается свет  воспитатель 1, 2,3 на ярмарке  очутись)  Дети: встают возле столов произносят  слова:

Зазывало

Ярмарка! Ярмарка!

Удалая ярмарка!

Только у нас самый лучший квас!

Уважаемая публика, покупайте у нас бублики.

Тут и сливки и конфеты , и чего тут только нету!

Мармеладки, шоколадки и орехи и помадки.

 Дети: Частушки

Все дети

  1. Снова ярмарка гуляет

И народ всех зазывает!

Дома не сидите,

К нам  скорей идите!

2 Настя

А у нас,  да на Урале,

Мы гостей к себе позвали!

На Ярмарку всех приглашаем,

И праздник- начинаем!

3.Дима

А на ярмарке-веселье:

От него нам нет спасенья.

И куда ты не пойдешь

там и песня и галдеж!

4.Надя

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево- лавки с товаром!

Гляньте направо- веселье даром!

Продавец Хохломы (Мадина)

Хохлома

Красотой своей неравной

Вдохновляет Русь сама;

Птицы, ягоды и травы - 

Золотая хохлома!

                                                                                    Песня Хохлома

Текст песни:

Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез.
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.

Купола, неба высь.
Для тебя наша жизнь.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.

Россия, Россия - ты моя звезда 
Россия, Россия - ты моя судьба 
Россия, Россия - повторю я вновь 
Россия, Россия - ты моя любовь 

Россия, Россия - ты моя звезда 
Россия, Россия - ты моя судьба 
Россия, Россия - повторю я вновь 
Россия, Россия - ты моя любовь 

                                                                                                                                                                       Танец с «Ложками»

Продавец  Городецкой росписи ( Саша М)

Мчится в поле быстрый конь,
а у нас звучит гармонь.
Пой гармонь, играй, играй -
песню русскую встречай.
Удаль молодецкая -
роспись Городецкая.

                                                                   

  Игра «Кто быстрее накроет стол»

В игре участвуют 2 команды по 4 человека. Каждый ребенок держит в руках хохломскую  посуду : тарелки , чашки, блюдо, ковш, ложки. По сигналу дети по очереди  подбигают  к столу , накрытому скатертью , и ставят посуду на стол. Побеждает команда , первой выполнившая задание.

Продавец  Гжельской росписи (Умар)

Сине – голубые

Розы, листья, птицы

Увидев нас впервые

Каждый удивится

Чудо на фарфоре

Синяя капель

Это называется

Просто роспись Гжель!

                                                   Танец « Круговая пляска»

Продавец матрешек  (Василиса)

Матрешки дружно все живут,

Частушки весело поют.

Частушки:

Ребенок Лиля

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

Ребенок Саша Д.

Дуйте в дудки , бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

матрёшечки  румяные

 Дети:  Мы для гостей приготовили расписные сувениры.

(Дети вручают гостям подарки-сюрпризы).

Воспитатель: Гости дорогие, вы сегодня с нами пели и плясали, в игры играли, узнали много нового о традициях русского народа. А теперь по старинному русскому обычаю милости просим вас к нашему хлебосольному столу с чаем из самовара и традиционными гостинцами: баранками, блинами, пряниками.

 (Занятие заканчивается общим чаепитием).

Новости.

Предварительная работа с детьми .

Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.

Познакомить детей с русским народным костюмом, с предметами старинного русского быта

Обогатить словарь детей новыми словами, обозначающими названия предметов старинной посуды

Приобщить детей к устному народному творчеству

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. 

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.

Оформление зала «Ярмарка»  знакомство с русским бытом.

Прокат русских национальных  костюмов для детей

Работа  родителями пошив костюмов ( украинский национальный костюм, казахский национальный костюм ) приготовление национальных блюд (чак-чак , хрустики , баурсаки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Культура и традиции русского народа"

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Культура и традиции русского народа"...

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях....

Конспект занятия. Тема: «Культура и традиции русского народа».

Конспект занятия.  Тема: «Культура и традиции русского народа»....

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Конспект открытого НОД на тему«Культура и традиции русского народа»для средней группыЦель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского ...