Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
статья

Иванова Екатерина Дмитриевна

Статья о роли игры в деятельности ребенка-дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности ребенка.

Простота детских игр обманчива,

это явление все знают, но не все понимают. 

(П.Ф. Каптерев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-vedushchiy_vid_deyat-ti.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое игра?

«Что такое игра – мы не знаем. Вернее так, я не знаю

ни одного законченного определения, которое

бы исчерпывало весь объем этого понятия,

все мои интуитивные представления об игре»

И.С. Кон

Что такое детская игра? Существует огромное количество самых разных определений игры. Педагогу, который стремится оптимально использовать развивающий потенциал игры в образовательном процессе, полезно познакомиться с панорамой взглядов на игру как многомерное явление культуры.

Одними из первых, квалифицировавших игру как педагогическое явление, были Я.А. Коменский, Е.А Покровский, И.А. Сикорский,

К.Д Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность, раскрывать свой творческий потенциал.

Немецкий психолог К. Гросс, предпринявший попытку детального изучения игр детей, называл ее школой поведения. «Игра объективно – первая стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». Эту позицию поддерживал и польский педагог и писатель Януш Корчак: «Игра  –  это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Ребенок ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников. Игра – социальная практика ребенка, которая помогает ему научиться жить в мире непохожих людей. Сговор, согласование, умение отстоять свою позицию, умение договориться, умение разрешить конфликт… – все это проявляется в детской игре. В ней ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн также рассматривал игру как своеобразную форму отражения детьми действительности: «Ребенок в своей игре отражает … лишь то, что диктует ему внешний объективный мир, из которого ребенок черпает свою речь, свое мышление, все акты своего поведения». Каждый педагог может привести массу примеров, когда дети отражают в игре яркие жизненные впечатления об окружающем мире. Наблюдая за малышами, мы видим характерные черты окружающих их взрослых: кто-то ласково кормит куколку, как мама, а кто-то  не очень… В средней группе в игре дети уже передают взаимоотношения между нами, взрослыми,  и мы становимся свидетелями разговора «мамы» и «папы»... Старшие дошкольники в своих играх передают отношение к нам, взрослым. Понаблюдайте за игрой в «Детский сад». Узнаете ли вы себя?

Исследователь детства, психолог Д.Б. Эльконин в своем историко-этнографическом исследовании, посвященном выяснению происхождения игры, доказал, что «ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста» и что «в ролевой игре основным предметом действий ребенка являются социальные отношения между людьми». Сама ролевая игра, по мнению ученого, возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого желания. «Игра – способ познания ребенком мира взрослых".

Созвучна предыдущим высказываниям мысль культуролога, педагога и психолога В.В. Зеньковского: «Дети играют всегда в «человека», игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни».

Таким образом, игра – это активный способ присвоения ребенком социального опыта и его преобразования. Дети отражают в играх то, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. 

Игра  – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации (действие во внутреннем воображаемом плане –  «как будто», «понарошку») и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений – сговора, согласования между играющими партнерами. Игру отличает непродуктивный характер, то есть направленность на сам процесс игры и на переживания играющего.

Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для дошкольника.  Игра –  сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Но в полной мере она выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Нередко, на практике, педагоги подменяют детскую игру игровыми формами организации образовательного процесса.  «Мы играем постоянно» - утверждает воспитатель. «Я провожу и дидактические игры, и сюжетно-дидактические, часто использую «игру-путешествие» как форму совместной образовательной деятельности с воспитанниками».  Действительно, согласно ФГОС ДО, реализация  образовательной программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, и прежде всего в форме игры, но важно понимать что игра – не есть игровые формы занятий, игровые технологии, методы и приемы.  Игра – это добровольная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии). Она несет в себе чувство свободы и удовольствия. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.  Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне.

 Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

Простота детских игр обманчива,

это явление все знают, но не все понимают.

П.Ф. Каптерев

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды

деятельности. Но игра  особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского,

С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой,

Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Ряд исследователей рассматривали игру в качестве ведущей деятельности, то есть такой деятельности, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой  формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Конечно, психическое и личностное развитие происходит и в других видах деятельности, но основные новообразования в психике ребенка, обеспечивающие переход на следующий возрастной этап, создаются именно в игровой деятельности.

     К каким же качествам психики и личности ребенка-дошкольника ведет игра?

     Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии. Каждый из нас может вспомнить «волшебные» слова детства  –  «давай, понарошку», «давай как будто». Именно они переносили нас в воображаемый мир игры. И сегодня, наблюдая за сюжетно-ролевыми играми дошкольников,  мы слышим те же «волшебные» слова: «Давай, как будто мы космонавты! И прилетели на Луну! А там нас встречают Лунатики…». В игре нет границ, здесь «невозможное» становится «возможным», здесь все получается. Можно легко стать жителями неизвестной планеты, сказочной страны, или  попробовать себя в роли воспитателя, учителя, доктора, спасателя («как мама и папа»).

     «Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями,

событиями, он играет со всем миром. Если ребенок ничего не придумывает,

если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда

надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли

он?» – трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В.С. Юркевича. Любимая дошкольниками игра «в сочинялки» (игра-фантазия) дает возможность играть со словами. Она не требует создания предметно-игровой среды, а озвучивается на уровне вербальной речи:

- «Съела лиса Колобка и пошла на охоту. А он веселый и умный был. Как запрыгает в

животе, запоет громко свою песенку. Тут все лису и увидели…»;

- «Заходи, квакушка, в теремок. Будем вместе жить. А лягушка отвечает: не

пойду. Я живу на болоте. У меня там комары, мошкара…». 

Вот примеры детского «соображения», которое невозможно без

воображения.

     В практике образовательной деятельности дошкольных учреждений

активно используется развивающий потенциал игры-фантазии. Это приемы

«расшатывания» известных сказок, которые описал  итальянский детский

писатель Джанни Родари: «сказка наизнанку», «сказка в заданном ключе»,

«салат из сказок», «сказка от лица разных персонажей» и др. Это

педагогическая технология ТРИЗ с играми на развитие творческого

мышления и воображения: «Что будет, если…», «Хорошо-плохо»,

«Необычный способ» и др.

    «Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной

обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной

школы детства». Так охарактеризовал детскую игру известный отечественный педагог С.Т. Шацкий. С этой формулировкой нельзя не согласиться.

Сюжетно-ролевые игры  позволяет ребенку примерить самые разные

социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений. Это «полигон»

человеческой практики, проверки и применения опыта. Это самое естественное средство развития коммуникативных способностей ребенка. В сюжетно-ролевых играх, кроме воображаемой ситуации («Детский сад», «Школа», «Цирк», «Морское путешествие»), существуют реальные отношения, когда со сверстниками нужно договориться: кто кем будет, как будут развиваться события в игре… Здесь появляется необходимость согласиться с позицией игрового партнера, или, наоборот, отстоять свою точку зрения. Нужны ли будут эти качества ребенку в школе? Мешает ли в жизни человеку неумение вступать в коммуникацию? Скорее всего, на эти вопросы мы получим утвердительный ответ.

В детских играх развивается способность к символическим замещениям,

что является предпосылкой развития знаковой функции сознания,

специфически человеческой формы освоения мира, без которой невозможно

освоение таких точных наук, как математика, физика, химия и др. Ребенок в

игре использует разнообразные предметы-заместители: трубочка, скрученная

из бумаги, легко превращается в подзорную трубу, калейдоскоп, дудочку,

жезл; цветные кусочки меха – в обитателей зоопарка. Старшие дошкольники

с интересом моделируют развитие общего сюжета предстоящей игры. Так,

нарисованная пальма  становится знаком, запускающим путешествие в

далекую Африку, а три десятки и корона  –  в тридесятое царство.

Изображение волны может обозначать, что отправятся дети в путешествие на

корабле, а облако и прямоугольник – на ковре-самолете… Здесь мы

сталкиваемся с  яркими образцами проявления детской сообразительности и

творчества.

     В игре происходит развитие целеполагания, умения «думать в уме». Чтобы отправиться в морское путешествие, ребенок должен продумать, какой, из чего построить корабль, как строить, с чего начать, что обязательно будет на судне и т.п.

     В силу эгоцентризма (замыкания на своей точке зрения) дошкольнику

трудно стать на позицию другого. «Расшатывание» детского эгоцентризма

происходит в режиссерских играх, в которых ребенок самостоятельно

организует игровое пространство (на игровом поле, макете, верховой ширме,

в игрушечном домике, и т.п.), управляет сюжетом - представляет, как будут

действовать герои (игрушки, предметы-заместители), что в результате

произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их позиций

разных игровых персонажей (учитывает разные жизненные позиции). Это

еще один шаг к успешности в школе, к пониманию и принятию мысли

другого (учителя, сверстника), умению встать на его точку зрения и

аргументировать собственное мнение. Основой сюжетов для режиссерских

игр становятся события, произошедшие дома или в детском саду,

литературные произведения, мультфильмы, выдуманные истории.  В этих

играх ребенок овладевает всеми компонентами устной речи. Как актер, с

помощью диалогической ролевой речи, он озвучивает игрушечных

персонажей. Как рассказчик, с помощью монологической повествовательной

речи, комментирует и движет сюжет вперед. В то же время, режиссерская

игра  – одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на

какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он

интересуется.

     Дошкольный возраст – период, когда дети отличаются особой

чувствительностью, восприимчивостью, готовностью к эмоциональному

отклику на состояние другого. Эмпатия – умение ребенка сочувствовать,

сопереживать, сорадоваться героям литературных произведений,  ярко

проявляется в театрализованных играх. Они ведут к лучшему пониманию

разных людей, среди которых живут и будут жить наши дети, воспитанию

добрых человеческих качеств. Кроме того, ребенок отождествляет себя с

полюбившимся героем,  таким образом, игра способствует формированию

определенных качеств, отношений личности.

     В играх-драматизациях можно выразить эмоции, глубоко спрятанные в

недрах детской души. Здесь есть возможность снятия агрессии,

напряжения (змей Горыныч, Баба Яга, зубастый волк), с чем сегодня нередко

сталкиваются педагоги-практики. Такие персонажи также помогают

ребенку выработать адекватные способы реагирования на агрессию, с

которой он может встретиться в реальной жизни. В театрализованных играх

есть возможность спрятаться под маской и быть неузнаваемым. Можно

спрятаться за ширмой  кукольного театра и говорить от имени куклы. И здесь

нет повода для стеснения: смотрят ведь не на него, а на куклу. Такие игры

помогают детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Постепенно артисты становятся смелее и увереннее.

     «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский.  В игре ребенок реализует свою потребность в познании,  стремится к исследованию

окружающего мира.  Чем разнообразней и интенсивней поисковая

деятельность, тем больше новых открытий делает ребенок, тем быстрее и

полноценнее идет его саморазвитие. «Летает – не летает?», «Тонет – не

тонет?», «Чей след глубже?», «Куда исчез Снеговик?», «Как выглядит

айсберг?», «Можно ли увидеть воздух?» – на эти и многие другие вопросы

ребенок получает ответы в играх-экспериментированиях. Открытия, которые

совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными

переживаниями. При этом наряду с радостью решения конкретного вопроса,

ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает

уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.

     В школе ребенок столкнется с необходимостью соблюдения

определенных  правил. Сможет ли он быть внимательным и сидеть за партой

на протяжении всего урока? Будет ли он стремиться самостоятельно

выполнить домашнее задание, придя домой? Здесь потребуется проявить

такое важное качество, как произвольность поведения. Именно в игре

формируется умение действовать в заданных, или выработанных

детским коллективом, правилах.  Всегда ли ребенок выполняет правила?

Конечно, нет. Но нарушил первый раз, второй,  и тут же слышит от

партнеров по игре: «А мы с тобой играть не будем!»  Для ребенка очень

значимо, берут ли его в игру. Не случайно, в дошкольном возрасте, слова

«дружить» и «играть» являются синонимами. Именно игровой мотив,

желание играть со сверстниками является основой волевой регуляции: хочу

играть, значит, буду соблюдать правила.

     Дошкольники сами становятся создателями правил в творческих играх. Дети решили играть в «школу»,  идет распределение ролей. Одна из девочек очень хочет быть учительницей, но игровые партнеры справедливо замечают: «Ты, Света, никогда еще у нас в школе не училась, а все учителя учились в школе». Так рождается обязательное для всех правило игры. В игровой ситуации правила (нормы) легко становятся внутренними, определяющими поведение и характер взаимодействий со сверстниками.

     В педагогической копилке практиков имеется целая группа игр с готовым

содержанием и правилами. Они представляют собой готовые предписания действий, которые становятся нормативным средством игрового взаимодействия. Это интеллектуальные, подвижные игры и др. Педагогам очень важно разворачивать процесс взаимодействия с детьми как творческий,

изменять игровые правила по взаимной договоренности. Так, воспитатель

предлагает детям различные предметные картинки и озвучивает первое

правило: «Прилетел волшебник, он может заколдовывать предметы, и тогда

они исчезают навсегда. Но если вы их спасёте - объедините в пары и найдете,

чем они похожи (сходство по одному из признаков: цвету, форме, свойству и

т.п.), волшебник ничего сделать не сможет». Как только дети справляются с

первой игровой задачей, правило меняется – нужно уже объединить три

предмета, придумав предложение. В подвижной игре «Если нравится тебе, то

делай так»  –  дети сначала повторяют движения по образцу воспитателя,

потом по словесной инструкции, затем должны вспомнить и повторить всю

цепочку движений: «Если нравится тебе, то делай всё». Именно такая работа

над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и

произвольность поведения.

Показательный пример описывает психолог Е.Е. Кравцова:

Воспитательница предлагает мальчику поиграть в игру «данетку», при этом озвучивается правило: «да» и «нет» не говорить». Дальше следует диалог:

- Тебя зовут Петя?

- Нет, Ваня.

- Ты ходишь в школу?

- Нет, в детский сад.

………………………

- Какие слова нельзя было говорить?

- «Да» и «нет».

- А ты говорил?

- Не знаю. Нет, не говорил.

Помнить правила еще не значит их соблюдать. В представленном примере

ребенок превратил  игру в ситуацию общения, в которой на вопросы

взрослого нужно отвечать. Аналогичный случай в школе. Урок в первом

классе. Предлагаем решить задачу: «Дети пошли за грибами.

Мальчики собрали пять грибов, девочки на два гриба больше. Сколько

грибов собрали дети?». Кто-то из учеников считает, но многие не

принимают воображаемую ситуацию и переводят учебную задачу в

ситуацию общения: «А как им мама разрешила самим идти в лес?», «А мы

собрали целое ведро грибов», «А я видела в лесу мухомор» и т.п. Истоки

этой проблемы – в дошкольном возрасте.

     Возвратимся в детский сад. Воспитательница пишет на доске букву «В»,

дает мальчику фанты и изменяет правило игры: «Прилетел волшебник. За

каждый твой ответ «да» и «нет» он будет отбирать у тебя по фанту». И игра

пошла. Появилась воображаемая ситуация («как будто волшебник…»), в

которой  ребенок легко принимает игровую задачу.

     Всякая деятельность способствует возникновению личностных

новообразований по мере того, как человек становится ее субъектом. В игре,

как ни в какой другой деятельности, ребенок является творцом своей жизни.

Здесь ярко проявляются его «самость» (собственный стиль осуществления

деятельности), активность (инициативность, самостоятельность, творческое

отношение к действительности).

   Ребенок-дошкольник – человек  играющий. Именно игра дает ребенку

ощущение радостного проживания жизни. «Детская игра оказывает важное

воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем» (Шмаков С.А.). Почему именно игра приносит ребенку радость и удовольствие?   Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. В игре удовлетворяются актуальные потребности дошкольника: в общении, познании, движении, самовыражении, свободе, активности… В игре есть возможность проявления «взрослости», «умелости», «самости» – «как хочу, так и играю». В игре нет прямой инструкции взрослого, нет боязни ошибиться, отсюда нет и напряжения. Ребенок  хочет играть, поэтому  он  не только охотно реализует свои игровые замыслы, но и с желанием принимает игровые задачи, поставленные взрослым – они ему близки и понятны. Например, он легко найдет «домики» для каждой геометрической фигуры в игре с блоками Дьенеша, но если ему озвучить учебную задачу – предложить «классифицировать предметы по общему признаку», то она непременно вызовет напряжение и непонимание.

     Другой пример. Ребенок с трудом запоминает буквы, но если эту задачу попробовать решить через игру-превращение, получаются удивительные результаты: ребенок не только ее легко запоминает, но и демонстрирует собственные творческие находки. Так, буква «А» в рисунках детей превращается  в самые разные зрительные образы: дом, гномика, ракету, рыбку, мышку… И рождается совместная сказка, сюжет которой взрослый помогает вести:

- В одном необыкновенном городе… А почему твой город был необыкновенным?

- Потому что дома в нём были необычными – с крышами, похожими на букву «А».

- Как ты назвал этот город?

- Азбукоград.

- А кто жил в этом городе?

- Веселые гномики с шапочками, похожими на букву «А».

- У них были имена?

- Да. Алёнка, Антошка, Артёмка, Аринка…

- Однажды гномики решили отправиться в космическое путешествие. На чем же мы

полетим – задумались они? И вдруг…

- Гномы увидели ракету, похожую на букву «А»! и т.д.

     Именно в процессе игры педагог может решить воспитательные и

образовательные задачи в ненавязчивой форме, вызвав у ребенка

положительные эмоции с минимальными волевыми усилиями. Игровая

задача является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, в школе,

формируется умение принимать учебную задачу.

     Сегодня в школе учителя все чаще констатируют, что «дети не доиграли».

Нет мотива «хочу учиться», остался  мотив «хочу играть». Поэтому

педагогам дошкольных учреждений важно понимать: только наигравшись в

дошкольном возрасте, творчески исчерпав себя в игре, ребенок может с

желанием перейти на следующую ступеньку – школьное обучение.

Перечислены далеко не все качества, к развитию которых ведет игра. Практики, руководствуясь собственным педагогическим опытом, могут привести многочисленные примеры развивающего потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе....

Доклад по теме: «Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольника»

Педагогический совет по теме «Развитие игровой деятельности у дошкольников» Доклад по теме:                          ...

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра.

Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития:от предметно...

Ведущий вид деятельности ребенка дошкольника

Игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольникаžВ игре формируются новые качества личности и психики дошкольника:• коммуникативные способности• воображение• произвольность пов...

Дистанционное родительское собрание во 2-ой младшей группе "Игра как основной вид деятельности ребенка - дошкольника"

Родительские собрания являются неотъемлимой частью взаимодействия педагога и родителя. Ведь именно на собраниях мы можем обсудить все насущные вопросы и проблемы, которые нужно решать общими усилиями....