Главные вкладки

    Консультация:
    Семинар-практикум для воспитателей "Музыка и интеллект"

    Щербакова Елена Валерьевна

    Семинар-практикум для воспитателей "Музыка и интеллект"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx114.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №95» г. Ярославль

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
    ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    «МУЗЫКА И ИНТЕЛЛЕКТ»

    C:\Users\SLADA\Desktop\brain-on-music.jpg

                                                 

                                                       Разработала:

                                                                             музыкальный руководитель

                                                                                   Щербакова Елена Валерьевна

    Ярославль 2017

    В начале семинара каждый участник вытягивает карточку с нотой определённого цвета: синяя, красная, жёлтая. Какая нотка по цвету достаётся участнику,  за стол такого  цвета  он  усаживается. В итоге образуется 3 команды: команда красного стола, команда синего стола и команда жёлтого стола.

    Цель:  доказать, что музыка благоприятно влияет на активизацию умственной деятельности, оказывая положительный эффект на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Дать определение понятия «интеллект», «познавательные способности».
    • Определить физиологические причины активного воздействия музыки на мозг человека.
    • Выявить, каким образом музыка способствует интеллектуальному развитию дошкольника в различных видах музыкальной деятельности.
    • Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

    Ход семинара:

    1.Приветствие.

    (Слайд № 2) Солнышко ясное, здравствуй!
    Небо прекрасное, здравствуй!
    Все мои коллеги, все мои друзья,
    На нашем  семинаре приветствую вас я!
    Тема нашего семинара – практикума  -  «Музыка  и интеллект».  

    Прежде чем  начать  своё выступление,  я хочу, чтобы мы поприветствовали  друг друга. Приветствие будет  несколько  необычным. Во всяком случае, будет не похожим на то, как вы здороваетесь ежедневно.  Я думаю, что поприветствовав друг друга таким образом, мы  зададим положительный настрой на  время нашего семинара-практикума.

    Приветствие  - музыкальное сопровождение «Мексиканский вальс» ( по Т.Э.Тютюнниковой)

    «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» - так говорил американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги. Я предлагаю вам «поиграть» с нашими именами.

     «Игра с именами» -  Участники стоят в кругу. 1-ый человек произносит своё имя,  простукивая ритм имени в ладоши, после чего  вся группа – произносит имя данного  человека в уменшительно-ласкательном варианте, отстукивая ритм по коленкам и.т.д. ( В качестве сопровождения используется песня В.Шаинского «Дружба крепкая»).

    2. Вступление. ( Цитаты великих  о взаимодействии музыки и интеллекта).

    Музыка и интеллект – необычное сочетание. Часто люди относят музыкальные способности к области эмоций и чувств, считая, что интеллект не играет особой роли в их проявлении. Но интеллект не ограничивается «сухими» умственными способностями и в его проявлении значительную роль играют переживания. В то же время чего бы стоил  эмоциональный мир человека без способности осмыслять истоки и последствия переживаемых чувств?

    Что же об этом взаимодействии говорили известные люди?

    (Слайд №4)“Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждал всем известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

    «Если вы хотите, чтобы ваши  дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка – пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость» - это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семёновича Казиника.

      Ещё  виднейшие древнегреческие философы -  Пифагор, Аристотель, Платон,  считали, что музыка влияет на рост клеток мозга, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Потому не случайно, что  занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.

    3. Определение понятия «интеллект».

    ( Слайд №5) Давайте с вами вспомним, что такое «интеллект». Существуют несколько определений этого понятия:

    • Это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
    • Это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, позволяющих быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, новым жизненным задачам.
    • Это совокупность всех познавательных способностей индивида.

    ? Задание.  Какие познавательные способности вам известны?

    ( Работа в группе: на листочках участники команд записывают познавательные способности. Затем каждая команда даёт свои ответы.)

    ( Слайд №6) Познавательные способности: ощущение, восприятие, память, внимание,  представление, мышление, воображение. Развитие данных способностей  является важной предпосылкой и необходимым условием формирования интеллекта ребёнка.

    Российский музыковед, доктор психологических наук Дина Кирнарская в своей работе «Психология музыкальных способностей», говоря об эффективности музыкального воздействия на интеллект человека, объясняет ее «той интимной связью, которая на протяжении всего процесса эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом». Это дает ей основания считать музыку важнейшим фактором развития интеллекта ребенка: «Музыка — лучший педагог, который меняет способы мышления, а не преподносит готовые знания; она учит мыслить. Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно».

    Так почему музыка имеет такое активное воздействие на интеллектуальное развитие? Давайте обратимся к физиологии.

    4. Причины активного воздействия музыки на мозг человека.

    Основа нашего мозга два полушария: правое и левое. У каждого полушария свои функции.  (Тест на определение преобладающего полушария головного мозга – Слайд №7)                   ( Слайд №8)

    Левое полушарие

                    ( логическое)  

    Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.   Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

    Правое полушарие

    (эмоциональное)                  
    Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие отвечает за:  восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
     целом, за музыкальность, восприятие, эмоции, мечты.         

    ( Слайд №9) Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. Она  вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия - интеграцию мозга, т.е. когда оба полушария работают, как единое целое.  Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними, потому что  вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а, значит, активен весь человек.                                                    

    Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и "богатую" музыку.

    5. Музыкальное восприятие и интеллект ( Слайд №10)

    Восприятие музыки можно считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, а также и потому, что сопутствует всем остальным.

     Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание.
    Восприятие музыки может быть  
    активным  (сознательным) или пассивным (бессознательным).

        Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяет в своих работах профессор, доктор педагогических наук  А.В.Торопова. Ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.       В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой  показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.

    ? Задание.  В каких видах деятельности вы можете использовать приём бессознательного восприятия музыки? ( Команды обсуждают, дают свои ответы). ( В НОД при выполнении детьми каких-либо заданий: письмо, счёт, аппликация, рисование и.т.д; режимные моменты: укладываемся спать, просыпаемся).

    Здесь я хотела бы немного коснуться методики, разработанной кандидатом педагогических наук, психологом Алисой Самбурской. Методика называется «Музыка интеллекта». Главный принцип методики заключается в обязательном музыкальном сопровождении любых обучающих занятий, будь то чтение, счет, письмо или физкультура. Музыкальным сопровождением может служить не только вечная классика, но и современное эстрадно-джазовое направление. А вот поп – и рок- музыка, напротив, снижают концентрацию внимания, более того могут спровоцировать агрессию. Особым влиянием и, в некоторой мере, целительной силой обладают произведения великого В.А.Моцарта. « Музыка Моцарта мобилизует все природные  способности нашего мозга”.  Включая её  во время игр или практических занятий, можно пробудить в ребёнке смекалку, креативность, развить творческое мышление. ( Поразительный  пример торжества воздействия музыки Моцарта. Всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и мало что помнил. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и прописал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим. Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером )

    На музыкальных занятиях используется как  пассивное,  так и активное осознанное восприятие музыки.

    Активное восприятие музыки – это сложный эмоционально окрашенный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения.  Профессор В.В. Медушинский назвал этот процесс «Музыкальным восприятием-мышлением». Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.

    Практическое  задание.

     

    ( Слайд №11) Работа с произведением: П.И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик».

    Это детский марш. Он сопровождает шествие юных гостей, получающих новогодние подарки.

    Прослушивание 1 части «Марша» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».  

    (Вопросы перед прослушиванием: Сколько контрастных элементов – образов вы услышали в данной музыке?  С кем или чем вы бы их ассоциировали?)

    В данной музыке 2 контрастных элемента; 1- ый – это мальчики, марширующие возле ёлки, с  игрушечными трубами и барабанчиками, а 2-ой элемент – девочки, лёгкие, воздушные, которые бегают и кружатся возле ёлки.

    Задание для каждой команды:

    1 команда: инструментальное музицирование – подыгрывание на музыкальных инструментах.

    2 команда: танцевально-двигательная импровизация (двигательное «экспериментирование»)  -  танцевальные  движения под данную музыку.

    3 команда: «Поющие руки» - передать музыку движениями рук.

    6. Пение и интеллект.

    ( Слайд №12) Когда дети поют, они  не просто разрабатывают свой слух, они увеличивают  словарный запас, учатся с лёгкостью чётко выговаривать слова, рассказывать длинные истории безо всяких усилий и, как не удивительно, уверенно считать. Пение стимулирует сложную деятельность мозга, связывая стихи с мелодиями, мелодии с движениями и действиями. При помощи пения дети познают самих себя и окружающий мир: исполняя песни, они несознательно изучают алфавит, цифры, геометрические фигуры, части тела, животных и многое другое. Со значением многих слов дети знакомятся именно в процессе изучения какой-либо песни.

    Основа пения – это дыхание. Когда человек поёт, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма. Улучшение кровоснабжения при пении ведёт к активизации деятельности  участков головного мозга, ответственных за умственную деятельность в целом. Мозг начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация, что способствует развитию умственной деятельности.

    Очень важна при исполнении песни артикуляция. Артикуляция — это соединение интеллектуального и физического, она соединяет мысль и звук, помогает рождаться слову. Давно известно: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Поэтому артикуляция — в первую очередь, интеллектуально-эмоциональный процесс, и только во вторую — физический.

    Практическое задание. ( Слайд №13)

    1.«Скороговорки»  - представитель от команды вытягивает листочек со скороговоркой.  Он должен произнести скороговорку чётко, быстро, понятно.

    • Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    • От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
    • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова посреди двора.

    2.Игра "Музыкальные цифры".
    Есть задание для вас
    Песни прозвучат сейчас.
    В каждой спрятано по цифре,
    Если ты ее узнал –
    Сразу карточку достал,
    Что за цифра показал.
    ( Командам  раздаются  карточки с цифрами: 0,1,2,3,4,5,6,7,8.9.
    Звучат отрывки из песен:
    "Два весёлых гуся" ( 2)
    «Чему учат в школе ( 4 и 2)
    "Три белых коня" (3)
    "Вместе весело шагать" (1 и 2)
    "Четыре таракана и сверчок" (4)
    "Жил отважный капитан" (15)
    "Песенка о снежинке» (12)
    « Дважды два четыре»  ( 2 и 4)

    Нужно показать карточку с той цифрой, которая упоминается в песне.

    7. Музыкальная пальчиковая гимнастика.

    Послушайте высказывания В.А. Сухомлинского:

    1. “Есть особые, активнейшие, наиболее творческие участки мозга, которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления и тонкой, мудрой работой рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики”
    2. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

     ? Как вы думаете, о каком виде деятельности я буду сейчас говорить?  (О музыкальной пальчиковой гимнастике) ( Слайд №14)

    Древнее китайское учение о влиянии упражнений, выполняемых руками, на увеличение мозговой активности, возникло ещё во 2 веке до нашей эры. Это учение утверждало, что для гармонизации тела и разума, для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, главную роль в которых играют пальцы рук. 

    Пальчиковые игры – одно из самых доступных и гениальных по своей простоте развивающих занятий с ребенком, история которого уходит в те далёкие времена,  когда не подозревавшие о передовых методиках наши прапрабабушки интуитивно забавляли ребятишек, водя пальцем по детской ладошке и тихонько напевая: «Сорока, ворона…» ( Какие ещё народные потешки, с использованием рук и пальчиков, вы знаете?- «Ладушки», «Идёт коза рогатая».)

    Пальчиковая гимнастика  способствует овладению навыками мелкой моторики,  помогает развивать речь,  повышает работоспособность коры головного мозга,  развивает у ребенка мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.

    Очень большой материал  по музыкальным пальчиковым играм собран отцом и дочерью – Железновыми Сергеем  Станиславович и Екатериной Сергеевной.  Они  являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой».

    Музыкальная пальчиковая гимнастика «Червячки»

    Полезно выполнять упражнения с металлическими  и каменными шариками, грецкими орехами, восьмигранным карандашом,  катая их в ладошках.

    Игра-массаж с шишками «Мы катаем шишечку»

    8. Ритм и музыкально-ритмические движения. ( Слайд №15)

    Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки( и не только, всё в нашей жизни ритмично: ритмично бъётся сердце, пульс, смена дня и ночи, суток, дней недели и.т.д.) Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект. Если чувство ритма несовершенно у ребёнка, то замедляется становление развёрнутой слитной речи, она невыразительна и слабоинтонирована. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребёнка, ограничивая сферу интеллектуальной деятельности.

    Я хочу пару слов сказать о людях,  которые зарабатывают на жизнь чувством ритма. Барабанщики - уникальные люди. К такому выводу пришли учёные, которые изучали работу мозга. Исследования работы мозга  барабанщиков привело ученых к выводу о том, что ритм может улучшать нейронные связи в коре и за ее пределами. Игра на барабанах активизирует весь головной мозг, задействует зрение, слух, тактильную и вибрационную чувствительность, координацию движений. Все это приводит к тому, что мозг барабанщиков становится более пластичным, быстрее реагирует на перемены и легче приспосабливается. Эти критерии принято считать ключевыми для определения уровня интеллекта.

    На музыкальных занятиях мы можем использовать и барабаны, и другие музыкальные инструменты, отстукивая на них различные ритмы.

    Практическое задание.

    Игра «Запомни  ритм».

    Приглашаются 5 человек. Первый человек отстукивает несложный ритм, второй должен повторить ритм первого участника и добавить свой и.т.д. Можно использовать музыкальные инструменты.

    За вторым разом можно добавить звучащие жесты: хлопки, шлепки, щелчки и.т.д.

    Ритмичные движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми. ( В этом вопросе  очень помогает методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой по элементарному музицированию с дошкольниками. )

    К музыкально-римическим движениям мы также относим различные упражнения, игры, танцы, пляски, хороводы. В музыкально-ритмическом движении совершенствуется работа нервных центров, развивается мышечный аппарат, координация движений и ориентация в пространстве, развивается творческое мышление, эмоциональная отзывчивость на музыку. Особенно положительный результат дают импровизированные танцы, этюды, упражнения. Был проведён эксперимент с детьми младшего школьного возраста. Класс поделили на две группы, одну из которых попросили станцевать в строго определенном стиле танца, а другой группе разрешили свободно импровизировать. После танцевальных занятий детей попросили выполнить творческое задание — придумать дизайн игрушки. В результате лучше с задачей справились те ребята, которые импровизировали в танце. Исследователи заключили, что танцы, свободные от правил и стиля, помогают развивать творческое мышление. Если вам предстоит «мозговой штурм» и срочно нужна хорошая идея, то используйте в качестве разминки танцевальный экспромт. Во время танца часто требуются доли секунды для решения на то или иное действие, что активизирует сразу несколько функций мозга — кинестетическую, рациональную, музыкальную и эмоциональную.


    Практическое задание.

     Предлагаю создать оркестр, в котором будет сочетаться замечательная  музыка, танцевальные движения и игра на музыкальных инструментах.     (Музыкальное сопровождение «Самбарита» лат.амер. мелодия)

    Вывод: 

    Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливаться и меняться, пока нужное решение не будет найдено. Всё это мы и называем интеллектом.

    Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности.

    Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыкальные занятия в дошкольном возрасте способствуют формированию качеств и способностей, которые, безусловно, пригодятся в школьные годы. А именно:

    • слуховое внимание, внимание к звуку, внимание к слову;
    • внимание к окружающему миру;
    • владение интонационными возможностями речи;
    • образное мышление;
    • пространственные представления;
    • богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души;
    • двигательные навыки, культура движений;
    • слуховая и зрительная память;
    • социальные навыки (через сотрудничество в игре, в театрализованных постановках);
    • готовность к поиску творческих решений;
    • умение концентрироваться и расслабляться.

    ( Слайд №16) Мария  Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я продолжаю утверждать, что это также верно и  для занятий музыкой».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Стресс: приемы профилактики и преодоления"

    Материалы семинара позволят педагогам более полно понять причины возникновения стрессовых ситуаций, пути их преодоления....

    Семинар-практикум: "Игры с песком и водой"

              Уважаемые педагоги!  CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: «Игры с песком и водой» поможет педагогам разобраться в методике проведения  и организации игр с детьм...

    Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей».

    Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей»....

    Практическое занятие к семинару-практикуму на тему: "Традиционные и нетрадиционные формы лепки". Тема занятия: "Натюрморт (лепка овощей и фруктов)".

    Материал содержит практическую часть к семинару-практикуму по традиционным формам лепки с использованием пластилина, и может быть использовано для проведения занятия по лепке в подготовительной к школ...

    Выступление на семинаре – практикуме на тему « Методы и приемы обучения детей двигательным умениям и навыкам в средней группе. »

      Эффективность формирования двигательных умений и навыков в многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Различают три группы методов : наглядные , словесные и практич...

    семинар - практикум "Игры для пальчиков и … не только!!!"

    Семинар-практикум разработан для родителей воспитанников средней логопедической группы сада....

    ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

    laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...