тематическая неделя "Хлеб"
материал (средняя группа)

Пучкина Екатерина Алексеевна

Актуальность данной темы заключается в жизненной необходимости формирования у детей способности и готовности самостоятельно осваивать и перестраивать исследовательскую деятельность, познавая окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Тематическая неделя»

                                                                    Тема:  «Хлеб всему голова»

Тема: «Хлеб всему голова»

Основание для выбора темы

       Наблюдая за детьми во время обеда на протяжении нескольких месяцев, было замечено,  что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу (мнут хлеб в руках, могут кинуть кусочком в соседа), а иногда и сами родители показывают пример неуважительного отношения к нему (оставляют откусанные булочки на кабинках). Очень важно, чтобы дети поняли, как тяжело выращивать хлеб и как бережно нужно к нему относиться. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия всех участников образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей. Это способствовало проектированию тематической недели «Хлеб всему голова».

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: создание  социальной ситуации развития в процессе реализации проекта «Хлеб всему голова». 

Задачи: 

- создать условия для формирования представлений  о выращивании хлеба;

- создать условия для ознакомления  с процессом  приготовления хлеба;

- создать условия  для развития   речевой активности;

- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения;

- способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в жизненной необходимости формирования у детей способности и готовности самостоятельно осваивать и перестраивать исследовательскую деятельность, познавая окружающий мир.

Педагогическая ценность

Воспитание  ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, проявление собственной исследовательской активности.

Ожидаемые результаты

Развитие познавательной активности детей.

Расширение знаний о хлебе и труде взрослых.

Развитие продуктивного взаимодействия, умения слушать друг друга, выражать своё отношение к исследовательской деятельности.

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Воспитание бережного отношения к хлебу.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Непрерывная образовательная деятельность

ОСОМ

Тема (предмет обсуждения): «Откуда хлеб пришёл»

Проблема: в магазинах нет хлеба, а где его можно взять? Откуда появляется хлеб в магазинах?

Результат решения проблемы: составление плана, как мы это будем делать. Прочитаем, посмотрим презентацию, сходим на экскурсию, расскажем

Рисование

Тема (предмет обсуждения): «Золотые колоски»

Проблема: как можно изобразить колоски?

Результат решения проблемы: найти свой способ рисования  колосков (красками, карандашами, фломастерами, плстилином)

Формирование элементарных математических представлений.

Тема (предмет обсуждения): «В магазине хлебобулочных изделий»

Проблема: открыли новый магазин, завезли товар, как правильно положить товар на полках?

Результат решения проблемы: посчитать, сколько привезли булочек, хлеба, калачей, батонов  и т. д. Оформить витрины, чтобы было удобно покупателям.

Музыка.

Тема (предмет обсуждения): «Сбор урожая»

Проблема: для праздника нужно разучить песни о хлебе, где их можно найти?

Результат решения проблемы: посмотреть в музыкальных журналах, зайти в интернет и скачать песни. Разучивание «Песня о хлебе» (муз. и сл.А.Куликовой)

Развитие речи

Тема (предмет обсуждения): «Осенние хлопоты»

Проблема: как раньше убирали хлеб с полей, ведь не было тракторов, комбайнов?

Результат решения проблемы: дети обсуждают (спросить у бабушки, посмотреть в книгах, в интернете),  решают послушать воспитателя. Знакомство с серпом, снопом, соломенной куклой.

Физическая культура

Тема (предмет обсуждения): «Выйдем в поле, погуляем»

Проблема: как на физкультурном занятии можно рассказать о хлебе, колосках?

Результат решения проблемы: дети превращаются в колоски и выполняют упражнения («Посадка зерна», Вырастают колоски», « ветер на пшеничном поле», «Прополка» и др.)

Лепка.

Тема (предмет обсуждения): «Выставка  вкусняшек».

Проблема: как мы можем организовать выставку, из чего мы можем делать булочки, печенье и т. д.

Результат решения проблемы: в процессе обсуждения детьми было решено взять тесто на кухне, сделать хлебобулочные  изделия, и попросить поваров выпечь их кулинарные изделия.

 

Музыка.

Тема (предмет обсуждения): «Вспоминаем старину»

Проблема: необходимо выучить русскую народную песню о хлебе, где мы её возьмём?

Результат решения проблемы: дети рассказывают то, что они знают о старине (познакомились на НОД  в среду, приглашают бабушку Саши В. Разучивание русс. нар. песни

«Земелюшка-чернозём»

Развитие речи

Тема (предмет обсуждения): «Умники и умницы»

Проблема: как можно показать свои знания и умения по теме «Хлеб – всему голова»?

Результат решения проблемы: можно рассказать, посмотреть выставку, фотографии. После обсуждения дети приходят к выводу: нужно провести КВН.

Физическая культура

Тема (предмет обсуждения): «Жатва».

Проблема: сегодня нам нужно убрать урожай, как мы это будем делать, если мы не на поле, а в спортивном зале?

Результат решения проблемы: после  повторения детьми того, что они знают,   решают показать об уборке хлеба в играх, соревнованиях (проводятся игры, изученные в течение недели)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утро: беседа о злаковых культурах с рассматриванием зёрен пшеницы, овса, ячменя.

чтение русской народной сказки «Колосок».

Прогулка: наблюдение за окружающим, беседа о сборе урожая в нашем посёлке.

Где мы можем посмотреть за уборкой урожая?

После сна: пальчиковое упражнение «Наши пальчики как колоски…»

Оздоровительный час (в спортивном зале). Ритмическая гимнастика «Чи-чи-чи – испекли мы калачи»

Вечер: чтение стихов о хлебе, беседа о традиции встречать гостей хлебом-солью, выбор детьми стихотворений для заучивания наизусть.

Утро: пальчиковая игра «Колосок не упади, к нам в ладошку попади», экскурсия на кухню. Наблюдение за работой повара (как делает  калачи).

Прогулка: экскурсия к пшеничному полю. Наблюдение за работой комбайнёров, сбор колосков.

После сна: пальчиковая игра «Зёрнышки-малышки». Исследовательская деятельность: проверка зерён на спелость (по цвету колоска, потереть в руках, опустить в воду).

Вечер: беседа «В каждой крошке хлеба – труд». Составление картинки-схемы об условиях роста  пшеницы, овса.

Утро: чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб».

Знакомство с пословицами о труде, хлебе.

Прогулка: наблюдение за проезжающими комбайнами, подвижные игры «Испечём мы каравай», «Чья команда быстрее соберёт  колоски»

После сна: гимнастика «Ветерок гуляет, колоски наклоняет…»

Д/игра «Вопрос получай – правильно отвечай» (о работе хлеборобов в поле).

Вечер: Рассматривание иллюстраций о приготовлении хлебобулочных изделий.

Рисование на тему «Испекли мы калачи»

Утро: Рассматривание альбомов, изготовленных дома с родителями.

Определение времени презентации альбомов

Прогулка: Наблюдение за погодой. Дети делают вывод: в какую погоду можно убирать хлеб с полей.

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт сноп»

После сна: пальчиковое упражнение «Наши пальчики как колоски…».

Заучивание чистоговорки «Наша печка горяча».

Вечер: организация выставки для мам «Вкусняшки» (выпечка из сделанных  детьми хлебобулочных изделий). Выпечку дети забирают домой, чтобы угостить всю семью.

Утро: составление рассказов на тему «Как я участвовал в проекте»

Прогулка: беседа об уборке урожая, наблюдение за погодой, уточнение о погодных условиях для уборки хлеба.

После сна: презентация альбомов.

Вечер: проведение праздника «Хлеб – в нём наша сила и здоровье»

Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)

В центре развития «Игры для пальчиков» появляются сухие бассейны с пшеницей, овсом. Дети исследуют зёрна, рассматривают, сравнивают.

В центре развития «Книжкина  полка» дети знакомятся с книгами  «Колосок», «Лёгкий хлеб», «Испекли мы каравай» и др.

Центр «Природный мир»  пополняется горшочками, землёй, зёрнами овса, пшеницы.  Дети готовят всё к посадке зёрен, сеют овёс и пшеницу.

В центре развития «Речевой ручеёк» дети находят новые картинки о процессе приготовления хлеба, о выращивании хлеба. Дети рассматривают новые картинки, обсуждают, рассказывают, что было сначала, что потом.

В центре развития «Игры для пальчиков» дети находят в сухих бассейнах с пшеницей камни и убирают их.

В центре «Речевой ручеёк» появляется наглядный материал из серии «Как  на  стол приходит хлеб». Дети продолжают играть в игру «Что сначала, что потом»

 В центре «Мы дежурим» дети находят красивые подносы, салфетки. Советуются, обсуждают, с кем в паре они будут раскладывать свою выпечку (подносов в 2 раза меньше, чем детей).

В группе идёт подготовка к празднику, дети наводят порядок, украшают приёмную  фотографиями, на которых отображена деятельность детей во время реализации проекта.

Взаимодействие с родителями

Знакомство родителей с темой проекта. Домашнее задание: вместе с детьми подобрать по теме пословицы, загадки, поговорки, пословицы, стихи.  Приглашение на экскурсию во вторник.

Участие двух мам в экскурсии (в роли Осени и Бабушки).

Предложить разделиться на группы и собранную информацию объединить в альбомы.

Заучивание стихов к празднику.

Домашнее задание папам: сделать фоторепортаж «Как убирают хлеб на наших полях».

Мамам поучаствовать в конкурсе  «Хлебобулочные фантазии». Обязательное условие: в приготовлении выпечки для конкурса участвуют дети.

Организация с папами выставки «Как убирают хлеб на наших полях».

О подготовке к презентации альбомов (стихи, пословицы, поговорки, приметы).

Организация конкурса   «Хлебобулочные фантазии», участие в празднике.

Совместное чаепитие с выпечкой, приготовленной для конкурса.

Взаимодействие с социумом

С заведующей  сельской библиотеки  (библиотека находится в здании учреждения) договориться о проведении конкурса чтецов  по тематике «Славим хлебушек душистый».

Пригласить для участия в празднике  «Хлеб – в нём наша сила и здоровье» вокальную группу «За околицей» сельского дома культуры.

В сельской библиотеке дети повторяют стихи к конкурсу чтецов.

Пригласить на праздник вокальную группу «Улыбка» из школы.

Конкурс чтецов «Славим хлебушек душистый».

Участие в празднике «Хлеб – в нём наша сила и здоровье» вокальной группы «За околицей» сельского дома культуры, вокальной  группы «Улыбка» из школы.

Опыт практического применения.

         Проект «Хлеб – всему голова» можно реализовать с детьми старшего дошкольного  возраста.  Важно создать атмосферу эмоциональной радости от новой информации, от участия в исследовательской деятельности (собрать колоски, обследовать их, потрогать пшеницу руками, посадить зерно, работать с тестом). О работе хлеборобов дети  узнают из жизненных ситуаций (экскурсия к полю, наблюдение за работой комбайнёров, рассматривание фотографий).  Красиво оформленные альбомы привлекают внимание детей, вызывают чувство гордости от участия в создании альбома. А выставки  выпечек, приготовленной руками детей и мам, вызвала восторг не только у детей, но и у родителей.  

         Анализ реализации проекта показал, что вся деятельность  детей и взрослых должна быть отражена в фотографиях, презентациях, видеороликах, чтобы  результат этой  деятельности можно было проанализировать вместе с детьми,  показать другим, а  главное – поняли, как тяжело выращивать хлеб и как бережно нужно к нему относиться. Этот проект можно изменить, взяв одно направление (условия роста, хлебобулочные изделия,  традиции), а можно добавить в проект:  встречи с работниками пекарни, создание презентаций детьми и родителями и др.

          Продуктами таких проектов могут стать фотоальбомы,  презентации, электронные игры, видеоролики, электронные фотоальбомы, праздники.

Список литературы

1. Вераксы Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Подготовительная к школе группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.

4. Журнал «Дошкольное воспитание», № 1/2014 г., № 3, 2014 г.,  № 2, 2013 г.,  № 9/2013 г., № 4/2013 г..

5. Журнал «Ребёнок в детском саду», № 4, 2011 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок", Тематическое занятие "Мишкина малина"

Содержание:1) Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок"2) Тематическое занятие "Мишкина малина"...

«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ» СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗРАБОТАН В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕЙ «ВОРОНЕЖ – ЦЕНТР ЧЕРНОЗЕМЬЯ»

Сценарий тематического праздника для детей старшей и подготовительной групп составлен в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом смены деятельности детей. Задачи праздника проходят чер...

Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия

Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе.

Календарно-тематическое планирование к тематической неделе "Деревья" в 1 младшей группе....