СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
статья

Молчанова Елена Юрьевна

 Рекомендации по организации предметно-пространственной

среды в группах старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

               Содержание предметно-пространственной среды

                                         в группах старшего возраста

                                                                    автор Молчанова Е.Ю.

 Развивающая предметно-пространственная среда, должна быть, является содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, доступной и безопасной.

Безопасность предметно-пространственной среды соответствует всем  требованиям охраны жизни и здоровья детей:

  • - создан благоприятный световой режим
  • - создан оптимальный воздушно-тепловой режим
  • - созданы условия для обеспечения достаточной двигательной активности.

Мебель в группе соответствует росту и возрасту детей. Интерьер группового помещения продуман таким образом, чтобы имелась возможность чередовать специально организованную образовательную и нерегламентированную деятельность детей: учебная зона легко трансформируется при необходимости провести подвижную, сюжетно-ролевую или дидактическую игру, что способствует развитию самостоятельности, инициативности детей, стимулирует развитие творческих способностей. Наличие невысоких стеллажей с открытыми полками с одной стороны позволяет разграничить пространство на зоны, с другой стороны дает возможность воспитателю видеть каждого ребенка.

   Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает психологический  комфорт пребывания воспитанников в группе.

В оформлении группы, в соответствии с рекомендациями психологов, преобладают мягкие пастельные тона с отдельными яркими деталями.В помещении уютно и светло, обстановка приближена к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор: наличие ковриков, подушек, мягкой мебели, дополнительного освещения, комнатных растений, а также «уголка уединения» способствуют эмоциональному благополучию детей. Воспитанники не ограничены в выборе видов деятельности и возможности их реализации: ребенок самостоятельно выбирает место расположения для своих занятий. Это легко сделать, так как пособия и оборудование многофункциональны и удобны в использовании.

 Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих  развивающей среды группы.  Поскольку ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное и необычное, то разнообразие и богатство впечатлений способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.Учтена также гендерная составляющая: в групповом помещении есть уголки для девочек и мальчиков.

Благодарядолжным образом организованной среде группы, дети чувствуют себя в ней спокойно и уверенно.

    Созданная среда способствует обеспечению полноценного развития личности детей во всех основных образовательных областях, а именно в сферах:

  • - социально-коммуникативного развития
  • - познавательного развития
  • - речевого развития
  • - художественно-эстетического развития
  • - физического развития детей.

   Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания:  игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, техническими средствами, расходными материалами.

Воспитатель использует в работе с детьми компьютер с монитором, который находится в группе, а так же музыкальный центр. Во время непосредственно-образовательной деятельности с детьми, в совместной работе с детьми воспитатель демонстрирует воспитанникам презентации, учебные фото- и видеоматериалы, знакомит воспитанников с музыкальной классикой, создает с помощью музыки нужный эмоциональный фон.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

   Учебный и игровой материал по всем образовательным областям обновляется каждую неделю, в зависимости от логопедической темы; вносятся материалы, посвященные реализуемым на данный момент проектам; появляются новые предметы, стимулирующие игровую, познавательную, двигательную и исследовательскую деятельность детей. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

    В возрасте 6-7 лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети старшего возраста охотно объединяются в группы для совместной игры. Педагог создает игровые ситуации, продвигающие развитие детей вперед, вносит элементы игры в учение, общение и труд. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии представленных игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Сюжетно-ролевые игры, проводимые в подготовительной группе, отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий.Сюжеты могут быть бытовыми (семья, детский сад), трудовыми (поликлиника, магазин, салон красоты, кафе, стройка, школа), общественными (праздники, путешествия), фантазийными (встреча инопланетян), содержание известных произведений.Игры с бытовыми и трудовыми сюжетами могут быть развернуты в специальном уголке. Для всех них можно найти специальные или взаимозаменяемые атрибуты. Игры хранятся в коробках с картинкой и надписью для узнавания. Они находятся в свободном доступе, ребята сами могут выбрать, во что играть. Атрибуты  пополняются и заменяются по мере необходимости, часто изготавливаются совместно воспитателем и детьми. В специальной коробке хранятся предметы-заместители, которыми дети, проявив фантазию и сообразительность, могут воспользоваться в любой игре.

   Развитию духовного потенциала, умению перевоплощаться, импровизировать, возможности совершенствовать  диалогическую и монологическую речь ребят способствует наличие атрибутов и оснащения для театрализованной деятельности: большой и маленькой ширмы, масок и элементов костюмов, различных видов театров (кукольного, перчаточного, пальчикового, плоскостного), CDдисков с музыкой и шумовыми эффектами.

   Формировать чувство любви к Санкт-Петербургу, к России,  гордости за свою страну, приобщать детей к истории государства помогает  центр «Наш город – Санкт-Петербург». Дети знакомятся с достопримечательностями родного города, учатся ориентироваться на карте местности и глобусе, получают и закрепляют знания о Москве и других крупных городах нашей родины. Каждый ребёнок может разместить здесь свою фотографию на фоне памятных мест Санкт–Петербурга и России.

Коррекционно-речевая специфика группы требует от педагога  особого внимания к содержанию  центра «Будем говорить правильно», в котором сосредоточены игры и пособия для развития грамматически правильного строя речи,  лексики, звуковой культуры речи, обучению грамоте. Центр оснащен зеркалом, на стеллажах располагаются настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков («Весёлые звуки», «Дорожка слов», «Пять щенков»), картотеки предметных картинок, игровые пособия, игрушки для развития дыхания. Представлено достаточное количество пособий и игр для подготовки детей к обучению грамоте: настенный и разрезной алфавит, кубики с буквами, слоговые таблицы, ребусы, кроссворды.  Для развития связной речи в речевой зоне находятся две-три серии картинок. В работе над лексическими темами  используются работы известных художников. Используются  приемы мнемотехники для заучивания наизусть стихотворений. Материал меняется в соответствии с темой недели, а также сезонными изменениями, общественными событиями.

  Рядом с центром речевого развития находится  групповая библиотека, очень любимая детьми. Регулярно ребята знакомятся с творчеством какого-либо детского писателя, в этом случае воспитатель предлагает для ознакомления портрет и подборку произведений этого автора. На стеллаже представлены книги по программе, полочка «Умных книг», тематические журналы по интересам, периодические издания для детей, книги с крупным шрифтом для читающих воспитанников, иллюстрации по речевой теме, книжки-самоделки.                                                                  

   В группе специальное место выделено для математического центра. Здесь находятся материалы, способствующие математическому и познавательному развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логических операций классификации, сериации, сравнения, преобразования, ориентировки во времени, моделирования. Это такие пособия, как блоки Дьенеша,«Дроби», «Числовые домики», «Четвертый лишний», «Весёлый поезд», «Дни недели», «Мой день», «Найди отличия» и т.д. Дети могут ознакомиться с объемными муляжами геометрических фигур, составить примеры на магнитной доске или выполнить задание на коврографе.

    Большой интерес у детей вызывает групповая лаборатория «Познавайка». Здесь можно повторить опыт, показанный воспитателем, или самостоятельно провести эксперимент, воспользовавшись схемой-инструкцией. Дети расширяют свои знания о свойствах и качествах материалов, об окружающем предметном мире, учатся делать выводы, развивают учебные навыки.

   Изобразительная деятельность – одна из любимых для старших дошкольников. Кроме обычных материалов(бумага разных цветов и форматов, картон, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, краски, кисти), в центре художественного творчества есть природный и бросовый материал для изготовления поделок, пооперационные карты, книги и альбомы самоделок, образцы изобразительного искусства всех жанров и папка с подборками оформленных детских работ («Моя семья», «Кем быть», «Мой день рождения», «Веселая осень»), а также сменная выставка детских произведений.

В подготовительной группе совершенствуется умение ребенка планировать сооружение постройки, самостоятельно находить конструктивные решения. С этой целью в развивающую среду включены различные конструкторы и строительные наборы: настольные и напольные (с разнообразным способом крепления деталей, из разных материалов), тематический конструктор «Санкт-Петербург», железная дорога. Для обыгрывания построек детям предлагаются небольшие игрушки, машинки. Постройки могут создаваться как по замыслу, так и с помощью схем – образцов построек. В центре конструирования есть также  тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

   Отдельно в группе выделен физкультурный центр. С помощью разнообразного оборудования - мячиков, обручей, гимнастических палок, флажков, кеглей и т.д.- весь день воспитанников насыщен элементами разминки, подвижными играми, упражнениями для развития крупной и мелкой моторики. Закаливающие процедуры проводятся ежедневно после дневного сна в виде бодрящей гимнастики и ходьбы по массажным дорожкам. Наличие обширной картотеки позволяет  поддерживать интерес детей к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Все игры, материалы, пособия, оборудование в среде группы востребованы детьми и доступны им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание предметно-развивающей среды в ДОУ

Некоторые аспекты организации и содержания предметно-развивающей среды в ДОУ из личного опыта....

Рекомендации для воспитателей "Содержание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию с региональным компонентом".

Рекомендации предназначены для воспитателей детских садов.Рекомендации позволят систематизировать оснащение центра по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей....

Рекомендации к содержанию предметно – развивающей среды по формированию сенсорных представлений в младшей группе ДОУ компенсирующего вида

Данная консультанция будет интересна и полезна тем педагогам, в том числе и молодым специалистам, которые хотели бы систематизировать дидактический материал по сенсорному развитию...

Содержание предметно-пространственной развивающей среды.

Важнейшим условием для реализации любой программы является создание предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательно-насыщеенной, трансформируем...

«Содержание предметно – пространственной среды условия её организации в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ  с целью: сформировать представление педагогов о требованиях к организации предметно – пространственной среды в группе...

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...