Статья Экологическое воспитание дошкольников
статья

Осенчакова Ангелина Дмитриевна

Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста в настощее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Актуальность исследования экологического воспитания дошкольников обусловлена развитием двух параллельных процессов – усугублением экологической проблемы планеты и их осмыслением населением планеты.

В конце 20-го века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим и каждый человек находился в непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине 20-го века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение, они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.

Чернобыльская катастрофа, аварии нефтяных танкеров, отравленные ядовитыми стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Природа сама уже не в силах залечивать нанесенные ей раны. Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И на сегодняшний день нет более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этой проблемы? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

В 90-е годы в России наблюдается интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого направления . Признается всеми: начальным звеном является сфера дошкольного образования.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, то есть до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 8 лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Иначе говоря, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание поможет научить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Педагог Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно, и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Дидактическая игра, как и занятия, является основной формой обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры экологического характера должны помочь педагогам дать детям установку на правильное поведение в природе, среди сверстников и в кругу взрослых, сформировать у них соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.

Мы считаем, что дидактические игры в экологическом воспитании играют очень важную роль, так как с помощью игры, что является любимой деятельностью детей, можно создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения.  Планируя занятия, включающие дидактические игры,  учитываются не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «… разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы… »

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1) опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2) следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;

3) поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4) постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5) конкретно и четко объяснять правила.

Дидактические игры являются эффективным средством и экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

-формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

-предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.

Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений:

- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;

-о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;

- о культуре поведения в природе.

Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др., предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила игры.

С детьми 5-6 лет интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок.

В подготовительной группе игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции.

В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать, потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой… ».

Наиболее интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой? », «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях дидактические игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание дошкольников"

Статья посвещена экологическому воспитанию. В статье раскрываются наиболее важные ценности природы; деятельности, которые можно организовать с детьми в детском саду и дома, представлен дидактический м...

Статья Экологическое воспитание дошкольников - это так важно!

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы....

Статья: "Экологическое воспитание дошкольников"

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на дошкольный период  жизни ребенка. ...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности".

В данной статье содержится информация об особенностях организации эколого-краеведческих игр в старшем дошкольном возрасте, а также описан опыт своей работы по осуществлению экологического воспитания д...

Статья Экологическое воспитание дошкольников.

        Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологичес...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников"

Статья о экологическом воспитании...