Исследовательский проект "Волшебница соль"
методическая разработка

Цоколова Гиляна Карловна

Данный проект «Волшебница- соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это и попытались доказать мы в настоящем проекте.

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:

соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_volshebnitsa_sol.docx54.47 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Волшебница соль»

Все известное и неизвестное находится рядом с нами. Нужно только его хорошенько разузнать и рассмотреть.


Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный

Тема исследования: «Волшебница - соль».

Объект исследования: соль.

Участники проекта: дети , родители воспитанников, воспитатели группы .

Актуальность:

8 тысяч лет люди используют соль в пищу.

 В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

 Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить.

Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

1. Изучить исторические сведения о соли.

2. Узнать о значении соли в жизни человека.

3. Расширить знания о свойствах и видах соли.

4. Развить творческое воображение и креативное мышление.

5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.


План исследований.

Данный проект «Волшебница- соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это и попытались доказать мы в настоящем проекте.

Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:

соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Работа над проектом строится на следующих принципах:

• принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

• принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

• принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

• принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.

При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.

В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:

• дети должны получить элементарные знания о соли;

• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;

• понимать пословицы, загадки о соли.

Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).

Самостоятельное исследование :

- поиск информации в сети Интернет;

- беседа с родителями;

- изучение соли в русском фольклоре, стихах и загадках, афоризмах;

- анкетирование на тему «Соль и здоровье человека»;

- рисование на тему: «Волшебные рисунки солью»; «Радуга»

- проведение опытов.

Описание работы.

Вся работа, предшествующая созданию проекта «Волшебная соль»  по познавательному развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста разделена на несколько этапов:

• создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана работы над проектом);

• подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).

Проект предполагает реализацию направлений:

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.


Интересные факты о соли:

1. В древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы.

2. В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан».

3. В средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы.

4. До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь - ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду.

5. Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», - перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.

6. Если ко льду прибавить 1/20 соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.

7. У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.

Когда-то Пол Брэгг считал, что человек вполне спокойно может обойтись без соли. Эту теорию пытались даже доказать, но не учитывали того факта, что почти все вещества, которые человек потребляет в пищу содержат соль. Вот несколько интересных фактов о соли:

1. Если человек за один прием пищи съест 3 грамма соли на 1 килограмм своего веса, то его ждет неминуемая смерть. Так, например, человеку с весом 75 килограмм достаточно съесть 225 грамм соли, чтобы организм не справился с ней и большинство клеток погибло. К слову сказать, примерно столько же соли содержится в человеческом организме постоянно.

2. Поваренная соль - это хороший антисептик, который препятствует процессам гниения. Именно поэтому её используют при заготовках консервантов на зиму. И именно по этой причине открытые раны (мозоли) у людей, отдыхающих на курортах, не только не заживают из-за разъедания их соленой водой моря, но и не воспаляются, т. к. соль убивает все бактерии.

3. Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль.

4. На Руси издавна было принято в Страстной четверг готовить так называемую «четверговую соль» — крупную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба и перекаливали на сковороде, после чего толкли в ступе. Четверговую соль употребляли с пасхальными яйцами и некоторыми другими блюдами.

Как в домашнем хозяйстве можно использовать соль?

1. Капнули на одежду жиром - присыпьте это место солью, соль его впитает.

2. После приготовления рыбы руки неприятно пахнут - потрите их солью, она уберёт запах.

4. Чтобы сырые дрова лучше разгорелись, можно посыпать их солью.

5. Необходимо почистить серебряную посуду- положите её в кастрюлю с горячим солевым раствором и кусочек алюминиевой фольги.

6. Чтобы цветные вещи не линяли, положите их в холодный соляной раствор.

7. Пятна от чая, если свежие, тоже легко смываются соляным раствором.

8. Махровые полотенца после полоскания в соляном растворе становятся мягкими, как после применения ополаскивателя.

9. Для устранения запаха и влажности периодически насыпайте в кроссовки немного соли.

10. Чистка аквариума. Чтобы удалить из аквариума минеральные отложения от жесткой воды, протрите его изнутри солью, затем тщательно промойте, прежде чем запускать рыбок. Берите только обычную, а не йодированную соль.

11. Облегчение боли от укусов насекомых и от ожога крапивой. Соль - эффективное средство для облегчения боли от жала пчел, укусов насекомых и ожогов крапивы.

12. Удаление пригоревшей пищи. Вновь используем соль как чистящее средство. Спекшиеся остатки пищи сначала размягчают: посыпьте их солью, увлажните и оставьте, пока они не отлипнут от посуды. Тогда смойте их мыльной водой.

13. Проверка свежести яиц. Сомневаетесь в свежести купленных яиц? Разведите 2 чайные ложки соли в 200 мл воды и осторожно опустите в нее яйцо. Свежее яйцо тонет, старое остается на плаву.

1. Подготовительный этап.

1.1 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о волшебной соли. Разгадывание загадок о соли,

просмотр м/ф «Как казаки соль покупали» 

1.2 Информированность родителей о предстоящей деятельности.  Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?», «В каких целях вы используете соль?» 

 1.3 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.

2. Основной этап

2.1 Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль».- Вызвать интерес у детей, получить эмоциональную разгрузку

2.2 Рассказ « Как соль приходит на стол».

2.3 Анкетирование родителей на тему «Соль и здоровье человека».-

Вызвать у детей желание рассуждать и узнавать все больше

2.4 Изготовление лепбука «Соль-волшебница».

2.5 Проведение опытов  и экспериментов с солью.

2.6 Выращивание кристаллов из соли.

3. Заключительный этап

3.1 Выявление уровня знаний детей на тему: «Волшебница-соль» .

3.2Мастер – класс «Волшебные рисунки солью» . Волшебная лаборатория

 3.3 Демонстрация кристаллов соли выращенных в группе

Актуальность. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Вот и мы решили всё узнать о соли, мы её часто используем, а ничего о ней не знаем.

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.

Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного развития детей.

Тема исследовательскогопроекта возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало.   Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи: Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.  

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.

Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.

Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).

Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).

Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели и родители.

На подготовительном этапе мы определяли цели и задачи проекта. Подбирали познавательную, научную литературу по теме: пословицы, загадки, поговорки про соль; иллюстрации, фотографии мест добычи соли. Разрабатывали тематические беседы про соль. Подбирали презентации про соль.

Внутри данного проекта были организованы индивидуальные детско-родительские мини-проекты. Родители вместе с детьми изготовили книжки – малышки про соль, в которых были загадки, пословицы, поговорки. Кроме этого помогали в поиске информации по теме (открытки, фотографии, иллюстрации с поделками из соли). Весь этот материал был использован нами во время проведения проекта.

На основном этапе реализация проекта проходила в процессе разных видов деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность.

В процессе организованной познавательной деятельности по темам «Волшебная соль» - дети знакомились со свойствами соли, использовании ее в жизни человека.  Проводили беседу с детьми «Что мы знаем про соль?» - содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Просматривали презентации про соль. Проводили опытно-экспериментальную деятельность «Кристаллизация соли» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация. «Как из соленой воды добыть питьевую воду?» - способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.

Коммуникативная деятельность.

В процессе коммуникативной деятельности дети составляли творческие рассказы о поделках из соли, которые сделали вместе с родителями. Читали пословицы, поговорки, загадки про соль. Прослушивали румынскую народную сказку: “Соль в кушанье” 

Продуктивная деятельность.

Дети с удовольствием изготавливали поделки из соли «Радуга в бутылке». С энтузиазмом рисовали нетрадиционным способом – солью.

Музыкально –художественная деятельность.

Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне», просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали»

Игровая деятельность.

Совместно с родителями были изготовлены дидактические игры «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово». Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони»

Заключительный этап.

Ну, и конечно самым замечательным мероприятием, вызвавшем много радостных эмоций как у детей так и у родителей стала организация выставки поделок «Разве соль не волшебница?», выставка книжек – малышек.

Была создана картотека опытов «Волшебница соль» - обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.

Заключение

Проектная работа «Волшебница-соль» дала нам возможность увидеть следующие результаты:

• реализация данного проекта - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

• навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;

• практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;

• развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.

Таким образом, по результатам данной работы, т. е. проекта можно сделать вывод:

• мероприятия проекта сделают более интересными традиционные занятия;

• повысится уровень знаний о соли;

• происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;

• в ходе экспериментальной деятельности дети приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.

Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.

Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная

Приложение.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

  • Соли нет, так и слова нет.
  • Без соли и стол кривой.
  • Без соли и хлеб не естся.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Хоть бы песок, лишь бы солил.
  • Соли не жалей, так и есть веселей.
  • Несолонохлебавши.
  • Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
  • Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
  • От хлеба–соли не отказываются.
  • Хлеб-соль и разбойника смиряет.
  • Хлеб-соль не бранится.
  • Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
  • Хлеб да соль, ем да свой.
  • Надо хлеб-соль помнить.
  • Ешь солоней, жить будешь веселей.
  • На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
  • Без соли, без хлеба,худаябеседа.
  • Без хлеба, без соли никто не обедает.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
  • Солинету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
  • Хлеб за солью (захлебом) не ходит.
  • Захлебом-солью всякая шутка хороша.
  • Сольпросыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
  • Подавая соль -смейся, не то поссоришься.
  • Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
  • Я помню твою хлеб-соль.
  • Хлеб-соль взаимное дело.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  • Хлеб да соль, и обед пошел!
  • Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
  • Не захлебом-солью сказано (дурное слово).
  • После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  • Чтоб потом положить по щепотке
  • В миски, платки, горшки, сковородки.
  • Рис и рыба, фасоль и салат
  • Сразу стали вкусней во сто крат!
  • Без денег торговать, как без соли хлебать.
  • Насыпать соль на хвост.
  • Соль варим, а сами в нужде сидим.
  • Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
  • Хлеб-соль и во сне хорошо.
  • Хлеб соль кушал, а не послушал.
  • Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
  • Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
  •  Щи капустою пригожи, а солью укусно.
  •  Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

  • Меня не едят — и без меня мало едят. 
  • В воде родится, а воды боится. 
  • Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь. 
  • Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
  • Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
  • Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
  • В воде родится, а воды боится.
  • В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал(соль).
  • Меня одну не едят, а без меня мало едят  (соль).
  • Что в избе забелая Марья? (соль).
  • Белый камень из горы,

           Всегда стоит на столе.

           Кто его не ест,

           Тот вкуса не знает. (соль).

ОПЫТЫ по теме «Волшебница - соль»

№ п.п.

Название опыта

Содержание опыта

Материал

1.

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце, через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Таз,

вода,

соль, пластмассовый стакан,

галька,

плёнка,

камень,

нить

2.

Сортировка

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

бумажное полотенце,
1 чайная ложка (5 мл) соли,
1 чайная ложка (5 мл) молотого перца,
ложка,
воздушный шарик

3.

Растворимость

Возьмите 3 стакана с водой, сахар, соль, гречку и масло.  Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте с малышом за реакциями. В результате сахар и соль растворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности.

4.

Эффект «Мертвого моря»

          Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).

Банка,

Яйцо,

вода,

соль,

ложка

5

Кристаллы соли

Подготовьте соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчато-бумажную нить, блюдце. В оба стакана налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и блюдце наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!

В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.
          Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды.

Хлопчато-бумажная нить,

блюдце,

соль,

два стакана,

вода

6.

Влияние соли на рост растений

Возьмём два стакана, две луковицы. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений.

Два стакана,

соль,

вода,

две луковицы

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..

Тема: «Волшебная соль»

Цель: создание условий для  углубления  представлений  детей о свойствах соли, использовании ее в жизни человека.

Задачи:

  1. Познавательное развитие: обеспечить условия для развития интеллектуальных  качеств, умения мыслить, наблюдать, анализировать;  делать выводы, создать условия для расширения кругозора,  развития познавательных  и поисковых навыков у детей;  обобщить знания детей о разнообразном применение соли для жизнедеятельности человека;
  2. Социально-коммуникативное развитие:обеспечить условия для выражения детьми своего мнения ,для  формирования   навыков безопасного поведения в помещении во время непосредственной образовательной деятельности и для    закрепления  знаний о  правилах обращения с солью,   воспитания  самостоятельности, аккуратности, умение работать в коллективе.
  3. Речевое развитие:создать условия для побуждения детей к речевой активности, отвечать мотивированно на вопрос взрослого, обосновывая свою точку зрения; создать условия для развития связанной  диалогической речи, для обогащения словаря: кристаллики, ученые, лаборатория, растворяется.
  4. Художественно-эстетическое развитие: обеспечить условия для  развития  творческой активности, эстетического чувства, воображения, проявление положительных эмоций при изготовлении  поделки.
  5. Физическое развитие создать условия для формирования у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности,  развития мелкой моторики рук

Виды деятельности детей: игровая,  речевая, экспериментально – опытническая,  познавательная, коммуникативная, художественно-продуктивная.

Оборудование и материалы: соль, тарелочки, ложки, баночки с водой, лупы, крышки с черным дном, заготовки для рисования, клей, кисточки.

Этап образовательной деятельности

Задачи

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

Вводная часть:

введение в игровую ситуацию;

Создать условия для возникновения интереса у детей к образовательной деятельности, развития любознательности и ассоциативного мышления

Коробка с «солью», загадка.

Нам пришла посылка от Почемучек. Посмотрим, что это такое? Давайте понюхаем. Здесь есть подсказка – загадка.

  Почемучки приглашают нас в свою лабораторию.

Пытаются догадаться, что в баночке. Отгадывают загадку про соль.

Условия для активизации мыслительной деятельности, привлечения внимания.

Основная часть:

актуализация знаний.

экспериментально – опытническая деятельность;

открытие нового знания;

Создать условия для развития  такихкачеств личности дошкольников как любознательность, активность.умения мыслить, анализировать, делать выводы,  сопоставлять;  создать условия для расширения кругозора,  развития познавательных  и поисковых навыков у детей;  

1.Презентация  

«Нужна ли человеку соль и для чего»

2. Мини-лаборатория: на столах тарелочки с солью, лупы, ложки, баночки с водой, крышки с черным дном.

3.Картинки «Маленькие человечки»

1.Беседа на тему «Зачем нам соль»

-Давайте поразмышляем, где используют соль:

В приготовлении пищи, в медицине, на улице.

2.экспериментально – опытническая деятельность

На что похожа соль;

Твердая или мягкая;

Сыпучая;

Растворяется в воде.

3.Динамическая пауза. Игра «Маленькие человечки» по технологии ТРИЗ.

1.Дети  беседуют  на тему «Зачем нам соль». Делают вывод, что соль является важным продуктом и с ним нужно обращаться бережно, аккуратно.

Дети  проводят опыты с солью, исследуют ее.

Дети  показывают твердое, жидкое и газообразное вещество.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности и игровой деятельности.

Заключительная часть:

включение нового знания в систему знаний ребенка.

Рефлексия.

Обеспечить условия для закрепления нового знания и развития творческой активности, эстетического чувства, воображения, проявление положительных эмоций при изготовлении поделок

1.Заготовки  для рисования солью.  Картон с контурным рисунком, соль, клей.

1.- Ребята, солью, оказывается, можно рисовать. Давайте поможем зайчикам к зиме сменить шубку.

2. Вам понравилось наше путешествие в лабораторию Почемучек.  

-Что вам понравилось больше всего?

Дети рисуют солью.

Дети анализируют, отвечают.

Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности

Условия для взаимодействия детей друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений и опытов в исследовательском проекте «Соль - волшебница».

Цель ведения дневника наблюдений и опытов:-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная;- исследовать свойства соли опытным путем;- стимулировать познавательную активность;-...

Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...

Познавательно - исследовательский проект "Соль дороже золота"

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение ...

Исследовательский проект "Соль - волшебница"

Цель проекта: узнать больше о соли и о ее свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества. Участники проекта: дети, родители,...

Презентация детского исследовательского проекта "Соль"

Детский позновательно исследовательский проек о соли, ее свойствах, особенностях. Примеры опытов с солью....

детский исследовательский проект "Соль"

Описание детского позновательно-исследовательского проекта по теме Соль...