Концепция Фроловой Л.С. - Презентация https://disk.yandex.ru/client/disk
презентация к уроку (старшая группа)

Фролова Лариса Сергеевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_frolova_l.s.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности»


 

              Актуальность:

        Стремительный темп обновления общества с неизбежностью ведет к коренному изменению системы образования и воспитания. Перед нашим государством, педагогами и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырос не только созидательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

  И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. 

Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое;

свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе

отражение личностного «Я».

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Её исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, О.М. Дъяченко и многие другие.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе.

Однако театрализованная деятельность и сегодня остаётся не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированных представлений. Перед собой я поставила вопрос: «Можно ли работать по-другому? И как?».

Перемены, связанные с ведение ФГОС ДОУ, касающиеся дошкольного образования  позволяют обновить приёмы и методы  работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые  формы   взаимодействия с детьми, что и  определяет

 цель моей работы:

 развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;

- формировать умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;

- развивать творческую самостоятельность детей .

- воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.

- развивать диалоговую речь, мышление, память и воображение.

- воспитывать желание помогать, созидать совместно с другими.

Принципы реализации :

1.Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с младшего дошкольного возраста.

3. Принцип доступности. Учитываются  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

5.Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

     В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

  В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

 

  Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на

три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

  • в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;
  • в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

     Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды во 2 младшей группе. Для детей этого возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдала театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких зайчиков и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Близость к игре как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим.

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами.

     В средней группе я продолжила тему «Театрализованная деятельность». Была дополнена предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков), «Сказка за сказкой», «Истории в картинках» (последовательное составление сюжета).

      В старшем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя  в старшей группе, на мой взгляд,  должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего и старшего дошкольного возраста.

    В течение года в старшей группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка»)  и пальчикового театра («Заюшкина избушка», «Колобок»). А потом дети самостоятельно показывали их своим друзьям, младшим дошкольникам.

      Также была продолжена работа над этюдами (из книги «Психогимнастика» М.И. Чистякова). Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды: «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Петрушка прыгает» и другие.

      Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

      В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа.

Двигательная сфера ребёнка среднего и старшего  дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве, развивается мышление, речь и воображение.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического развития.

 

Работа с родителями

    Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.  

В своем взаимодействии с родителями я ставила следующие задачи:

  1.   Заинтересовать родителей развитием творческой и театрализованной деятельности детей.
  2.   Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3.    Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4.    Рассказать родителям о создании театра дома.
  5.    Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

    Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома» и другие.

    Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек, костюмы, необходимые для драматизации.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей. В течении года проводились музыкальные развлечения с элементами театральной деятельности.

 

    Выводы и результативность  :

    Проведённая мною работа по теме  

«Развитие творческих способностей по средствам  театрализованной деятельности» принесла свои результаты:

  •  Мои   дети стали больше проявлять активность   и инициативность в играх.
  • Через театрализованную  игру они  освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У моих воспитанников  развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Они  стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У ребят  появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшилась диалогическая речь.

            Дети стали более  раскрепощенными  и творческими.

  • - У ребят  повысился интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.
  • - Увеличилось количество ребят , которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.
  • - мои воспитанники  научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи. Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, индивидуально.
  •  Ребята  научились понимать искусство и высказывать свои впечатления, честно и открыто.

И как результат, многие из них становятся победителями и призерами творческих конкурсов разного уровня. Так, например,

  1.танцевальная группа «Капелька» стала призером районного хореографическом конкурсе «Танцующий детский сад», в номинации русский народный танец.

   2.Сенченко Максим и Мишуткин Семен стали призерами районного этапа областного творческого конкурса «Пожарная безопасность глазами детей».

  3.Луночкин Егор стал победителем всероссийской викторины по сказкам.

  4. Самылин Серафим стал победителем районного конкурса чтецов посвященного дню победы.

  5. Бурлакова Настя стала  призером  творческого конкурса стенгазет « Мамины помощники»

   Но развитие творческих способностей не возможно, если сам педагог не обладает  желанием творить и делиться своим творческим потенциалом с окружающими.

Поэтому я стараюсь быть активной, энергичной и творческой личностью.

  1. Стала победителем всероссийской блиц-олимпиады  «Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей»
  2. Лауреатом всероссийского конкурса»Умната» «Ключевые особенности ФГОС»
  3. Стала победителем районного творческого конкурса педагогического мастерства в рамках открытого показа недели педагогического мастерства по теме «Развитие речи дошкольников»
  4. Награждена грамотой отдела образования за высокий профессионалим и творческий подход к воспитанию дошкольников.
  5. Награждена грамотой главы Администрации Тамалинского района  за высокие достижения в воспитании подрастающего поколения.\

И в заключение , я хочу сказать, что ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Любовь к искусству, к театру, к творчеству закладывается с детства! И задача, нас взрослых, привить ее нашим детям, посадить зернышко в сердца наших воспитанников. Тщательно поливать и ухаживать за этим зерном в течении всего детства и тогда мы получим активную, творческую, эмоциональную личность, способную преобразовывать наш мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

09.12.2021 г- Проект исследовательский. Тема: «Вся правда о шоколаде!» Срок реализации: ноябрь-декабрь 2021г. Подготовили: воспитатель старшей группы №5 и средней группы №8- Фролова Е.В.,

   ГБОУ Школа №1400  8ДКТип проекта: исследовательский. Тема: «Вся правда о шоколаде!»Срок реализации: ноябрь 2021г. Подготовили: воспитатель средней группы...

2020, 2021 гг- Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…» (дидактические игры дома). Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В.; Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.2020

Консультация «ПОИГРАЙ СО МНОЮ, МАМА…»(дидактические игры дома).Подготовила- воспитатель- Фролова Е.В. Консультация для родителей «Неделя Игры и игрушки» 16-20.11.20...

Авторский новый Сборник песен №4 «Вкусней, чем пирожок» на сл. Е. Фроловой

Я выпустила свой Сборник песен  №4 «Вкусней, чем пирожок» на сл. Е ФроловойСтихи Е. Фроловой из г. Чернушка Пермского края, очень подходят для слушания музыки, подпевания в младших гр...