Развивающие музыкальные игры (из опыта работы)
статья

Яновская Татьяна Всеволодовна

Великие педагоги, такие как А. С. Макаренко Н. К. Крупская, А. П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yanovskaya_tatyana_vladimirovna.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Яновская Т. В., музыкальный руководитель

ГБДОУ детский сад №14 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Развивающие музыкальные игры (из опыта работы)

Великие педагоги, такие как А. С. Макаренко Н. К. Крупская, А. П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

«Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом».

        Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях делается особый акцент на роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.

        Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.

        Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.

        Театрализованные игры позволяют сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.

        В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.

        В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.

        В подвижных и хороводных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения.

        Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.

        Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.

Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре. Поэтому нужно учить детей играм.

Музыкальные игры как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. 

Повышение качества игровой деятельности - интерес детей к музыкальным играм ;

- познавательно-речевая активность в музыкальных играх;

- взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности;

- применение музыкально-игрового опыта в самостоятельной деятельности;

- творческая активность. Наблюдение, беседа, игровая деятельность..

        Развитие музыкально-ритмических способностей детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития слуховых и моторных способностей, интеллектуальной деятельности, чувств, общение со сверстниками решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста требует от педагога особого мастерства, творческого подхода к вопросам подбора средств, форм и методов музыкальной деятельности, организации развивающей среды.

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у музыкального руководителя в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте. Для всех очевидно, что современное состояние музыкального воспитания характеризуется устойчивыми тенденциями к обновлению его содержания. Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречивостью - преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления  их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник; преподнесение музыки, как средства воспитания (как это делают большинство), средства ознакомления детей с окружающей действительностью, что является принижением музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышением ее до понимания эстетического содержания музыкального искусства. Доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются способности и педагогу необходимо помочь детям в ее овладении.

Музыкальная игра – как средство развития музыкальных способностей детей

музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальные игры являются ценностным и активным средством музыкального развития детей.

Выявленные проблемы в педагогической работе позволили понять значимость двигательной активности в образовательной деятельности и в дальнейшей работе сделать акцент на применение музыкальных игр для развития ритмических способностей, слухового внимания, дикции детей.

Одним из условий успешного решения задач являлось создание и подбор музыкально-дидактического материала, системы игр (ритмические, коммуникативные, речевые), обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей в условиях совместной образовательной деятельности. С этой целью создала музыкально-дидактические игры, такие как «Веселые подружки» «Теремок», «Три медведя» и другие –игры направлены на развитие чувства ритма; «Музыкальные птенчики», «Воздушные шары» - игры на закрепление высоты звука; «Вот так зайцы» - на усвоение характера музыки.  Разработала методическое пособие для проведения музыкально-дидактических игр; буклеты с материалом по освоению танцевально-ритмических движений в игровой форме (Приложение 1). Создала мультимедийные игры: «Веселые человечки» - игра направлена на развитие слухового внимания, ориентировку в пространстве, развитию крупной моторики; «У бабушки Нюры» - на развитие звукоподражания, слухового внимания; «Наряди елочку» - игра направлена на развитие слухового внимания, музыкальной памяти и закрепление музыкального восприятия. Мультимедийные игры способствуют внедрению инновации в содержание игровой деятельности, наполняя её «музыкой ритма», «музыкой слова», «музыкой жеста и движения». Для разнообразия, обогащения содержания ритмических игр использую раздаточно-дидактическое оборудование (ритмические палочки, деревянные ложки, колокольчики, маракасы, металлофоны); подобрала музыкальный репертуар и систематизировала его на электронном носителе для использования в игровой деятельности, подобрала и оформила картотеку по артикуляционной гимнастике, фонопедическим упражнениям, дыхательной гимнастике, логоритмике.

Совершенствуя систему педагогической работы, организовывала совместную образовательную деятельность таким образом, чтобы новое ребенком постигалось деятельно и всегда в поле обозрения того, что ими уже усвоено на основе зрительного, тактильного и коммуникативного игрового опыта. Этому способствовало использование в работе подобранная система музыкально-игровой технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровая развивающая технология В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" (из опыта работы)

Представленный опыт работы направлен на повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации воспитательного-образовательного про...

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предмета...

Развивающие музыкальные игры в коррекционной работе с детьми

Развивающие музыкальные игры в коррекционной работе с детьмиЕжедневно люди обращаются к использованию музыки и звуков в самых разных ситуациях, зачастую не отдавая себе в этом отчёта. Очевидно значени...

Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...

Организации предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально....

Игры с детьми ОВЗ: вопросы коррекционно–развивающего использования игры (из опыта работы воспитателя).

В дошкольной коррекционной педагогике среди разных видов игр особая роль принадлежит дидактической игре....