Сюжетно-ролевые игры для дошкольников.
учебно-методический материал

Сторожкова Людмила Федоровна

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников.

 

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда (по Петровскому В.А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды.

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности –  это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности  ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.  Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».  Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада»  предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом: Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования.  Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур;  методические рекомендации.

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

У нас в детском саду, в  игровых зонах находятся все атрибуты.  Например, для игры в «больницу» в наличии имеются и халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток; для игры в «магазин» – халат белый, деньги, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше (фрукты и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста).

В игровом уголке имеются разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки. Также дети располагают мелкими игрушками (автомобили, солдатики, домики), которые ребенок может взять с любое удобное место. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей.

Диапазон игровых умений детей  различного возраста существенно различается.

    1,5 - 3 года

  3-5  лет

      5-7 лет

 Ребенок раннего возраста

Ребенок среднего дошкольного возраста

Ребенок старшего дошкольного возраста

может осуществлять условные действия с  игрушками и предметами-заменителями, выстраивает их в смысловые цепочки

вступает в кратковременный контакт с сверстником

  • может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами  и ролевую речь
  • вступает в ролевые взаимоотношения с  партнером-сверстником

может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия

Конспект сюжетно-ролевой игры «Почта»  На помощь доктору Айболиту! Старшая группа.

Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты. Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.

Материал: атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок,>медикаменты>, бланки телеграмм, квитанций, телефоны, машина, строительный материал <Конструктор>,атрибуты к персонажу <голубь>.

 

Мероприятия по обогащению опыта по данной игре: Закрепить представления о необходимости труда взрослых. Закрепить существительное с обобщающим значением профессии. Уточнить и расширить словарь по теме (работать ,разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал). Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон?" Рассматривание атрибутов к игре "Почта".

 

Ход игры

Воспитатель:- Ребята , наступил для нас час,

Поиграем мы сейчас!

Будем играть?

Дети: Будем!

Слышится шум ( под фонограмму влетает голубь (голубка), машет крыльями , а на ножке привязана записка (письмо).

Воспитатель:- Ребята, к нам голубь почтовый залетел. Не ошибся ли он адресом?

Голубь:- К вам, ребята, я летел, Через моря, океаны. Летел долго, через разные страны. Я письмо вам принёс, Почитайте!

Воспитатель отвязывает письмо и читает: СОС!- Помогите!

Приезжайте, дети,

В Африку скорей.

И спасите, дети,

Наших малышей!

У них ангина, скарлатина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

И лекарство привезите,

Мне одному не справиться!>

Воспитатель:- От кого могло быть это письмо?

Дети: От доктора Айболита!

Ребёнок:- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель:- Ребята, давайте поможем доктору Айболиту?!

Дети:- Давайте!

Воспитатель:- А как мы сможем помочь? Айболит ведь в Африке, далеко отсюда?

Дети:- Почта поможет!

Ребёнок: Люди на земле живут

В деревнях, посёлках, городах.

Чтоб родных не забывали,

Письма им бы посылали

Служба почты для этого есть,

Всем работникам большая честь!

Почтальону, телеграфисту,

Сортировщику и связисту.

Без почты нам не обойтись.

По всей земле, по всей стране

Почта, слава тебе!

Воспитатель:- А кто работает на почте?

Дети:- Почтальон - он разносит письма.

Приёмщики писем, посылок.

Телеграфисты - передают телеграммы.

Доставщики- доставляют письма и посылки на

почтовых машинах до поездов, самолётов, и  теплоходов.

Воспитатель:- Ребята, давайте напишем письмо Айболиту утешительное письмо, отправим телеграмму о скорой помощи, соберём посылки и сами отправимся ему на помощь! Ребята, а как нам добраться до Африки?

Дети :- Теплоходом!

Воспитатель:- Хорошо! Отправимся все на теплоходе! Но прежде идёмте на почту!

Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет <работать> на почте.

Приёмщик писем;

Приёмщик телеграмм;

Приёмщик посылок.

Почтальон.                                                                                                          

Дети пишут письма, клеят марки, ставят марки, ставят штампы, опускают в почтовый ящик, разговаривают по телефону, передают телеграммы, собирают посылки, грузят всё на машины и везут к теплоходу для отправки.

Дети строят теплоход ( капитан с биноклем, матрос с якорем, грузят почту)

Воспитатель:- Ну что же ! Почту погрузили! А кто поплывёт к Айболиту помогать?

Дети :- Я! Я! Я!...

Все садятся на корабль и пытаются, отплывают.

Поют на мотив песни <Капитан>, из кинофильма <Дети капитана Гранта> :

- К Айболиту мы плывём,

К нему скоро попадём,

И животных всех излечим и спасём.

Будем капли им давать

И лечиться заставлять,

К Айболиту мы на помощь все плывём!

Припев:- Айболит, Айболит, не горюйте,

На корабле мы к вам скоро приплывём,

Айболит, Айболит, не горюйте

Мы на помощь очень скоро приплывём!

(машут руками)             

Игра заканчивается.

 

 

Перспективный план сюжетно-ролевых игр
для детей старшего возраста

Месяц

Сюжетно-ролевые игры

Октябрь

«Магазин» (отделы: овощной)

«Столовая»

Ноябрь

«Магазин» (отделы: одежда, обувной,
хозяйственный, игрушки)

«Ателье»

Декабрь

«Строительство зимнего города»

«Птицеферма»

«Зоопарк»

Январь

«Игры со строительным материалом»

«Аптека»

«Водители»

«Железная дорога»

Февраль

«Детский сад»

«Ателье»

«Библиотека»

Март

 

«Садовник»

«Пароход»

«Рыболовецкое судно»

Апрель

«Космические полеты»

«Хлебозавод»

«Почта»

Май

«Правила уличного движения»

«Семья»

«Школа»

 

 

 

 

Различают следующие сюжеты детских игр: 

  • Производственные ("магазин", "поликлиника (больница)", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
  • Бытовые ("семья", "детский сад", "домашние дела" ("стирка", "уборка", "приготовление пищи"), "на даче", "семейный праздник" и т.д.)
  • Общественно-политические ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

 

Сюжетно-ролевые игры: "Семья", Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т.п.

Сюжетно-ролевые игры: "Детский сад": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т.п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т.п.

Сюжетно-ролевые игры: "Автобус": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т.п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Для проведения игры воспитатели учат детей делать автобус, сдвигая стулья и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить крупным строительным материалом (кирпичиками, кубиками), оставив спереди и сзади "двери" для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса - место для водителя. Можно сделать стационарный автобус из фанеры, картона или пластика, он имеет ограничения со всех сторон, а с одной стороны открытое пространство - дверь, внутри такого автобуса устанавливается руль, стулья - сиденья. Желательно, чтобы дети умели играть с различными постройками, напоминающими автобус. Надо сделать автобусную остановку, светофор, специальную дощечку с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески). Для вывесок используются картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т.п. На следующий год  можно расширить количество атрибутов, предложить для игры: набор инструментов для ремонта автобуса, тряпочку для протирания стекол автобуса, бак для бензина, коробку переключения, микрофон, дополнительно оснащается место для бензоколонки, столовой для водителей и т.п. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, талоны, проездные карточки и т.п. В автобусе оборудуется касса - компостер.

Сюжетно-ролевые игры: "Магазин": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т.п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т.п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Атрибуты: Весы игрушечные, кассовый аппарат игрушечный, набор фруктов,  муляжи инжира, сливы, груши, банана, клубники, абрикоса, мандарина, лимона, винограда зеленого и черного, персика, яблока). Набор овощей, муляжи картофеля, перца желтого, зеленого и красного), лука-порея, кабачка, кукурузы, томата, чеснока, лука репчатого, монеты.

 

 

 

 

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Роли

Ролевые действия

Учитель

Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики

Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.

Директор

Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.

Охранник

Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.

Построение ролевого диалога

 

Ученик

Родитель

Учитель другого класса

Учитель

Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя

Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание

Дают советы; Беседуют о работе

Ученик

Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»

Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы

Обращается с просьбой; Делает замечания

Директор

Выполняет поручения, полученные учителем

Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются

Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.

Охранник

Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе

Сообщает по какому вопросу он пришёл

Просит пропустить кого-либо; Беседуют.

 

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Задачи: помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать его сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни.

Роли

Ролевые действия

Директор хлебозавода

Организует работу сотрудников хлебозавода.
Обеспечивает распределение готовой продукции.
Занимается вопросами закупки сырья для изготовления хлеба.
Контролирует качество работы сотрудников.

Пекарь

Выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера;
группируют готовую продукцию по сортам и размерам.

Оператор

Следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывают их количество

Контролёр

Определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий

Шофёры

Развозят хлебобулочные изделия по магазинам и ларькам, предварительно определив их количество и размеры

Грузчики

Грузят готовый товар в машины со склада

Построение ролевого диалога

 

Директор хлебозавода

Пекарь

Грузчики

Пекарь

Организует работу
Контролирует правильность и аккуратность работы

Распределяют работу между собой.
Советуются.
Общаются

 

Оператор

Организует работу.
Проверяет точность выполнения работы, сортировку

Принимает хлеб.
Подсчитывает количество отправленного хлеба в печь.
Сообщает о готовности хлеба.

 

Контролёр

Контролирует работу.
Беседует о качестве продукции.
Обновляет ассортимент хлебобулочных изделий.

Проверяет качество готовой продукции.
Рассматривает выпеченные изделия.
Отмечает количество выпеченного хлеба за смену.

 

Грузчик

Организует и контролирует работу

 

Помогают друг другу.
Распределяют работу между собой.
Общаются

Шофёр

Даёт указание о доставке хлеба.
Подписывает путевой лист.
Контролирует.

 

Подаёт (грузит) лотки с хлебом.
Проверяет количество лотков

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Заведующая

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями.

Библиотекарь

Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями.

Читатели

Берут и сдают книги; расписываются в формулярах; участвуют в организованных для них встречах

Продавец в книжном магазине

Выдаёт книги из магазина; разгружает их

Шофёры

Привозит книги из магазина; разгружает их.

Построение ролевого диалога

 

Заведующая

Библиотекарь

Читатели

Шофёр

Продавец в книжном магазине

Заведующая

 

Рассказывает о пожеланиях читателей.
Совместно готовят выставки и встречи

Дают советы по работе библиотеки
Принимают участие в выставках и встречах

Принимает накладную.
Отчитывается за товар по накладной

Рекламирует свой товар (по телефону)

Библиотекарь

Распределяет и контролирует работу.
Разрешает конфликты

Общаются.
Готовят выставки и встречи.
Заботятся о книжном фонде.

Расписываются в формулярах.
Просят подобрать литературу.
Благодарят за помощь.

 

 

Читатели

Организует выставки, встречи.
Беседует о том, как им нравится обслуживание.

Выписывает формуляр.
Выдаёт книги, записывает в формуляр.
Беседует о прочитанном.
Помогает подобрать нужную литературу.

Общаются, беседуют о прочитанном.
Участвуют в выставках, встречах.

 

 

Шофёр

Выписывает накладную.
Проверяет привезённую литературу по накладной.

 

 

 

Набирает литературу по накладной.
Упаковывает

Продавец в магазине

Договариваются о необходимой литературе по телефону.

 

 

Предъявляет накладную.
Загружает и разгружает товар.

 

Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет.

Роли

Ролевые действия

Капитан судна

Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь. отдаёт команды рыбакам.

Рыбаки

Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу. раскладывают в ящики по сортам и видам.

Водитель-экспедитор

Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

Продавец

Принимает рыбу у экпедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям

Построение ролевого диалога

 

Диспетчер

Помощник капитана

Рыбаки (бригадир)

Капитан судна

Даёт указания об отплытии судна.
Выдаёт маршрутный лист.
Осуществляет контроль

Отдаёт команды помощнику.
Крутит штурвал.

Отдаёт команды бригадиру

Рыбаки

 

Рыбаки обращаются с просьбой ещё раз бросить якорь (выловили не всю рыбу и т.п.)

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Водитель-экспедитор

Выдаёт путёвку.
Посылает на разгрузку в нужный магазин

Сдаёт улов, берёт квитанцию.
Водитель-экспедитор осматривает груз, проверяет качество упаковки.

 

Продавец

Звонит в магазин и узнаёт, доставили ли рыбу.

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Задачи: углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет

Роли

Ролевые действия

Провизор-аптекарь

Принимает рецепт и заказ от покупателей. даёт справку и дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства4 выдаёт лекарства по рецепту

Фармацевт

Изготавливает лекарство; упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывает упакованные лекарства

Покупатель

Покупает лекарство, расплачивается; просит дать справку о применении того или иного лекарства; показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства

Кассир

Получает деньги от покупателя, выдаёт чек.

Шофёры

Привозит лекарство

Зав. аптекой

Звонит и заказывает новую партию лекарств; выдаёт зарплату; контролирует работу сотрудников

Построение ролевого диалога

 

Заведующая

Покупатель

Провизор-апеткарь

Шофёр

Кассир

Провизор-аптекарь

Контролирует качество работы.
Выдаёт зарплату.

Покупает лекарство.
Просит объяснить, как принимать лекарство.

Выполняют совместную работу.
Общаются.

Подвозит лекарства

Выдаёт чек, получает деньги в соответствии с ценой названной провизором.

Фармацевт

Даёт указания по изготовлению лекарств.
Выдаёт зарплату

Просит изготовить то или иное лекарство по рецепту выданному врачом

Общаются

Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам

 

Покупатель

Общаются.
Регулирует спорные вопросы

Занимает очередь.
Общаются.

Выдаёт лекарство, объясняет как его нужно принимать

 

Получает деньги, выдаёт чек.

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Отправляет за новыми лекарствами

 

 

 

 

Кассир

Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Платит деньги за лекарство

 

Получает зарплату

 

 

Проект  руководства  сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он сразу мог выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с
не платье и даже пальто. Поэтому необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать». Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя» и т.д. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. И играя нельзя отвлекаться от сюжета. Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к игровым действиям. В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя  игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т.д.

В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя  постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.

Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе детского сада. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей,  а также ощущал подконтрольность ситуации. Уверенность в своих силах позволяет педагогу вести наблюдения за ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого подхода.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)  уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е выступать в качестве творца.

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих). «Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.

 

Список литературы

 

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  2. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2006. – 244 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
  4.  Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
  5.  Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М., 2005. – 169 с.
  6.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
  7.  Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12.
  8.  Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. –2007. - №4.
  9.  Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8.
  10.  Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  11. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003. – 211 с.
  12. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 102 с.
  13.  Флерина Е.А. Игра и игрушки. – М., 2003. – 300 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry.docx42.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры для дошкольников.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка,  формирования его положительных личностных качеств и социализации  как члена общества.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда (по Петровскому В.А.) предполагает единства социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды.

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности –  это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности  ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности: Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой). Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования- реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.  Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития».  Содержать предметы и материалы известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

До сих пор мы говорили об общих стратегических принципах организации игровой среды, но для педагога нужны какие-то промежуточные ориентиры, которые помогли бы ему конкретно помочь заполнить пространство. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет выбор – это огромное количество игрового материала на современном рынке. Иногда это приводит к перенасыщению среды и в тоже время может чувствоваться недостаток необходимых средств. Кроме того, материалы часто подбираются хаотично, без учета требований конкретных программ, часто из личных предпочтений, причем из женских «предпочтений», т.к. выбор в основном осуществляется женщинами. Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада»  предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

игровая; продуктивная; познавательско-исследовательская; двигательная.

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом: Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду; Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности; Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию; Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования.  Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами: остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень); многовариативность; обобщенность; открытость (возможность придумывать новые задания); полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); дидактические свойства; разнообразие по уровню сложности; возможность применения группой детей; использование различных фактур;  методические рекомендации.

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

У нас в детском саду, в  игровых зонах находятся все атрибуты.  Например, для игры в «больницу» в наличии имеются и халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток; для игры в «магазин» – халат белый, деньги, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше (фрукты и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста).

В игровом уголке имеются разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки. Также дети располагают мелкими игрушками (автомобили, солдатики, домики), которые ребенок может взять с любое удобное место. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей.

Диапазон игровых умений детей  различного возраста существенно различается.

    1,5 - 3 года

  3-5  лет

      5-7 лет

 Ребенок раннего возраста

Ребенок среднего дошкольного возраста

Ребенок старшего дошкольного возраста

может осуществлять условные действия с  игрушками и предметами-заменителями, выстраивает их в смысловые цепочки

вступает в кратковременный контакт с сверстником

  • может принимать и последовательно изменять игровые роли, реализуя их через действия с предметами  и ролевую речь
  • вступает в ролевые взаимоотношения с  партнером-сверстником

может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия

Конспект сюжетно-ролевой игры «Почта»  На помощь доктору Айболиту! Старшая группа.

Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты. Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.

Материал: атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок,>медикаменты>, бланки телеграмм, квитанций, телефоны, машина, строительный материал <Конструктор>,атрибуты к персонажу <голубь>.

Мероприятия по обогащению опыта по данной игре: Закрепить представления о необходимости труда взрослых. Закрепить существительное с обобщающим значением профессии. Уточнить и расширить словарь по теме (работать ,разносить, получать, опускать, почтальон, почта, посылка, письмо, газета, журнал). Пальчиковая гимнастика "Что принес нам почтальон?" Рассматривание атрибутов к игре "Почта".

Ход игры

Воспитатель:- Ребята , наступил для нас час,

Поиграем мы сейчас!

Будем играть?

Дети: Будем!

Слышится шум ( под фонограмму влетает голубь (голубка), машет крыльями , а на ножке привязана записка (письмо).

Воспитатель:- Ребята, к нам голубь почтовый залетел. Не ошибся ли он адресом?

Голубь:- К вам, ребята, я летел, Через моря, океаны. Летел долго, через разные страны. Я письмо вам принёс, Почитайте!

Воспитатель отвязывает письмо и читает: СОС!- Помогите!

Приезжайте, дети,

В Африку скорей.

И спасите, дети,

Наших малышей!

У них ангина, скарлатина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

И лекарство привезите,

Мне одному не справиться!>

Воспитатель:- От кого могло быть это письмо?

Дети: От доктора Айболита!

Ребёнок:- Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица,

И жучок и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор Айболит!

Воспитатель:- Ребята, давайте поможем доктору Айболиту?!

Дети:- Давайте!

Воспитатель:- А как мы сможем помочь? Айболит ведь в Африке, далеко отсюда?

Дети:- Почта поможет!

Ребёнок: Люди на земле живут

В деревнях, посёлках, городах.

Чтоб родных не забывали,

Письма им бы посылали

Служба почты для этого есть,

Всем работникам большая честь!

Почтальону, телеграфисту,

Сортировщику и связисту.

Без почты нам не обойтись.

По всей земле, по всей стране

Почта, слава тебе!

Воспитатель:- А кто работает на почте?

Дети:- Почтальон - он разносит письма.

Приёмщики писем, посылок.

Телеграфисты - передают телеграммы.

Доставщики- доставляют письма и посылки на

почтовых машинах до поездов, самолётов, и  теплоходов.

Воспитатель:- Ребята, давайте напишем письмо Айболиту утешительное письмо, отправим телеграмму о скорой помощи, соберём посылки и сами отправимся ему на помощь! Ребята, а как нам добраться до Африки?

Дети :- Теплоходом!

Воспитатель:- Хорошо! Отправимся все на теплоходе! Но прежде идёмте на почту!

Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет <работать> на почте.

Приёмщик писем;

Приёмщик телеграмм;

Приёмщик посылок.

Почтальон.                                                                                                          

Дети пишут письма, клеят марки, ставят марки, ставят штампы, опускают в почтовый ящик, разговаривают по телефону, передают телеграммы, собирают посылки, грузят всё на машины и везут к теплоходу для отправки.

Дети строят теплоход ( капитан с биноклем, матрос с якорем, грузят почту)

Воспитатель:- Ну что же ! Почту погрузили! А кто поплывёт к Айболиту помогать?

Дети :- Я! Я! Я!...

Все садятся на корабль и пытаются, отплывают.

Поют на мотив песни <Капитан>, из кинофильма <Дети капитана Гранта> :

- К Айболиту мы плывём,

К нему скоро попадём,

И животных всех излечим и спасём.

Будем капли им давать

И лечиться заставлять,

К Айболиту мы на помощь все плывём!

Припев:- Айболит, Айболит, не горюйте,

На корабле мы к вам скоро приплывём,

Айболит, Айболит, не горюйте

Мы на помощь очень скоро приплывём!

(машут руками)              

Игра заканчивается.

Перспективный план сюжетно-ролевых игр
для детей старшего возраста

Месяц

Сюжетно-ролевые игры

Октябрь

«Магазин» (отделы: овощной)

«Столовая»

Ноябрь

«Магазин» (отделы: одежда, обувной,
хозяйственный, игрушки)

«Ателье»

Декабрь

«Строительство зимнего города»

«Птицеферма»

«Зоопарк»

Январь

«Игры со строительным материалом»

«Аптека»

«Водители»

«Железная дорога»

Февраль

«Детский сад»

«Ателье»

«Библиотека»

Март

«Садовник»

«Пароход»

«Рыболовецкое судно»

Апрель

«Космические полеты»

«Хлебозавод»

«Почта»

Май

«Правила уличного движения»

«Семья»

«Школа»

Различают следующие сюжеты детских игр: 

  • Производственные ("магазин", "поликлиника (больница)", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
  • Бытовые ("семья", "детский сад", "домашние дела" ("стирка", "уборка", "приготовление пищи"), "на даче", "семейный праздник" и т.д.)
  • Общественно-политические ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

Сюжетно-ролевые игры: "Семья", Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т.п.

Сюжетно-ролевые игры: "Детский сад": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т.п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т.п.

Сюжетно-ролевые игры: "Автобус": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т.п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т.п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Для проведения игры воспитатели учат детей делать автобус, сдвигая стулья и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить крупным строительным материалом (кирпичиками, кубиками), оставив спереди и сзади "двери" для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса - место для водителя. Можно сделать стационарный автобус из фанеры, картона или пластика, он имеет ограничения со всех сторон, а с одной стороны открытое пространство - дверь, внутри такого автобуса устанавливается руль, стулья - сиденья. Желательно, чтобы дети умели играть с различными постройками, напоминающими автобус. Надо сделать автобусную остановку, светофор, специальную дощечку с указанием остановки и приспособлением для картинки, означающей название остановки (вывески). Для вывесок используются картинки со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т.п. На следующий год  можно расширить количество атрибутов, предложить для игры: набор инструментов для ремонта автобуса, тряпочку для протирания стекол автобуса, бак для бензина, коробку переключения, микрофон, дополнительно оснащается место для бензоколонки, столовой для водителей и т.п. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, талоны, проездные карточки и т.п. В автобусе оборудуется касса - компостер.

Сюжетно-ролевые игры: "Магазин": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т.п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т.п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Атрибуты: Весы игрушечные, кассовый аппарат игрушечный, набор фруктов,  муляжи инжира, сливы, груши, банана, клубники, абрикоса, мандарина, лимона, винограда зеленого и черного, персика, яблока). Набор овощей, муляжи картофеля, перца желтого, зеленого и красного), лука-порея, кабачка, кукурузы, томата, чеснока, лука репчатого, монеты.

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

Задачи: Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Роли

Ролевые действия

Учитель

Ведёт урок; спрашивает детей; пишет на доске; проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики

Сидят за партой; пишут в тетрадях, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку.

Директор

Даёт распоряжения учителям; направляет на уроки; пишет расписание уроков; распределяет учеников по классам.

Охранник

Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь.

Построение ролевого диалога

 

Ученик

Родитель

Учитель другого класса

Учитель

Отвечает на уроке; Выполняет поручения; Пишет под диктовку; Слушает учителя

Интересуется успехами своего ребёнка; Провожает в класс; Приходит на родительское собрание

Дают советы; Беседуют о работе

Ученик

Общаются на переменах; Делятся информацией; Берёт на «буксир»

Спрашивает об успеваемости; Помогает учить уроки; Даёт советы

Обращается с просьбой; Делает замечания

Директор

Выполняет поручения, полученные учителем

Просит перевести в другой класс; Узнаёт о зачислении в школу; Общаются

Жалуется на отдельных учеников; Подчиняется указаниям.

Охранник

Показывает ученический билет при входе; Соблюдает правила поведения в школе

Сообщает по какому вопросу он пришёл

Просит пропустить кого-либо; Беседуют.

Сюжетно-ролевая игра «Хлебозавод»

Задачи: помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать его сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни.

Роли

Ролевые действия

Директор хлебозавода

Организует работу сотрудников хлебозавода.
Обеспечивает распределение готовой продукции.
Занимается вопросами закупки сырья для изготовления хлеба.
Контролирует качество работы сотрудников.

Пекарь

Выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера;
группируют готовую продукцию по сортам и размерам.

Оператор

Следит за работой транспортёра, по которому подаются изделия, подсчитывают их количество

Контролёр

Определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий

Шофёры

Развозят хлебобулочные изделия по магазинам и ларькам, предварительно определив их количество и размеры

Грузчики

Грузят готовый товар в машины со склада

Построение ролевого диалога

Директор хлебозавода

Пекарь

Грузчики

Пекарь

Организует работу
Контролирует правильность и аккуратность работы

Распределяют работу между собой.
Советуются.
Общаются

Оператор

Организует работу.
Проверяет точность выполнения работы, сортировку

Принимает хлеб.
Подсчитывает количество отправленного хлеба в печь.
Сообщает о готовности хлеба.

Контролёр

Контролирует работу.
Беседует о качестве продукции.
Обновляет ассортимент хлебобулочных изделий.

Проверяет качество готовой продукции.
Рассматривает выпеченные изделия.
Отмечает количество выпеченного хлеба за смену.

Грузчик

Организует и контролирует работу

Помогают друг другу.
Распределяют работу между собой.
Общаются

Шофёр

Даёт указание о доставке хлеба.
Подписывает путевой лист.
Контролирует.

Подаёт (грузит) лотки с хлебом.
Проверяет количество лотков

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Задачи: развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Роли

Ролевые действия

Заведующая

Организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями.

Библиотекарь

Выписывает формуляры, выдаёт и принимает книги; помогает подобрать необходимые книги, беседует с читателями о прочитанном; участвует в работе выставок и встреч с читателями.

Читатели

Берут и сдают книги; расписываются в формулярах; участвуют в организованных для них встречах

Продавец в книжном магазине

Выдаёт книги из магазина; разгружает их

Шофёры

Привозит книги из магазина; разгружает их.

Построение ролевого диалога

Заведующая

Библиотекарь

Читатели

Шофёр

Продавец в книжном магазине

Заведующая

Рассказывает о пожеланиях читателей.
Совместно готовят выставки и встречи

Дают советы по работе библиотеки
Принимают участие в выставках и встречах

Принимает накладную.
Отчитывается за товар по накладной

Рекламирует свой товар (по телефону)

Библиотекарь

Распределяет и контролирует работу.
Разрешает конфликты

Общаются.
Готовят выставки и встречи.
Заботятся о книжном фонде.

Расписываются в формулярах.
Просят подобрать литературу.
Благодарят за помощь.

Читатели

Организует выставки, встречи.
Беседует о том, как им нравится обслуживание.

Выписывает формуляр.
Выдаёт книги, записывает в формуляр.
Беседует о прочитанном.
Помогает подобрать нужную литературу.

Общаются, беседуют о прочитанном.
Участвуют в выставках, встречах.

Шофёр

Выписывает накладную.
Проверяет привезённую литературу по накладной.

Набирает литературу по накладной.
Упаковывает

Продавец в магазине

Договариваются о необходимой литературе по телефону.

Предъявляет накладную.
Загружает и разгружает товар.

Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет.

Роли

Ролевые действия

Капитан судна

Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь. отдаёт команды рыбакам.

Рыбаки

Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу. раскладывают в ящики по сортам и видам.

Водитель-экспедитор

Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

Продавец

Принимает рыбу у экпедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям

Построение ролевого диалога

Диспетчер

Помощник капитана

Рыбаки (бригадир)

Капитан судна

Даёт указания об отплытии судна.
Выдаёт маршрутный лист.
Осуществляет контроль

Отдаёт команды помощнику.
Крутит штурвал.

Отдаёт команды бригадиру

Рыбаки

Рыбаки обращаются с просьбой ещё раз бросить якорь (выловили не всю рыбу и т.п.)

Принимает улов.
Раскладывает улов в ящики, упаковывает.
Контролирует работу рыбаков

Водитель-экспедитор

Выдаёт путёвку.
Посылает на разгрузку в нужный магазин

Сдаёт улов, берёт квитанцию.
Водитель-экспедитор осматривает груз, проверяет качество упаковки.

Продавец

Звонит в магазин и узнаёт, доставили ли рыбу.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Задачи: углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет

Роли

Ролевые действия

Провизор-аптекарь

Принимает рецепт и заказ от покупателей. даёт справку и дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства4 выдаёт лекарства по рецепту

Фармацевт

Изготавливает лекарство; упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки; подписывает упакованные лекарства

Покупатель

Покупает лекарство, расплачивается; просит дать справку о применении того или иного лекарства; показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства

Кассир

Получает деньги от покупателя, выдаёт чек.

Шофёры

Привозит лекарство

Зав. аптекой

Звонит и заказывает новую партию лекарств; выдаёт зарплату; контролирует работу сотрудников

Построение ролевого диалога

Заведующая

Покупатель

Провизор-апеткарь

Шофёр

Кассир

Провизор-аптекарь

Контролирует качество работы.
Выдаёт зарплату.

Покупает лекарство.
Просит объяснить, как принимать лекарство.

Выполняют совместную работу.
Общаются.

Подвозит лекарства

Выдаёт чек, получает деньги в соответствии с ценой названной провизором.

Фармацевт

Даёт указания по изготовлению лекарств.
Выдаёт зарплату

Просит изготовить то или иное лекарство по рецепту выданному врачом

Общаются

Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам

Покупатель

Общаются.
Регулирует спорные вопросы

Занимает очередь.
Общаются.

Выдаёт лекарство, объясняет как его нужно принимать

Получает деньги, выдаёт чек.

Шофёр

Выдаёт зарплату.
Отправляет за новыми лекарствами

Кассир

Контролирует работу.
Выдаёт зарплату.

Платит деньги за лекарство

Получает зарплату

Проект  руководства  сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он сразу мог выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с
не платье и даже пальто. Поэтому необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать». Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: «Я глажу Катю. Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя» и т.д. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у детей. И играя нельзя отвлекаться от сюжета. Когда речевой сюжет или фрагмент «проигран» полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к игровым действиям. В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя  игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре детей. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т.д.

В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя  постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.

Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.

Для того чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе детского сада. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей,  а также ощущал подконтрольность ситуации. Уверенность в своих силах позволяет педагогу вести наблюдения за ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого подхода.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)  уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е выступать в качестве творца.

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.

Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих). «Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.

Список литературы

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  2. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2006. – 244 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
  4.  Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
  5.  Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М., 2005. – 169 с.
  6.  Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2005. – 422 с.
  7.  Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12.
  8.  Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. –2007. - №4.
  9.  Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. – 2007. - №8.
  10.  Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
  11. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003. – 211 с.
  12. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 102 с.
  13.  Флерина Е.А. Игра и игрушки. – М., 2003. – 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.

Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человеч...

Развитие сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

об сюжетно-ролевых играх младших дошкольников...

Развитие коммуникативных способностей в процессе сюжетно-ролевых игр у младших дошкольников

В данной статье рассказывается о значении развития коммуникативных способностей у младших дошкольников. Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития коммуникативных способностей, описывае...

Использование сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника.

Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение дошкольников, их отношение к жизни, друг к другу. В дошкольном возрасте ...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....