Психологическое сопровождение педагогов, работающих с аутичными детьми
методическая разработка

Ерофеева Наталья

Система педагога-психолога по взаимодействию и сопровождению педагогов, работающих с "особыми детьми" в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog._soprovozhdenie_pedagogov.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение педагогов, работающих с аутичными детьми

 «Эти дети приходят проверить нас на человечность»

Р.Шнайдер

В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, одной из приоритетных задач деятельности педагога-психолога является комплексное психологическое сопровождение образовательного процесса. Это подразумевает участие специалиста в жизни детей на протяжении всего его пребывания в образовательном учреждении с момента поступления, а также взаимосвязь со всеми участниками процесса воспитания и обучения – ребенок – родители – педагоги.

Контингент воспитанников, посещающих дошкольное учреждение многообразен. Однако встречаются дети, страдающие расстройствами аутистического спектра (РАС), которое проявляется рядом особенностей: нарушение коммуникативных навыков , искажение восприятия окружающего мира, отставание в речевом развитии, стереотипность социальных навыков поведения, и выражается дефицитом социального взаимодействия ребенка с внешним миром. Подобные проявления затрудняют контакты ребенка с окружающей действительностью, замедляют процесс социальной адаптации. И встает вопрос, как правильно организовать процесс воспитания и обучения «особых детей» в детском саду. Как педагогам не столкнуться с «подводными камнями» инклюзивного образования?

 Известно, что ближайшее окружение аутичного ребенка, оказывает большое влияние на его психическое развитие. От того, насколько гармонично эмоциональное отношение к ребенку, зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.

В практической деятельности ребенок с РАС, попадая в детский сад комбинированного вида, оказывается в общеобразовательной группе, где воспитание и обучение осуществляется по общеобразовательной комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы под наблюдением педагогов ДОУ: педагога-психолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования, медицинского работника. В свою очередь они сами оказываются без необходимой психологической помощи и поддержки. С одной стороны, педагоги имеют большой опыт работы с детьми в различных ситуациях, но с другой стороны, ежедневно сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций. Ведь в центре психологического внимания оказывается ребенок с РАС и его родители, порой с которыми, нелегко взаимодействовать. В свою очередь, специалисты вынуждены преодолевать эмоциональный дискомфорт, протестные реакции аутичных детей, и не только их. Несмотря на то, что дошкольные учреждения укомплектованы специалистами различного профиля, все же остается проблема нехватки тьюторов, основной задачей которых является помощь детям, требующим  индивидуального сопровождения.

Результаты анкетирования показали, что наиболее выраженными личностными чертами педагогов являются сверхконтроль, социальная интроверсия, импульсивность, эмоциональная нестабильность. Эти аспекты указывают на риск развития серьезных нарушений профессионального здоровья (синдрома «эмоционального выгорания», невротических, психосоматических расстройств) и требуют внедрения системной модели психологического сопровождения педагогической деятельности.

Актуальность темы психологического сопровождения педагогов ДОУ, работающих с аутичными детьми, приводит к постоянному совершенствованию уже существующих и поиску новых форм работы. В результате практической работы высокую эффективность показывают тренинговые занятия психолога с педагогами, дополненные приемами консультативной работы, арт-терапии и песочной терапии.

Цель и задачи

Основная цель работы педагога-психолога в процессе психологического сопровождения педагогического коллектива – это помощь в построении и укреплении позитивных взаимоотношений в совокупности «ребенок – педагог», которые потом будут отражаться на отношения в системе «ребенок – педагоги – семья». При этом очень важно уделить актуализации возможностей педагогов по созданию объективных отношений к ребенку, непротиворечивого образа ребенка, позитивному принятию его индивидуальных особенностей и построению гармоничного взаимодействия.

Задачами работы педагога-психолога в рамках сопровождения являются:

  • Развитие толерантности;
  • Обучение навыкам самоконтроля, релаксации и саморегуляции;
  • Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;
  • Развитие эмпатии;
  • Психологическая профилактика эмоциональных нарушений у педагогов.

Комплексная психологическая работа начинается с диагностики, в ходе которых выявляются психологический микроклимат в образовательном учреждении, проявление у сотрудников эмоционального истощения, известное как «синдром эмоционального выгорания». В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, появляются подавленное настроение, бессонница. Под действием этого личность (педагог) приобретает ряд таких деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Основываясь на результатах исследования, строится поэтапная тренинговая работа, где педагог-психолог с педагогами шаг за шагом учатся самопознанию, позитивному восприятию и самораскрытию. Затем с педагогами в индивидуальном порядке проводятся консультации, цель которых – выявит основной запрос (пробелы), а также мотивировать их на дальнейшую психологическую работу. На основании показателей проведенного обследования и бесед составляется программа групповых занятий.

Содержание

Весь цикл занятий рассчитан на один учебный год и состоит из 7 занятий       (1 занятие в месяц). Сентябрь и май отводятся на психодиагностику, групповые занятия проводятся с октября по апрель включительно. Коррекционно-развивающая программа разделена на три механизма:

- формирование межличностных отношений,

- коррекция  внутриличностных проблем,

- коррекция реальных психологических проблем.

Каждое занятие программы состоит из следующих блоков.

  1. Организационный момент.
  2. Ритуал приветствия.
  3. Основное содержание.
  4. Подведение итогов. Рефлексия.
  5. Ритуал прощания.

Приведу конспект первого ознакомительного занятия программы.

Педагог-психолог. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть Вас на нашем первом занятии. Теперь мы будем ежемесячно собираться для того, чтобы лучше понимать друг друга и детей, с которыми работаем. Давайте поздороваемся, но делать мы это будем необычным способом. Ритуал приветствия «Имя – профессиональное качество». Цель – знакомство участников, снятие психоэмоциональной напряженности. Участники по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое профессиональное качество, начинающееся на первую букву 9при затруднении - на вторую) его имени. Например, Наталья – непоколебимая, Ирина – изобретательная.

Педагог-психолог. Прежде чем расскажу, чем мы будем сегодня заниматься, предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Тигренок в чайнике».

Педагог-психолог. Какие у Вас возникли ассоциации после просмотра мультфильма? Может быть, кто-то из Вас сталкивался с подобной ситуацией (тигренок отказывался выходить из чайника)? Педагог-психолог. На самом деле, поведение тигренка нам знакомо, потому что каждый из нас имеет дело с детьми, с которыми трудно наладить общение. И поэтому мы поработаем над тем, как научиться лучше понимать таких детей, т.е как наладить с ними взаимоотношения. Каждому из нас знакома ситуация, когда требуется выполнить что-либо (например, провести родительское собрание), но делать этого не хотелось? Если да, то по каким проявлениям другие люди могут понять ваши истинные намерения? Ведь ваши мысли никто читать не умеет.

Участники приводят примеры.

Педагог-психолог. Вот так и дети,, которые очень тонко, чем взрослые, чувствуют и отражают эмоции, которые видят. Давайте выполним упражнение, которое называется «Зеркало». Цель – развитие навыков невербального общения. Участники делятся на пары, копируя движения друг друга в течение 15-20 сек.

Педагог-психолог. Какие ощущения у Вас возникли во время выполнения этого задания? В чем были трудности? Проводится обсуждение участниками занятия.

Педагог-психолог. Арт-терапевтическая техника. Выполняем упражнение «Рисунок на спине». Цель – развитие навыков невербального общения, развитие тактильных ощущений. Упражнение выполняется без слов. Участники (пары, или колонной), принимая как образец простую картинку, передают своему соседу («рисует» пальцем на спине). Задача – почувствовать и как можно точнее воспроизвести рисунок.  

Педагог-психолог. Во время этого упражнения, что мешало и помогало понимать друг друга? Происходит обмен мнениями.

Педагог-психолог. Желание понять другого, чуткость, внимание – своеобразные «мостики», которые объединяют нас, формируют взаимное доверие. Так когда же возникает доверие между людьми? Вернемся снова к мультфильму. Участнику досматривают мультфильм до конца.

Педагог-психолог. Давайте подумаем, как удалось девочке выманить тигенка из чайника?

Групповая дискуссия.

Подведения итогов занятия. Обсуждения. Рефлексия.

  1. Чем полезно было для Вас данное занятие? Что нового вы узнали?
  2. Какое упражнение Вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Какие выводы мы можем сделать?

Педагог-психолог. Уважаемые коллеги, спасибо Вам за работу. До встречи на следующем занятии!

Ритуал прощания «Волшебное кольцо». Цель – позитивная эмоциональная стимуляция участников. Каждый участник по очереди берет в руки «волшебное кольцо» и желает своему соседу что-либо приятное.

Ожидаемые результаты

Разрабатывая траекторию деятельности по сопровождению педагогов, я предполагала, что любой методический процесс носит вероятностный характер и не все его последствия могут быть отражены на практике. Однако наблюдение показало, что процесс психологического сопровождения образовательной деятельности имеет практические формы организации данного процесса. Проведение цикла занятий позволяет избежать педагогам неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшей работе, раскрыть свою индивидуальность. Каждый специалист, работающий с аутичными детьми сочетает в себе и психолога, и педагога, и даже родителя одновременно.

Работа с «особыми детьми» - это не простой вид деятельности, который требует умений  и навыков педагогов. Весь цикл занятий имеет ряд преимуществ, которые сводятся к умению находить общий  язык с ребенком (РАС), а также с  родителями. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ я отдаю этому процессу значительное предпочтение.

Выводы.

1.В процессе взаимодействия с аутичным ребенком важно выбирать позитивный стиль общения и избегать императивных интонаций.

2.Важно уважать индивидуальность ребенка и его право на то, чтобы быть самим собой.

3.В ситуации, когда мы хотим чего-либо добиться от ребенка, важно учитывать его потребности, интересы и склонности.

Работа с аутичными детьми, также с их родителями требует значительных энергетических затрат. Но завоевать доверие самого недоверчивого, закрытого ребенка – дорогого стоит. Очень радует , когда ребенок  с удовольствием приходит в детский сад. Поэтому всем тем, кто хочет помочь «детишкам дождя», хочется пожелать терпения в понимании тех, кто никак не похож на нас.

                             

Список использованных источников

  1. Грошева Е.В. Психообразовательный подход в работе с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в психическом развитии// Психология человека: интегративный подход. – СБ. статей . – СПб., 2007. – с.49-55.
  2. Демьянчук Р.В. Педагог и некоторые аспекты его профессионального здоровья // Электронный журнал «РОНО». – 2011. – Вып. 9.
  3. Демьянчук Р.В. Педагог коррекционного образовательного учреждения: личность и психологические проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. – 2007. Вып. 1. – с. 1-6.
  4. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм:  диагностика и коррекция. – Спб., 2004.
  5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,  воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, - М., 2008.
  6.  Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – Спб., 2007.
  7. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
  8. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М., 1997.
  9. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. – М., 2007.
  10. Семаго Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
  11. http: // nsportal. ru / detskiy / sad / raznoe/2011/03/20/ zanyatiya – po – programme – nastroenie21zanyatie.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с одаренными детьми.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их професс...

Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...

"Сопровождение педагогов, работающих на группах комбинированной напрвленности для детей с ТНР"

Внутрифирменное обучение - развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения  на рабочем месте.«Внутрифирменное обучение...

Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Цель методического сопровождения: Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного обр...

Рекомендации педагогам, работающим с УО детьми.

Рекомендации содержат:Главные правила в воспитании и обучении детей. Дидактические игры для детей с умственной отсталостью.Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. Игры для разви...

Психологическое сопровождение педагогов ДОУ в работе с детьми с ОВЗ

Одним из необходимых условий реализации ФГОС дошкольного образования является психологическое сопровождение образовательного процесса. В условиях работы дошкольного учреждения важна работа психолога, ...

АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ,РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ (АПРОД).

ЦЕЛЬ:формирование финансовой грамотности детей дошкольногшо возраста в рамках реализацииМЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЕКТА  "АФЛАТУН:СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ"....