Главные вкладки

    «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»
    статья

    Кайсаканова Татьяна Андреевна

    «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kaysakanova_t.a._2.docx19.17 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                            Кайсаканова Татьяна Андреевна,

    воспитатель,МБДОУ ДС№42 «Малинка»

    «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

    В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

    Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие,  духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

    В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены  при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

                В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

    поддержка специфики и разнообразия детства;

    сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

    личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

    уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

    осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

    социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    физическое развитие;

    художественно-эстетическое развитие.

    Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства – это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства - музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

    У педагогов есть  немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

    В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании – экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной         бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах – создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно – ролевой и режиссерской игре – способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания  и настроения персонажей.

    Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

    Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

    Список  литературы:

        Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.

        Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 410 с.

        Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.

        Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 205 с.

        Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 315 с.

        Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 264 с.

        Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 296 с.

        Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 331 с.

        Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.

        Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 347 с.

        Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Проспект, 2010. – 233 .

        Комарова, Т. С., Филлипс, О. Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Академия, 2010. – 231 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

    В статье рассматривается актуальная форма работы для реализации положений ФГОС ДО – эстетический интегрированный кружок....

    Использование технологий проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    В статье рассказывается о реализации проекта "Дымковская игрушка" в художественно-эстетическом развитии в рамках реализации ФГОС....

    Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС.

    Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы...

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

    Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическ...

    Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...

    Использование технологии проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    В данном тексте можно  познакомиться с результатами многолетнего проекта "На истоках сказки", реализованного воспитателями и музыкальным руководителем....