Мастер - класс «Использование игрового комплекса «Фиолетовый лес» при организации различных видов детской деятельности».
материал

Цель: развитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master_klassu.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Использование игрового комплекса «Фиолетовый лес»

при организации различных видов детской деятельности».

ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС-это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.

 Цель: развитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».      

   Наглядно-дидактический материал «Фиолетовый лес» представляет собой ковролиновую основу с нанесённым рисунком и дополнительными элементам: небо, дорожка, лужайка, полянка.

На игровое поле элементы крепятся на липучки (всего 141 элемент): озеро (1 штука), дерево ажурное (1 штука), дерево фиолетовое (1 штука), дерево красное (1 штука), дерево разноцветное (1 штука), ель 1 (1 штука), ель 2 (2 штуки), солнце (1 штука), золотой плод (5 штук), лист фигурный (10 штук), лист ажурный (10 штук), листья 4 цветов (красный, желтый, зеленый, голубой) и 3 размеров (большой, средний, маленький) - 72 штуки, следы (5 пар), цветок (1 штука), бабочка (2 штуки), птица (3 штуки), ласточка (1 штука), лягушка (1 штука), мышки (2 штуки), ежики (2 штуки), змейка (1 штука), ящерица (1 штука), стрекоза (1 штука), божья коровка (1 штука), улитка (1 штука), лист кувшинки (2 штуки), цветок кувшинки (2 штуки).

Почему возникла идея создания РППС «Фиолетовый лес»?

В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира , делает для себя удивительные открытия, учиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая их в собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и долгоиграющим?

Именно поиск решения ответов на такие вопросы привел к созданию уникальной игровой предметно – пространственной среды под необычным названием «Фиолетовый лес». Продумывая и создавая развивающую среду, хотелось чтобы она была максимально комфортна, разнообразна для использования в работе с детьми, чтобы она доставляла детям огромное удовольствие.

Соответствие с ФГОС ДО

Представленная развивающая среда полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО:

во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей раннего возраста, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования собственного пространства).

во-вторых, данная предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.

в-третьих, развивающая среда "Фиолетовый лес" содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям детей от 6 мес. до 7 лет, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную (развитие мелкой и крупной моторики), дает возможность для самовыражения детей, их эмоционального благополучия.

Трансформируемость среды позволяет изменять ее в зависимости от образовательной ситуации, от интересов детей и их возможностей.

Полифункиональность обеспечивается за счет использования более 140 съемных элементов, большая часть из которых не обладает жестко закрепленным способом употребления, и может использоваться в различных видах детской активности детей.

Периодичная сменяемость элементов на развивающей предметно-пространственной среде "Фиолетовый лес" обеспечивает вариативность самой среды и стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Развивающая среда "Фиолетовый лес" находится в постоянном и открытом доступе для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ.

Все элементы комплекта соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Использование развивающей среды «Фиолетовый леса»в работе с детьми с ОВЗ.

      Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу:

Организовать предметно – развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития , так с ОВЗ.«Фиолетовый лес» является той средой, которая удовлетворяет данной задаче.

Логопеды, дефектологи успешно используют его в работе с детьми с нарушением речи, слуха, интеллекта, ранним детски аутизмом.

         

Аспекты использования развивающей среды «Фиолетовый лес»

 Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО, например, таких как:

Ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром).

Развитие познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения).

Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

 Развитие аргументированной и доказательной речи.

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребёнок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Путешествия по Фиолетовому лесу происходят на Поляне Золотых плодов, озере Айс, Чудо-острова, в стране Муравии и еще много всего интересного.  Ребёнок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.      

Одним из немаловажных аспектов применения среды «Фиолетовый лес» является возможность использования её в разных видах детской деятельности, в частности:

Игровой деятельности (например, проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Узнай по описанию?», игра-путешествие «В гости в Сказочный Фиолетовый лес» и другие).

Познавательно-исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было озера»). Коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми, навыки общения).

Конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – «Чудо-Соты 1», «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо- крестики 3», «Фонарики»).

Двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).

Такую готовую среду можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребёнка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей, а так же во время, отведённое на непосредственную образовательную деятельность.

В апреле 2015 года развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» была отмечена дипломом II степени в конкурсе «Инновации для детства».

           В «Фиолетовом лесу» мы используем самые разнообразные формы работы: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Всех героев связывает сказка, она «оживляет» разные понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, ребенок помогает сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия. Персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры, помогает им в этом сказка. «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

Главный герой Мальчик Гео.

А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Чтобы попасть в фиолетовый лес нужно произнести волшебные слова: "Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи"

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности"

Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности....

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Мастер – класс:«Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»...

Мастер - класс «Использование игрового комплекса «Фиолетовый лес» при организации различных видов детской деятельности».

Цель: развитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».    ...

Мастер – класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономернойстановится тенденция увеличения числа обучающих занятий исокращения времени для игровой...

Мастер – класс: «По следам сказки» - Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности

Цель: наполнение социального и чувственного интелекта (умение сопереживать, быть отзывчивым и коммуникабельным....

Мастер-класс: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Все мы знаем, что в дошкольном возрасте игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игров...