Статья
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kramarenko_p_s_material.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Вопрос о возможности  или невозможности развития логического мышления в дошкольном возрасте является одним из самых популярных вопросов дошкольного образования. И если вопрос о теоретических основах этого процесса в некоторой мере затрагивался в работах как отечественных, так и зарубежных психологов, то задача создания, технологии развития логического мышления дошкольников практически не разработана. Эта ситуация ставит педагога ДО в крайне сложные условия, поскольку на сегодня наличие определённого уровня развития логического мышления у ребёнка, как правило, решает его судьбу при поступлении в школу, поскольку является ключевым фактором при выборе программы обучения.

Современный рынок предлагает педагогам  большое множество разнообразных игр и пособий для развития умственных способностей. Широко используются всем известные пособия и игры, такие как: кубики Никитина, палочки Кюинезера, блоки Дьенеша, игры  Воскобовича,  математический  планшет,  геоконт.  Игра является основным естественным видом деятельности, с помощью которого происходит развитие ребенка без особых нагрузок. Логико-математические игры для дошкольников разработаны для того, чтобы развивать у детей способность самостоятельно, независимо от старших решать задачи разнообразных направлений. Также развивается способность к познавательной и творческой активности. Используя их в работе с детьми можно решать разные задачи, в том числе и задачи  логического мышления. Вот какие навыки мышления можно развивать с их помощью:

- Пространственные представления. Ребенок учится мысленно разбивать целое на части, видеть похожие элементы у разных фигур, мысленно проектировать зрительные образы.

- Внимание. Поиск карточек с подходящим рисунком требует визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Одноцветные конструкции проще, чем разноцветные, поэтому начинать можно с них. Во время занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и способность долго удерживать ее.

 - Образное, ассоциативное и творческое мышление. Для самостоятельного проектирования требуется замысел и понимание возможностей набора. Однако его опции настолько широки, что он развивает ребенка значительно лучше, чем пазлы.

            Данная работа с детьми заинтересовала  и родителей воспитанников. Они приняли активное участие в изготовлении математических планшетов для каждого ребенка группы. Некоторые из них сделали такой планшет для использования дома.

Цели современного образования, обозначенные в Федеральном стандарте, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться".

На занятиях можно использовать такой прием технологии критического мышления, как «кубик Блума». Его  разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера: назови, объясни, придумай, почему, предложи, поделись. Вариативность использования этого кубика: он может быть большим  и маленьким, который можно передавать. Вопросы может формулировать как воспитатель, так и сам ребёнок. Например: придумай, что будет если на земле снова появятся динозавры или объясни, почему квадрат не катится. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Например:

  1. Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  2. Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  3. Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  4. Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и т.д.
  5. Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  6. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы", играя в игру «хорошо-плохо».

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает в активной и занимательной форме провести мониторинг знаний и умений воспитанников на любую тему. Так же хотелось представить вам один из материалов УМК «Мате:+», коробочка с шариками для разложения числа. С данным материалом мы познакомились в ходе инновационной работы нашего детского сада, на основе комплексной программы математического развития. Коробочка с шариками поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого, что поможет освоить операции сложения и вычитания. Вариативность использования этой коробочки:

  1. Разрешение спора по выбору ведущего, или кто первый.
  2. Для работы с детьми ОВЗ – варьировать количество шариков.
  3. Как сюрпризный момент: например при знакомстве с этой коробочкой каждый раз меняется количество и цвет шариков.
  4. В качестве изучения раздела математики, как данные, частота, вероятность (например: какое количество шариков выпадает чаще всего);
  5. Возможность использования в настольной игре-ходилки вместо кубика;
  6. Возможность изучения цвета, если мы наполним коробочку цветными шариками;
  7. Эту коробочку в своей работе могут использовать учителя - логопеды (например поместив в неё шарики зелёного, красного, синего цвета для изучения звуков).

Если вы будите использовать данное пособие в работе с детьми, мы уверены, что у вас появится множество своих вариантов.

Таким образом, мы стараемся, помочь детям приобрести знания и опыт который позволит им успешно осваивать школьную программу, сформулирует надёжный фундамент для учения на протяжении всей жизни, сохраняя детские виды  деятельности и формы познания мира, прежде всего в игре и исследованиях, как того требует ФГОС Дошкольного образования. Актуальность работы в данном направлении обусловлена необходимостью модернизации математического образования на всех уровнях и сформулирована в Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013г.

Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» - № 01.2018г
  2. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера» М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, - 64.
  3. Михайлова З.А Логико-математическое развитие дошкольников, СанктПетербург, Детство-пресс, 2013
  4.  Курс математики для дошкольников. Методические рекомендации: Ювента, 2011г.
  5.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...