Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Висковатых Елена Викторовна

Сюжетно- ролевая игра   «МОРЕПЛАВАТЕЛИ»   или « ПУТЕШЕСТВИЕ  НА ЯХТЕ»  ( старший дошк. возраст).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moreplavateli_syuzh_igra.docx133.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

в подготовительной группе

C:\Users\Home\Desktop\11.jpg

«Мореплаватели»

воспитатель: Висковатых Е.В.

Сюжетно- ролевая игра   «МОРЕПЛАВАТЕЛИ»   или « ПУТЕШЕСТВИЕ  НА ЯХТЕ»  ( старший дошк. возраст).

Прогм.содерж.:

I. Формировать реалистические   представления детей о труде моряков. 2.Воспитывать уважение.-к труду взрослых, желание выбрать профессию. 3.Развивать слуховое восприятие, память ,внимание, логическое мышление, (умение выделять  существенные признаки предметов и  соотносить их по этим признакам) , воссоздающее   воображение. 4.Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь (диалог, монолог).

1 .Планомерное   обогащение опыта  детей.

1.1.  Рассматривание  различных  энциклопедий , книг, посвященных географическим открытиям.

1.2.  Знакомство с глобусом, картой   мира.

1.3.  Беседа о труде моряков, рыбаков,научных   исследований. Рассматривание иллюстраций.

1.4.  Чтение  художественной  литературы : В.Маяковский «Кем быть»,

«Эта   книжечка  моя про моря и про маяк», Токмакова «Кораблик», Катаев «Цветик- семицветик»,Т.Махмуд «Как плыть по заливу», С.Сахаров « Два радиста», «Как достали якорь», И.И Кобитина « Дошкольникам  о технике»

2.  Словарный минимум.

Глобус, карта мира, географические открытия, путешественники, мореплаватели, яхта, бухта, палуба, каюта ,камбуз, кок, капитан , штурман, радист, механик, водолаз, боцман, материки., клад , сокровища, якорь, шторм, рация, маяк, скафандр, подзорная труба, компас, штурвал, необитаемый остров, сигнал, курс, судно, экипаж, мель, пробоина.

3. Литературно- информационная   поддержка игры.

Экипаж  корабля:

Командир корабля-   КАПИТАН.

Он отвечает не только за  корабль, но и за  всех  людей , находящихся на   корабле. Его  слушается вся команда, независимо от профессии. На корабле   трудятся люди  разных профессий.

Помощник капитана - ШТУРМАН.

Он следит , чтобы путь   корабля был   безопасным. Штурман прокладывает курс.

Обязательно есть на корабле  БОЦМАН, он следит за порядком. МАТРОСЫ, которые   подчиняются    командиру корабля и выполняют все его команды.

КОК или повар - он главный на кухне. Кухню на корабле ( яхте) называют камбуз.

МЕХАНИК -   следит за работой двигателя и всех механизмов, находящихся на судне.

РАДИСТ - поддерживает связь с   землей с помощью рации, принимает и передает   информацию , что происходит на корабле. СУДОВОЙ ВРАЧ-следит за здоровьем   всего   экипажа   корабля. ВОДОЛАЗ - проверяет и если нужно устраняет неисправности частей и механизмов   корабля, находящихся под   водой.

Водолазом может стать только   очень смелый и умелый человек, так как   эта очень   грудная   и опасная профессия. Водолаз   спускается под воду   в специальном скафандре. В скафандре можно находиться под водой   очень   долго, с помощью   специальных  трубок   воздух подают водолазу   сверху , которым    он дышит.

Изобразительный ряд: фуражка с крабом, корабли, приборы, скафандр, матрос, водолаз, радист, компас, маяк и т. д.

4. Просмотр мультфильмов:

- «Остров  сокровищ»

- « Степа - моряк»

-« Мореплавание Солнышкина»

5. Развивающая   предметно- игровая среда. Атрибуты для   игры « Мореплаватели» :

1. Крупный строительный материал для построек (корабля или яхты, острова,сказочного   города).

2. Костюмы (капитанская фуражка , воротники для матросов, белая шапочка или халат для   врача, халат и колпак для кока ,медицинская аптечка ).

3. Географическая   и контурная   карта мира, глобус, отдельные карты-материки.

4. Приборы: компас, фонарик, бинокли, подзорная труба, фотоаппарат, рация , наушники, штурвал, руль, якорь, макет маяка.

5. Карточки с описанием материков.

6. План- схема острова (групповой комнаты).

Примерный   ход игры.

В-ль   загадывает загадку : « Течет , течет - не вытечет , бежит ,бежит - не выбежит»   О чем  эта  загадка ? ( о реке)

(Звучит музыка : шум волн.) Послушайте как ласково   шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание ? Мы поплывем вот на такой яхте, (иллюстрация)

У яхты есть паруса, на она может плыть и без парусов - с помощью мотора.

На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием.

*

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу  прижимаем, А другую   расслабляем.

Чтобы попасть на яхту, надо нам   еще   пройти  лабиринт, (дети змейкой проходят между столами, вокруг кубиков ) (Строят   яхту из модулей ).

Наше плавание начинается : Проходите на яхту, вещи оставим в каюте. Что необходимо взять с собой в плавание? (дети отвечают и   выбирают необходимые вещи ) Наша яхта   отправилась в плавание   потому что : она перевозит пассажиров;

- поплывет на необитаемый остров ;

- поиски клада;

- чтобы спасти человека ;

- мы научные работники, будем изучать морских обитателей;

- круиз ( кругосветное путешествие )

»

Очень интересные предложения. Но наша яхта отправиться в путь , чтобы   спасти человека, который   попал на необитаемый остров. А это я узнала  из бутылки, которую   выбросили на берег волны. В ней описания   этого   острова. Посмотрим   и попробуем угадать на каком он острове. (Рассматривают карту , ищут этот остров на  карте).

Так как главный на  корабле   капитан, он отвечает не только за   корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле (яхте). Поэтому выберем из вас самого   отважного и   дисциплинированного ребенка.

Примерный   ход игры.

В-ль   загадывает загадку : « Течет , течет - не вытечет , бежит ,бежит - не выбежит»   О чем  эта  загадка ? ( о реке)

(Звучит музыка : шум волн.) Послушайте как ласково   шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание ? Мы поплывем вот на такой яхте, (иллюстрация)

У яхты есть паруса, на она может плыть и без парусов - с помощью мотора.

На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием.

*

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу  прижимаем, А другую   расслабляем.

Чтобы попасть на яхту, надо нам   еще   пройти  лабиринт, (дети змейкой проходят между столами, вокруг кубиков ) (Строят   яхту из модулей ).

Наше плавание начинается : Проходите на яхту, вещи оставим в каюте. Что необходимо взять с собой в плавание? (дети отвечают и   выбирают необходимые вещи ) Наша яхта   отправилась в плавание   потому что : она перевозит пассажиров;

- поплывет на необитаемый остров ;

- поиски клада;

- чтобы спаси человека ;

- мы научные работники, будем изучать морских обитателей;

- круиз ( кругосветное путешествие )

»

Очень интересные предложения. Но наша яхта отправиться в путь , чтобы   спасти человека, который   попал на необитаемый остров. А это я узнала  из бутылки, которую   выбросили на берег волны. В ней описания   этого   острова. Посмотрим   и попробуем угадать на каком он острове. (Рассматривают карту , ищут этот остров на  карте).

Так как главный на  корабле   капитан, он отвечает не только за   корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле (яхте). Поэтому выберем из вас самого   отважного и   дисциплинированного ребенка.

7.   «Клад» - разноцветные камушки в сундучке , бусы, колечки.

8.  Бутылка с картой о помощи, клада.

9.   Посуда.

10. Предметы- заместители.

11. Аудиокассета с записью   шума  моря, водопада, реки; песни «Чунга-Чанга» ( В.Шаинский ДО.Энтин), голоса дельфинов, китов.

12. Костюмы сказочных персонажей.

6. Игры- спутники, введение новых   временных ролей.

« Вольница» , «Куенм- камбуз», « Аптека», « Парикмахерская» , «Магазин», « Зоопарк», « Спасатели», « Путешествие в страну сказок» , « Салон   фотографии».

7. Роли , которые могут   исполнять дети:

- мореплаватели (капитан, водолаз, матросы, штурман, радист, врач, кок )."

- кладоискатели ;

- сказочные герои ;

- путешественники ;

- пираты ;

- журналист, фотограф ;

- продавцы ,парикмахер;

8.  План игры.

1. Определение   местонахождения   острова   на карте.

2. Определение пути до острова и вид  транспорта, на котором можно добраться до острова.

3. Распределение ролей : капитан, штурман, боцман, матросы, врач, кок, водолаз, радист и т.д.

4. Постройка  корабля.

5.Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные   мероприятия: моряки , ремонтируют корабль, спасают пропавшего   человека, врач оказывает медицинскую помощь, тушат пожар.

8. Ищут клад.

9.Возвращение домой.

Капитану   требуется    помощник - штурман , который следит , чтобы путь корабля (яхты) был безопасным. Штурман прокладывает   курс. Вот, например, на схеме нанесен курс яхты, посмотрите   внимательно, запомните .(схема  убирается )

Нарисуйте ,что вы запомнили. У кого будет  самая точная   схема, тот и будет штурманом.

Дорог   в море нет .Как же   моряки находят  свой путь ? В давние времена   находили путь .по звездам. Потом   придумали разные приборы. Какой из них   главный ?

Посмотрите на   таблицу ( изображены песочные часы, антенна, секундомер , компас).

Отгадайте загадку : « Чтоб   в пути не   заблудиться , надо взять его с собой. Он вам очень пригодиться, он укажет путь домой .»(Компас). Чтобы   кораблям не разбиться о скалы или   подводные камни   ставят маяки, которые помогут вам в пути . Давайте пройдем по яхте. Это каюты. А здесь управляют  яхтой - это рубка. Пол называют  палубой.

Кто знает, как называют кухню на яхте ? (Камбуз)

А как называют повара ? (Кок). Выберем кока, чтобы он готовил еду, так как путешествие   продолжиться долго.        •  .

В любом путешествии   нам потребуется судовой врач , который будет следить за здоровьем всех пассажиров. А для этого нам необходимы медикаменты. Что необходимо врачу ?

А если вдруг   корабль    попадет на мель и получит пробоину, кто зачинит ее? ( Водолаз). Остальные дети у нас  будут матросами. Ну теперь  можно отправляться   в путь.

( На пути преодолеваем преграды : шторм , поломка корабля , пожар , эпидемия гриппа...) Окончание : спасти человека.

9.Активизация проблемного общения взрослого с детьми.

( Продолжение игры ,варианты ).

2 вариант:

Отправляемся в сказочный город. Наша яхта подошла к сказочному   городу. Сойдем на берег, погуляем по городу.

Отгадайте загадку: « Добрые соседи век рядом живут, а друг с другом не видятся .» ( Окна).

В городе живут герои сказок , Я покажу их вам.

(Показ плаката с изображением сказочных персонажей, изображенных в

окнах дома).

Жители этого города разные : добрые и злые.

Посмотрите на эти лица  и оцените их эмоциональное состояние.

Добрые помогут   вам в пути ,а злые причинят разные преграды.

( болото , пропасти ,огонь, превращение людей в зверей ).

3   вриант. «Поиски клада»

Мы ищем клад.   Возьмите лист на котором нарисована  схема   острова.

И как этот клад   найти .Давайте вместе прочитаем.

Плывем к острову .(Звучит музыка « Чунга- Чанга»)

Смотрим какой   интересный остров. Как тут найти клад?

Давайте сначала определим какие здесь растения .

Возьмите бланки на которых   нарисованы   листья, грибы   и цветы,

сгруппируйте их.

Как тихо здесь и красиво. Как   нужно вести себя   в природе? (ответы ) ь принимаемся за поиски клада.

Окончание игры.

Отгадайте загадку :» По   морю идет, идет , а до берега дойдет     гут и пропадает ?» ( волна).

Что мы видим на берегу? Домик. Плавание   наше   закончилось, мы вернулись   домой, здесь нас ждут, здесь нам рады.

( Можно предложить игру « Мой дом» , «Семья», «Салон   фотографий» и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

Данное пособие будет полезно воспитателям детских садов...

Отчет о проведении сюжетно-ролевых игр с детьми подготовительной группы

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игры вподготовительной к школе группе....

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольного образования. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является - игра.  А сюжетно-ролевая игра занимает особое место в жизн...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы.

Картотека сюжетно-ролевыхигр для детей 6-7 лет...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)       Картотека...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)       Картотека...