Главные вкладки

    Проект (подготовительная группа):
    Краткосрочный проект "Народные промыслы России"

    Ширшина Наталья Александровна

     

    Тип проекта: познавательно - практический. Срок реализации: 2 недели. Цель: формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционыые промыслы России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_promysly.docx37.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 146»

    Краткосрочный проект

    «Народные промыслы России»

                                                                                             Авторы  проекта:

                                                                                                     воспитатель

                                                                                                  Цыганова И.Н.

                                                                                                   Ширшина Н.А.

                                                                                           муз.руководитель

        Углова С.А.        

    г.Дзержинск

    2019г

    Актуальность проекта:

    «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»

    К. Д. Ушинский

    «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

    М.И. Калинин

    Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

    О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

    Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

    Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

    Реализация краткосрочного проекта «Народные промыслы России» дает возможность более углубленно знакомить детей с народным творчеством в различных игровых, информационных, художественно - творческих формах детской деятельности.

    Тип проекта:

    Познавательно – практический.

    Цель проекта: Формировать представления детей  о России, о культуре и творчестве русского народа;

    изучить традиционные народные промыслы  России.

    Задачи:

    Для детей:

    Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.

    Формировать обобщенные знания и умения, различать виды прикладного искусства по назначению (посуда, игрушки, мебель) и основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.

    Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.

    Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

    Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.

    Для родителей:

    • Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах,  организации вставок.
    • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
    • Установление дружеских связей с родителями, обмен знаниям и интересным материалом о народных промыслах России.
    • Привлечение родителей к совместной деятельности, к участию в праздничной викторине «Народные промыслы России»

    Для педагогов

    • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
    • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
    • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Народные промыслы России».

    Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

    Срок реализации: 2 недели с 12.02.2019 – 26.02.19 года.

    Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и  дифференцированная работа.

    Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторины; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке; подготовка костюмов к празднику совместно с детьми.

    Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома». Предметы народных промыслов. Пособия для рассматривания (альбомы, плакаты). Художественная литература. Художественные материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).

    Презентация проекта: Веселая викторина «Народные промыслы России». Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей в этой тематике: «Изделия расписные, душе моей родные».

    Предполагаемый результат:

    Дети:

    -Сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).

    -Сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.

    -Заинтересованность детей темой о народных промыслах, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).

    -Проявляют интерес к самостоятельному художественно-декоративному рисованию и лепке.

    -Возможность участия в игровой праздничной Викторине, где дети смогут применить свои имеющиеся знания о промыслах, поучаствовать в конкурсах, представить свои творческие работы.

    Родители:

    -Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

    -Участие в праздничной Викторине «Народные промыслы России»

    -Становление партнерских взаимоотношений родителей и педагогов в совместной реализации проекта.

    Педагоги:

    -Систематизация и повышение качества работы с детьми по теме «Художественные декоративно - прикладные промыслы России", через различные виды деятельности.

    -Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проекта).

    -Распространение педагогического опыта в электронных образовательных ресурсах.

    -Повышение педагогического уровня в разработке и подготовке наглядно – дидактического материала по теме проекта.

    Этапы реализации проекта:

    1 – этап подготовительный

    Цель:

    -Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников о народных промыслах, видах, особенностях.

    -Определение уровня сформированности знаний у родителей по теме;

    -Выявление состояния  развивающей предметно – пространственной среды для осуществления работы по данному проекту

    -Разработка проекта

    Содержание:

    1. Мониторинг уровня знаний воспитанников по теме.
    2. Анкетирование родителей
    3. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
    4. Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
    5. Организация РППС

    2 этап – деятельностный

    Цель:

    Ознакомление и расширение у старших дошкольников в соответствующей форме с народными промыслами (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец), историей возникновения, технологией приготовления, особенностями цветового и орнаментального решения.

    Содержание:

    1. Реализация проекта
    2. Обогащение РППС
    3. Контроль за реализацией проекта

    Формы взаимодействия с семьей:

    - Помощь родителей  в организации выставки изделий народных промыслов

    - Помощь родителей в подготовке костюмов для театра моделей «Рукодельницы» и ансамбля «Ложкари»

    -Оформление и размещение информации по теме в родительском уголке и на сайте ДУ

    - Участие родителей  анкетировании

    - Проведение совместного праздника

    - Рекомендации посетить Дзержинский Краеведческий Музей

    Формы работы по проекту

    -Творческая мастерская

    -Кинозал

    -Спортзал «Народные игры»

    -Библиотека Жар Птицы

    -Игротека «Хочу все знать»

    -Музыка народная, простая, хороводная


    Интеграция образовательных областей

    №№

    пп

    Название образовательной области

    Содержание

    Задачи

    1

    “Художественно-эстетическое развитие”:

    • Прослушивание р.н.мелодий
    • Разучивание песни «Ложки деревенские» З.Я.Роот
    • Разучивание частушек о народных промыслах
    • Создание ансамбля «Ложкари»
    • Рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций о народных промыслах
    • Изготовление подарка для папы на 23 февраля «Кружка расписная» (в стиле гжельской росписи)
    • Декоративное рисование:

    «Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Городецкие доски»

    • Изготовление головных уборов – кокошников в стилистике народных промыслов
    • Выступление театра костюма «Рукодельницы»

    • подвести к восприятию русской народной музыки
    • эмоционально откликаться на фольклорные произведения
    • формировать умение выразительно петь
    • формировать умение играть на ложках в ансамбле
    • развивать творческую продуктивную деятельность
    • вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое , интересное о каждом промысле

    2

    “Познавательное развитие”:

    • Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель», «АБВГДейка. О народных промыслах»
    • Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать»
    • Рассматривание фотографий, картонок и составление с детьми альбомов по каждому промыслу.
    • Организация выставки изделий народных промыслов (собираем  с родителями) и детских работ «Изделия расписные – сердцу дорогие»
    • Просмотр презентации «Народные промыслы России»
    • Лэпбук «Народные промыслы»
    • Лото – раскраска «Народные промыслы России»
    • Дидактическая игра «Народные промыслы»
    • Обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений)
    • Формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах
    • Воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус

    3

    “Речевое развитие”:

    • Дидактические игры: игра-лото «Дымка», «Гжель», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы»
    • Знакомство с художественной литературой:

    Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома»

    Разучивание: Е.А.Никонова «Узоры гжели», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома» 

    Лэпбук «Народные промыслы» (загадки, стихи, пословицы, поговорки, схемы-подсказки для описательного рассказа)

    • Конкурс чтецов стихов о промыслах, пословиц и поговорок о труде и ремесленниках «Мастера российские»
    • Итоговое мероприятие «Праздничная викторина. Народные промыслы России»
    • развивать связную речь;
    • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, финифть, керамика, токарь, завиток и др.
    • формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке

    4

    “Социально-коммуникативное развитие”:

    • Коммуникативные  игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка»
    • Сюжетно – ролевые игры: «Город мастеров», «Чаепитие у самовара», «Театр моделей», «Магазин»
    • Итоговое мероприятие «Праздничная викторина. Народные промыслы России»
    • развивать игровую деятельность детей;
    • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников
    • формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители
    • формировать умение детей реализовывать замысел сюжета
    • использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми

    5

    “Физическое развитие”:

    • Спортивное упражнение по мотивам р.н.игры «Горшки» и «Краски»
    • Русские народные игры «Вьюн», «Заря - заряница», «На золотом крыльце сидели»

    Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры

    Обращать внимание на красивые народные песни, кричалки

    Организационные формы работы над проектом

    №№ пп

    Формы работы

    Название

    1

    Организованная образовательная деятельность

    «Кружка расписная»

    «Золотая хохлома»

    «Городецкие доски»

    2

    Экспериментирование,

    моделирование

    Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Город мастеров», «Помоги мастеру»;

    подвижные игры «Заря-заряница», «Вьюн», «Краски», в сюжетно-ролевых играх: «Театр моделей», «Чаепитие у самовара», «Магазин»

    3

    Игра

    • дидактические игры: «Дымка», «Гжель», «Народные промыслы России», «Народные промыслы», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови злементы»
    • коммуникативные игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка»
      подвижные игры «Вьюн», «Заря-Заряница», «На золотом крыльце сидели», «Краски»;

    сюжетно-ролевые игры: «Театр моделей «Рукодельница», «Чаепитие у самовара», «Магазин»

    4

    Самостоятельная работа детей

    • Рисунок на темы: «Жар - птица», «Узоры на головных уборах».  
    • Конструирование из бумаги «Дымковская барышня»
    • Изготовление открыток для пап и дедушек.

    5

    Взаимодействие с родителями

    • изготовление памяток «Рассказы о народных промыслах»,
    • статья для родителей на сайт детского сада «Народные промыслы России»
    •  разучивание стихотворений, частушек с детьми;
    • помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки
    •  домашний просмотр фильмов о промыслах Нижегородской области
    • подбор изделий и материалов для выставки «Изделия расписные – сердцу дорогие»
    • активное участие в итоговом мероприятии, в конкурсах, викторине
    • Помощь родителей в подготовке костюмов для театра моделей «Рукодельницы»

    3 этап – итоговый

    Цель

    Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе  реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.

    Содержание

    1.Организация выставки творчества воспитанников по теме «Народные промыслы России» в музыкальном зале, по четырем промыслам.

    2.Организация и проведение праздничной викторины, совместно с родителями.

    3.Оценка эффективности реализации проекта.

    4.Обобщение педагогического опыта.

    5. Определение перспектив работы.

    Заключение

    В результате реализации проекта на наш взгляд поставленные задачи были реализованы в полном объеме.

    Был составлен тематический план организации деятельности детей и взрослых.

    Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях деятельности (с детьми и их родителями) :

    познавательной, игровой, художественно-творческой , физкультурно-оздоровительной, музыкальной.

    Детям был предложен наглядный и дидактический материал: альбомы, наглядные пособия, иллюстрации, плакаты, дидактические игры, лэпбуки т.д. В процессе деятельности дети учились  рассуждать, анализировать, делиться полученными знаниями и впечатлениями.  Работа проходила последовательно и в системе.

    При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

    В ходе реализации проекта дети получили представления о промыслах (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Гжельская посуда), о назначении изделий, материалах, узорах. Особенно живо, с интересом ребята смотрели видеофильмы о производстве изделий, ведь в каждом представленном промысле есть очень интересные, загадочные моменты. Например, как серебряный цвет на хохломской посуде превращается в золотой и др. Ребята узнали много новых слов, познакомились с их значением, происхождением. Например, само название – Дымковская игрушка, почему именно «Дымковская»? Конечно читали и заучивали стихи, загадки, пословицы и поговорки, сказочные истории о возникновении промыслов.

    Провели конкурс чтецов «Мастера российские».

    Особое внимание было отдано продуктивным художественным формам работы. Когда ребята превращались в мастеров, ремесленников и имели возможность украшать изделия росписью – травинки, купавки, птички, колечки. А ведь у каждой росписи свой колорит, свой цвет, свои неповторимые элементы и композиционные решения.

    Данная деятельность способствовала развитию познавательного интереса к изучению народного искусства, вызвала заинтересованность  к этой теме, формированию патриотических чувств к свое Родине, своему талантливому народу, способствовала развитию художественно – эстетического вкуса, художественных, творческих умений.

    При реализации проекта использовались вариативные форы работы.

    Были созданы условия для развития познавательной, речевой активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, творческой активности, что способствовало гармоничному развитию личности.

    В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми : организованная образовательная деятельность, самостоятельная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение с художественной литературой, беседы, викторины.

    Выразить свою индивидуальность и художественные предпочтения удалось нашим девочкам. Был создан театр костюма «Рукодельницы». Девочки создавали элементы костюмов – кокошники, фартуки, расписывали их декоративными узорами в любимом народном жанре. Под красивую музыку девочки демонстрировали костюмы, почувствовали себя настоящими русскими красавицами. Им очень понравилось своими руками создавать детали костюмов.

    А мальчики стали участниками ансамбля «Ложкари», познакомились с историей появления деревянной ложки, расписали ее в хохломской стилистике и научились играть на настоящих хохломских ложках!

    Занимаясь художественной деятельностью у ребят была возможность познакомиться ближе с разными видами росписей, стать настоящими мастерами – и дымковская игрушка, и деревянная посуда, и глиняная посуда оживали под кистью ребят. Все работы ребят оформлялись в выставки и использовались для украшения зала к празднику.

    Родители стали нашими активными помощниками и участниками. Если в самом начале проекта мы слышали вопрос: «А что такое народные промыслы?», то на итоговой праздничной викторине родители активно помогали ребятам выполнять задания и показывали свои знания. Общими усилиями была собрана выставка изделий «Изделия расписные, сердцу дорогие». Как говорится, «по сусекам поскребли», и нашли дома удивительные рукотворные изделия русских мастеров.

    Итогом работы по проекту стала «Праздничная викторина. Народные промыслы России». Праздник прошел в музыкальном зале, в теплой, дружеской атмосфере. Ребята продемонстрировали родителям свои знания, стихи, песни, частушки, демонстрировали костюмы. И самое главное – выполняли задания, участвовали в викторине и играх. Со всеми заданиями ребятам помогали родители, активные участники наших команд.

    Самая главная задача была выполнена – вызван устойчивый интерес к народным промыслам, искусству созданному простым народом и основанном на народных началах. Ребята полюбили народное искусство, много узнали про него и сами захотели стать художниками – ремесленниками. Матушка Россия такая богатая, такая красивая – сколько еще всего можно нарисовать, отразить эту красоту на различных изделиях, сделанных талантливыми, «золотыми» руками человека.

    Литература

    А.Г.Гогоберидзе «Художественно – эстетическое развитие» Санкт- Петербург «Детство –Пресс» 2016

    Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2014

    И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2018

    Т.Н.Карачунская «Музейная педагогика в изобразительной деятельности Интегрированные занятия» Москва «Сфера» 2005

    И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа» Москва «Сфера» 2016

    И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная  группа» Москва «Сфера» 2016

    В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998

    Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» Москва «Сфера» 2005

    М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

    Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

    Народные промыслы России

    Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...

    "Народные промыслы России"

    Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....

    Народные промыслы России

    Стихотворения и к изображениям народных промыслов...

    План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

    Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...

    Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

    Ознакомление педагогов с народными промыслами....

    Краткосрочный проект "Знакомство с народными промыслами России"

    В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена...