Краткосрочный проект «Народные промыслы России»
проект (подготовительная группа)

Нагайцева Элла Александровна

Актуальность проекта:

Изучение и создание народных промыслов помогает детям понять и ценить традиции и культуру своего народа или других народов. Это способствует сохранению и передаче культурного наследия от поколения к поколению.

Таким образом, приобщение детей к народным промыслам не только интересно и увлекательно, но и способствует всестороннему развитию личности, формированию ценностей и укреплению культурного самосознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Народные промыслы России»

                                                                                         Авторы  проекта:

                                                                                                 Воспитател

                                                                                  Нагайцева Э.А. Бритвина Е.Д.

                                                                                             

                                                                                       

Актуальность проекта:

Изучение и создание народных промыслов помогает детям понять и ценить традиции и культуру своего народа или других народов. Это способствует сохранению и передаче культурного наследия от поколения к поколению.

Таким образом, приобщение детей к народным промыслам не только интересно и увлекательно, но и способствует всестороннему развитию личности, формированию ценностей и укреплению культурного самосознания.

Тип проекта:

Познавательно – практический.

Цель проекта: Формировать представления детей  о России, о культуре и творчестве русского народа через русские народные сказки;

изучить традиционные народные промыслы  России.

Задачи:

Для детей:

Систематизировать детские представления о народных промыслах своей страны.

Формировать обобщенные знания и умения у ребенка можно  эмоционально – практическим путём во всех видах деятельности.

Интегрированная деятельность обеспечивает высокую эффективность в работе по развитию речи детей, поскольку раскрывает перед ними выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями, а самое главное, имеет большое значение для дальнейшей успешной жизни в социуме., основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементов декора), устанавливать сходства и различия.

Воспитывать уважительное отношение к народному декоративно – прикладному творчеству, промыслам родного края; уважать и ценить труд мастеров – ремесленников.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Развивать творческий потенциал, творческое восприятие, воображение. Вызывать интерес к декоративному рисованию.

Для родителей:

  • Стимулировать творческую активность родителей через участие в мероприятиях, досугах,  организации вставок.
  • Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для педагогов

  • Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
  • Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
  • Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Народные промыслы России».

Участники проектадети, воспитатели, музыкальный руководитель, специалисты, родители.

Срок реализации: неделя с  25.03.2024 – 29.03.2024 года.

Методы работы: Просмотр видеофильмов, презентаций; беседы, рассуждения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы; рассматривание; дидактические игры; индивидуальная и  дифференцированная работа.

Формы работы: ООД, выставки, конкурсы, викторины; консультации для родителей, информационные листовки в родительском уголке; подготовка костюмов к спектаклю «Заюшкина избушка» совместно с детьми.

Материально-техническое обеспечение: Видеофильмы «Искусство росписи Гжель», «История Дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Ремесло – Хохлома». Предметы народных промыслов. Пособия для рассматривания (альбомы, плакаты). Художественная литература. Художественные материалы в уголке творчества (готовые формы для рисования, шаблоны, трафареты, кисти разные, краски гуашь, акрил, раскраски).

Презентация проекта: Веселая викторина «Народные промыслы России». Выставка изделий художественных промыслов совместно с работами детей в этой тематике: «Изделия расписные, душе моей родные».

Предполагаемый результат:

Дети:

-Сформированность у детей знаний о художественно декоративно – прикладных промыслах России (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец).

-Сформированность художественно-эстетических, патриотических чувств в процессе реализации проекта.

-Заинтересованность детей темой о народных промыслах через русские народные сказки, проявление их познавательной активности (делятся с детьми и взрослыми информацией по теме, рассказывают интересные факты).

-Проявляют интерес к самостоятельному художественно-декоративному рисованию и лепке.

-Возможность участия в игровой праздничной Викторине, где дети смогут применить свои имеющиеся знания о промыслах, поучаствовать в конкурсах, представить свои творческие работы.

Этапы реализации проекта:

1 – этап подготовительный

  1. Подбор видеоматериалов, подготовка презентаций, литературы, наглядности, музыкального материала.
  2. Организация РППС

2 этап – деятельностный

  1. Реализация проекта
  2. Обогащение РППС
  3. Контроль за реализацией проекта

-Оформление и размещение информации по теме в родительском уголке и на сайте ДУ

- Спектакль «Заюшкина избушка»

- Рекомендации -посетить музей «Народного прикладного искусства»

Формы работы по проекту

-Творческая мастерская

-Кинозал

-Спортзал «Народные игры»

-Библиотека

-Игротека «Почемучки»

-Музыка народная, простая, хороводная

Интеграция образовательных областей

№№

пп

Название образовательной области

Содержание

Задачи

1

“Художественно-эстетическое развитие”:

  • Прослушивание р.н.мелодий
  • Разучивание песни «Ложки деревенские» З.Я.Роот
  • Разучивание частушек о народных промыслах
  • Рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций о народных промыслах
  • Изготовление декораций (в стиле гжельской жостовской росписи)
  • Декоративное рисование:

«Золотая хохлома», «Дымковская барышня», «Городецкие доски»

  • Выступление театра
  • подвести к восприятию русской народной музыки
  • эмоционально откликаться на фольклорные произведения
  • формировать умение выразительно петь
  • развивать творческую продуктивную деятельность
  • вызывать интерес к декоративной росписи, желание узнавать новое , интересное о каждом промысле

2

“Познавательное развитие”:

  • Просмотр цикла видеофильмов о промыслах: «Чудо Хохломы», «История дымковской игрушки», «Городецкая роспись», «Гжель»,
  • Рассматривание альбомов по народным промыслам из серии «Учимся рисовать»
  • Рассматривание фотографий, картонок и составление с детьми альбомов по каждому промыслу.
  • Организация выставки изделий народных промыслов (собираем  с родителями) и детских работ «Промыслы»
  • Просмотр презентации «Народные промыслы России»
  • Дидактическая игра «Народные промыслы»
  • Обогащать знания и представления о промыслах (назначения предметов, технология изготовления, особенности узоров и цветовых решений)
  • Формировать представления о ремесленниках, народных умельцах – мастерах
  • Воспитывать художественно-эстетическое восприятие, эстетический вкус

3

“Речевое развитие”:

  • Дидактические игры: игра-лото «Дымка», «Гжель», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови элементы»
  • Знакомство с художественной литературой:

Чтение: Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома», В.Крупин «Дымка», М.Г.Смирнова «Красная девица», А.Дьякова «Веселая дымка». Л.Гулага «Пестрый хоровод», П.Саянский «Хохломская роспись», отрывок Н.Бедник «Хохлома»

Разучивание: Е.А.Никонова «Узоры гжели», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома» 

Лэпбук «Народные промыслы» (загадки, стихи, пословицы, поговорки, схемы-подсказки для описательного рассказа)

  • Итоговое мероприятие «Сказка «Заюшкина избушка»
  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: обжиг, финифть, керамика, токарь, завиток и др.
  • формировать умение составлять рассказ о промысле по схеме и самостоятельно по предмету или картинке

4

“Социально-коммуникативное развитие”:

  • Коммуникативные  игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка»
  • Сюжетно – ролевые игры: «Город мастеров», «Чаепитие у самовара», «Театр моделей», «Магазин»
  • « викторина. Народные промыслы России»
  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с творческой деятельностью ремесленников
  • формировать умение у детей творчески развивать сюжет игры, используя предметы заместители
  • формировать умение детей реализовывать замысел сюжета
  • использовать в играх атрибуты самостоятельно приготовленные детьми

5

“Физическое развитие”:

  • Спортивное упражнение по мотивам р.н.игры «Горшки» и «Краски»
  • Русские народные игры «Вьюн», «Заря - заряница», «На золотом крыльце сидели»

Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры

Обращать внимание на красивые народные песни, кричалки

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название

1

Организованная образовательная деятельность

«Весенние мотивы »

«Золотая хохлома»

«Народный костюм»

2

Экспериментирование,

моделирование

Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Город мастеров», «Помоги мастеру»;

подвижные игры «Заря-заряница», «Вьюн», «Краски», в сюжетно-ролевых играх: «Театр моделей», «Чаепитие у самовара», «Магазин»

3

Игра

  • дидактические игры: «Дымка», «Гжель», «Народные промыслы России», «Народные промыслы», «Найди нужный домик», «Собери декоративный поднос», «Узнай и опиши», «Назови злементы»
  • коммуникативные игры: «Помоги мастеру», «Ярмарка»
    подвижные игры «Вьюн», «Заря-Заряница», «На золотом крыльце сидели», «Краски»;

сюжетно-ролевые игры: «Театр моделей «Рукодельница», «Чаепитие у самовара», «Магазин»

4

Самостоятельная работа детей

  • Рисунок на темы: «Птицы», «Платье ».  
  • Конструирование из бумаги «Дымковская барышня»
  • Изготовление декораций к сказке.

5

Взаимодействие с родителями

  • статья для родителей на сайт детского сада «Народные промыслы России»
  •  разучивание стихотворений, частушек с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды, организации выставки
  •  домашний просмотр фильмов о промыслах
  • подбор изделий и материалов для выставки

3 этап – итоговый

Цель

Выявление уровня и качества знаний старших дошкольников, полученных в ходе  реализации проекта, проанализировать РППС, уровень заинтересованности родителей в проектной деятельности.

Содержание

1.Организация выставки творчества воспитанников по теме «Народные промыслы России» в музыкальном зале, по четырем промыслам.

2.Организация и проведение  викторины «Русские народные сказки,.

3.Оценка эффективности реализации проекта.

4.Обобщение педагогического опыта.

5. Определение перспектив работы.

Заключение

В результате реализации проекта на наш взгляд поставленные задачи были реализованы в полном объеме.

Был составлен тематический план организации деятельности детей и взрослых.

Работа по проекту осуществлялась в различных направлениях деятельности (с детьми и их родителями) :

познавательной, игровой, художественно-творческой , физкультурно-оздоровительной, музыкальной.

Данная деятельность способствовала развитию познавательного интереса к изучению народного искусства, вызвала заинтересованность  к этой теме, формированию патриотических чувств к свое Родине, своему талантливому народу, способствовала развитию художественно – эстетического вкуса, художественных, творческих умений.

При реализации проекта использовались вариативные форы работы.

Были созданы условия для развития познавательной, речевой активности, любознательности, самостоятельному познанию и размышлению, творческой активности, что способствовало гармоничному развитию личности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми : организованная образовательная деятельность, самостоятельная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение с художественной литературой, беседы, викторины.

Самая главная задача была выполнена – вызван устойчивый интерес к народным промыслам, искусству созданному простым народом и основанном на народных началах. Ребята полюбили народное искусство, много узнали про него и сами захотели стать художниками – ремесленниками. Матушка Россия такая богатая, такая красивая – сколько еще всего можно нарисовать, отразить эту красоту на различных изделиях, сделанных талантливыми, «золотыми» руками человека.

Литература

А.Г.Гогоберидзе «Художественно – эстетическое развитие» Санкт- Петербург «Детство –Пресс» 2016

Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников» Санкт – Петербург «Детство – Пресс» 2014

И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» подготовительная группа Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2018

Т.Н.Карачунская «Музейная педагогика в изобразительной деятельности Интегрированные занятия» Москва «Сфера» 2005

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Старшая группа» Москва «Сфера» 2016

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду Подготовительная  группа» Москва «Сфера» 2016

В.С.Горичева «Сказку сделаем из глины…» Ярославль «Академия развития» 1998

Н.Б.Халезова «Декоративная лепка в детском саду» Москва «Сфера» 2005

М.В.Тихонова «Красна изба…» Санкт- Петербург «Детство – Пресс» 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : "Народные промыслы России"

Тип проекта: информационно - творческий;Продолжительность проекта: среднесрочный;Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.Актуальность проекта: обусловлена боль...

Проект "Народные промыслы России"

Проект "Народные промыслы России"...

Проект «Народные промыслы России»

Паспорт проектаВид проекта: информационно – творческий.Продолжительность проекта: краткосрочный;Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.Дата проведе...

Краткосрочный проект "Народные промыслы России"

Тип проекта: познавательно - практический. Срок реализации: 2 недели. Цель: формировать представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа; изучить традиционыые промыслы Росси...

Краткосрочный групповой проект «Народные промыслы России» (старшая группа)

Данный материал может быть очень интересен и полезен....

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Краткосрочный проект "Народные промыслы"

Цель - познакомить детей с русско-народными промыслами (дымковская, городецкая и филимоновская роспись"...