ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников
консультация

Баскакова Надежда Александровна

ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников»

Более 50 лет назад,  ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал  очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер

В основе ТРИЗ лежат:

РТВ - развитие творческого воображения;

ОТСМ - общая теория сильного мышления;

ТРТЛ - теория развития творческой личности;

ТПФ - типовые приемы фантазирования.

РТВ

Этот курс появился значительно раньше, чем Теория развития творческой личности (ТРТЛ).

РТВ возник именно как курс для инженеров. Было замечено, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее: не боятся дерзких и необычных идей.

Другой задачей курса РТВ было обучение управлению психологической инерцией. Психологическая инерция — привычка решать новые задачи известными, шаблонными методами.

Надо отметить, что сам автор ТРИЗ в последние годы не собирался развивать РТВ как отдельную область знаний. Методы управления воображением он вводил как часть решательных инструментов самой ТРИЗ и, видимо, собирался продолжать именно эту линию. Это направление еще усилено в Общей теории сильного мышления на базе ТРИЗ. Так что и в образовательных программах в ОТСМ-ТРИЗ педагогике РТВ не используется как отдельный курс, его методы встраиваются в общую систему.

ОТСМ

Автор ОТСМ Николай Хоменко рассматривал эту область знаний как систему инструментов для построения нового знания. Он разработал структуру прикладной научной теории и саму ОТСМ рассматривал в рамках этой структуры: ключевая проблема (вопрос), на который отвечает теория, аксиомы или постулаты, задающие границы применимости теории, модели, в которых теория работает и инструменты для ее приложения в практике.

ТРТЛ

В ТРТЛ четко показано, что личность зависит от системы, которую она развивает. Если система сама по себе нова и требует решения сложных творческих задач, это  формирует определенные личностные качества. И наоборот, системы, остановившиеся в своем развитии «разрушают» людей, которые пытаются ими заниматься.

Основные инструменты ТРТЛ — Жизненная стратегия Творческой ЛИчности и трехэтапная стратегия продвижения вверх (построения системы целей).

Теория развития творческой личности находит сегодня применение в педагогике.

ТПФ

Типовое фантазирование этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов.

Сразу ребенку сложно сочинить свои сказки, придумывать начало или фантастические истории. Нужна предварительная работа: - Познакомить со сказкой в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая - Развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы взрослых по содержанию сказки. Причем необходимо чередования вопросов констатации и поиска, что будет помогать ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали добра и зла.

Игры в которые можно играть с детьми по дороге в детский сад

«Теремок»

Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку: «Стоит в поле теремок, он не низок не высок, прибежала в теремок мышка, и стала в нём жить, затем прибежала лягушка и говорит:

-Кто-кто в теремочке живёт?

-Я мышка норушка, а ты кто?

-А я лягушка квакушка, пусти к себе жить?

-Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

Здесь ребёнок должен подумать, чем они похожи, например оба маленькие. Таким образом, нужно будет сравнить всех животных, которые будут приходить в Теремок.

Животных можно заменить на музыкальные инструменты, например в Теремок пришла жить скрипка и за ней так далее приходят другие инструменты; овощи, фрукты, мебель и так далее.

«Узнай меня»

Цель: развивать навык описывать предмет, не называя его.

Ход игры: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например:

- Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

«Аукцион»

Цель: выделять дополнительные  ресурсы предмета.

Ход игры: Взрослый называет любой предмет и предлагает назвать ребёнку где и как он используется, вместе со взрослым по очереди называются действия предмета, выигрывает тот кто больше назовёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

«ТРИЗ – технология познавательно-речевого развития»

Материал будет полезен воспитателям....

ТРИЗ - технология в речевом развитие дошкольника

  Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать и использовать метод, по...

«Технологии познавательно - речевого развития дошкольников в контексте ФГОС»

МАТЕРИАЛЫ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...