«Формирование компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольном учреждении»
статья

Сабанина Виктория Владимировна

 

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу формирования компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольной организации.

Ключевые слова: качество образования, компетентность, аналитическая деятельность, педагоги, дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ak.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование компетентности педагога  в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольном учреждении»

Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №50 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

«Сильным и опытным становится педагог, умеющий анализировать свой труд»

В.А. Сухомлинский

Аннотация:

Данная статья посвящена вопросу формирования компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольной организации.

Ключевые слова: качество образования, компетентность, аналитическая деятельность, педагоги, дошкольное образование.

Повышение качества образования – одна из основных задач дошкольного учреждения. Качество образования напрямую зависит от результативности профессиональной деятельности  педагога образовательного учреждения.

Опыт методической работы с кадрами показал, что, иногда педагоги, владеющие базовыми знаниями в области педагогики и психологии, в практической деятельности не могут получить желаемых результатов, подобрать необходимые приемы взаимодействия с детьми. Педагоги испытывают  затруднения в самостоятельной, аргументированной оценке своей деятельности, в установлении причинно – следственной связи между поставленной целью, выбранными методами и приемами работы и полученным результатом. Данные проблемы в свою очередь не дают возможности педагогу совершенствовать свою педагогическую деятельность. Этот вывод подтверждает анализ рабочих программ, планирования работы с детьми,  выбор стиля взаимодействия педагога с детьми, когда воспитатель своим авторитетом подавляет или подчиняет детей. В связи с этим, проведенные исследования показали, что источником затруднений является несформированность у педагога компетентности в сфере аналитической деятельности. 

Анализ научно – методической литературы показал (работы  таких ученых, как Майер А.А., Лукьянова М.И., Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л., Яковлева Г.В. и другие), что проблема формирования аналитической компетентности педагога исследована, однако, отсутствует методическая база по организации работы с педагогами по данному вопросу

В связи с этим, я определила целью собственного педагогического опыта:  разработку системы методической работы, направленной на формирование аналитической компетентности педагога.

Исходя из цели были определены задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме

2. Сформулировать критерии и уровни оценки аналитической компетентности педагога

3. Определить организационно-педагогические условия формирования аналитической компетентности

4. Разработать практический материал, обеспечивающий реализацию системы методической работы по заданному направлению.

Качество реализации образовательной программы дошкольного образования выступает показателем оценки деятельности педагога и старшего воспитателя.  

Аналитическая компетентность педагога является фундаментом его профессиональной деятельности. От того насколько грамотно педагог может вычленить проблему, определить ее истоки, найти средства решения проблемы зависит конечный результат, качество образовательного процесса.

Для построения методической работы по формированию аналитической компетентности педагогов, необходимо понять сущность аналитической компетентности, выявить критерии оценки ее сформированности, определить организационно – педагогические условия формирования компетентности и выстроить систему работы.

В самом общем виде аналитическую компетентность педагога можно представить как совокупность трех компонентов:

1. профессиональные и личностные качества педагога – адекватность самооценки, интеллектуальная активность, целеустремленность;

2.совокупность знаний о сущности, компонентах и средствах аналитической деятельности;

3.способность к анализу, синтезу, сравнению обобщения информации, педагогического опыта.

Исходя из структуры  аналитической компетентности педагога мною были:

- определены критерии ее сформированности (личностно – мотивационный, познавательно – операционный, рефлекторно - оценочный),

- выбран инструментарий проверки установленных критериев (подробнее см. Таблица 1

Таблица 1

Критерии оценивания и показатели сформированности

аналитической компетентности педагога

Критерии

Показатели сформированости аналитической компетентности

Средства диагностики показателей

Наименование показателя

Качественная характеристика показателя

1. Личностно - мотивационный

Аналитические способности

Уровень развития аналитических способностей (способности к анализу, синтезу, обобщения, абстрагированию) и логического мышления процессе наблюдения за детской деятельностью, взаимодействия педагога с детьми, родителями, педагогами

Тест «Исключение лишнего», «Исключение понятий

Стремление к выполнению аналитической деятельности с целью эффективного решения профессиональных задач (комплекс мотивов)

Осознание мотивов и целей аналитической деятельности

Тест «Исследование мотивационной сферы педагога»

2. Познавательно-операционный

Владение теоретическими знаниями основ аналитической деятельности

Владеет теоретическими знаниями осуществления аналитической деятельности

Тесты с вопросами открытого и закрытого типов

Владение технологиями аналитической деятельности

Владение умениями выделять отдельные элементы в исследуемом вопросе, выявить причинно – следственные связи между ними, прогнозировать и обосновывать принятые педагогические решения

Аналитические задачи

3. Рефлекторно  – оценочный

Сформированность рефлексивной культуры

Владеет умением проводит самооценку, взаимооценку, аргументировать свою позицию

Анкета, оценочный лист (изучение внутренних состояний, отношений, мотивов)

Умение оценить и  корректировать принятые педагогические решения

Владение умением самостоятельно оценить, найти ошибки и внести целесообразные изменения в принятые педагогические решения

Каждый из выделенных критериев оценки имеет свой показатели, совокупность которых позволила охарактеризовать уровни аналитической компетентности педагога (подробнее см. Таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценивания и показатели уровней сформированности

аналитической компетентности педагога

Уровни

Критерии

Личностно-мотивированный

Познавательно-операционный

Рефлекторно-оценочный

Показатели

 Высокий (владеет в совершенстве)

Развитые аналитические способности, устойчивое стремление к выполнению аналитической деятельности, самостоятельно ставит общие и конкретные цели, направленные на решение задачи

Сформированы знания теоретических основ аналитической деятельности, самостоятельно применяет имеющиеся знания  при решении профессиональных задач

Генерирует новые способы аналитической деятельности на основе имеющегося опыта; полно и аргументировано проводит самооценку и взаимооценку по самостоятельно разработанным критериям

Средней

(владеет)

Развитые аналитические способности, выборочный интерес, самостоятельно ставит общие и испытывает затруднения при постановки конкретных целей деятельности

Владение основными знаниями, умениями решать аналитические задачи по алгоритму. Самостоятельное применение имеющихся знаний в типовой ситуации. Проявление незначительных трудностей в ходе прогнозирования на основе анализа имеющийся информации и обоснования  принятых профессиональных решений.

Полно и аргументировано проводит самооценку и взаимооценку по предложенным критериям, умеет скорректировать их

Низкий (владение слабо выражено или отсутствует)

Ограниченные аналитические способности, опосредованный интерес как аналитической деятельности, испытывает затруднения при самостоятельной постановке целей профессиональной деятельности

Поверхностное владение знаниями, проявление трудностей в самостоятельном решении аналитических задач и анализа педагогической деятельности, частичное проявление умений прогнозировать и обосновывать принятые профессиональные решения на основе анализа имеющийся информации

Аналитическая деятельность осуществляется только при наличии инструкции, проявление значительных сложностей в самоанализе и взаимоанализе, недостаточность аргументации

Для построения методической работы с педагогами по формированию аналитической компетентности были определены необходимые организационно-педагогические условия. Выявленные условия можно представить в виде схемы (Рисунок 2):                      

Рисунок 2

Представленные организационно-педагогические условия определи алгоритм  методической работы по формированию аналитической компетентности педагога:

  1. Обеспечение педагога базовыми знаниями основ аналитической деятельности, содержанием которых будет, является психологические основы аналитико-синтетической деятельности человека. Данная теоретические знания могут быть изучены: в ходе самообразования, индивидуального консультирования, консультаций, семинаров, подбора литературы в методическом кабинете
  2. Формирование практических навыков и умений в сфере аналитической деятельности через организацию активных форм и методов обучения (кейс-методы, проблемно-поисковые методы, деловые игры, педагогические аукционы, дискуссии, тренинги, «мозговой штурм»);
  3. Анализ применения формируемых навыков и умений через системное использование методов и приемов самооценки и взаимооценки, педагогического анализа.

Для организации работы педагогического коллектива в рамках заданного алгоритма, мною были разработаны:

  • картотека «Формы организации методической работы», с целью распределения форм работы в соответствии со спецификой применения: для получения знаний, для проверки знаний, для проверки умений;
  • картотека активных методов обучения с целью получение педагогами практических навыков;
  • картотека упражнений, направленных на формирование аналитических способностей у педагога (способности к анализу, синтезу, обобщения, абстрагированию);
  • картотека оценочных карт и рефлексивных листов, с целью систематического упражнения педагогов в аналитической деятельности

В заключении хотелось бы еще раз повторить мысль о том, что именно аналитическая компетентность является залогом профессионального роста педагога, а значит и залогом результативности образовательного процесса, качество образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года)
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (далее Стандарт)
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550. "Российская газета", N 285, 18.12.2013.)
  4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

Статьи, диссертации, авторефераты:

  1. Барзаева М. А., Абдулазизова Э. А. Актуальные проблемы развития современного образования в России // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 463-465.
  2. Боброва Л.В. Управление качеством современного образования /Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №2, 2015 стр. 61 - 63
  3. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Качество образования как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 940-942.
  4. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования: [Электронный ресурс] // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть II. – Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – С. 32–38. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4625-2012-11-08-18-55-57
  5. Есенбаева Г.А., Какенов К.С., Какенова У.К. Оценка факторов, влияющих на качество образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2-2. – С. 241-244
  6. Жуковский В.П, Жуковская Н.А. Развитие профессиональной компетентности педагога в системе повышения квалификации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1.
  7. Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – С. 90-97
  8. Коваль Наталья Николаевна Структура аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации // СНВ. 2016. №1 (14).
  9. Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 464-466.
  10. Кривомлина О. В. Повышение качества образовательной деятельности средствами внедрения в процесс дошкольной организации технологии проектов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56834.htm.
  11. Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. №1.
  12. Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 488-491.
  13. Сваталова Т.А. Оценивание профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования с учётом требований профессионального стандарта // СИСП. 2016. №3-2 (59).
  14. Соломенникова О.А. О профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
  15. Собкин В.С., Руднев Д.Н., Руднев М.Г. Анализ факторов влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tomsk-ict.blogspot.com/p/blogpage_25.html
  16. Топоровский В.П, Михайлюк Л.Г. Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в свете требований профессионального стандарта // ЧиО. 2016. №3 (48).
  17. Умерова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования аналитической компетентности и пути их реализации // Ученые записки Крымского инженерно – педагогического университета. – 2014 - №2
  18. Умерова Г.А. Критерии оценивания и уровни сформированности аналитической компетентности // Ученые записки Крымского инженерно – педагогического университета. – 2015 - №2
  19. Цыбулько В.В. Влияние независимой оценки образования на учебные достижения школьников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

Игровые маркеры как условие совершенствования предметно – развивающей среды дошкольного учреждения

В статье описан опыт работы по реализации одного из условий ФГОС До создание предметно- развивающей среды...

«ИКТ компетентность педагогов МБДОУ, как одно из условий повышения качества образовательного процесса»

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых техно...

«ИКТ компетентность педагогов МБДОУ, как одно из условий повышения качества образовательного процесса»

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых техно...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...

Познавательно-исследовательская деятельность - как условие совершенствования качества образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.

Аннотация: В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь ...