Консультация для родителей "Культура общения"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechevogo_obshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района

        Консультация для

              родителей

       Тема: «Культура общения

                         детей»

                                                                                 

                                                                                                               Воспитатель:   Щевьева И

Культура речевого общения детей дошкольного возраста


Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский.



Дефицит общения в дошкольном возрасте 

накладывает роковую печать

на последующую судьбу личности» - отмечал

В.В. Давыдов.


Современное общество, ставит перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями человеческого общества. Это находит отражение в государственных документах«Конституции » РК  и в Законе «Об образовании», где написано, что каждый гражданин имеет право на образование и приобщение к культурным ценностям общества.Одной из приоритетных ценностей, является культура поведения, а одной из её составляющих является культура общения.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения.

Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.
В понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе.

По мнению ряда психологов и педагогов, ( Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина) именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Владение богатством родного литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств, в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

Современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит - владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов. Если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне в большей или меньшей мере находит выражение в общении и под его влиянием формируются привычки культурного общения с окружающими людьми, которые отражают его нравственное отношение к людям.

В современных условиях интерес к воспитанию культуры общения возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Особое значение сформированности культуры общения приобретает на этапе перехода ребенка к школьному обучению, так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Поэтому так важно приобщать детей дошкольного возраста к культуре речевого общения в дошкольном учреждении .

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.

Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Теоретический анализ проблемы воспитания культуры речевого общения при обучении родному языку дошкольников позволил предположить, что развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если:

- перспективны и поступательны цели;

- четко определены содержание, методы и формы организации обучения;

- у детей формируются осознание речевого этикета, как социально – одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать её и, в соответствии с этим, применять речевые нормы общения.

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.

Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки детей играть друг с другом. Игра для дошкольников основная деятельность, именно по средствам игры педагог может влиять на формирование культуры общения воспитанника.

С этой целью я стараюсь объединять ребят вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. (Уборка игровой зоны, сбор семян растений на корм для птиц, и т.д.) В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Часто использую различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утро начинаем с весёлых потягушек, стараюсь увлечь интересной игрушкой, которая здоровается с ребятами и остаётся на протяжении всего дня «смотреть» как ребята занимаются. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение, между ними, происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости. Перед занятиями и в свободное время провожу словесные игры «Назови ласково», «Шкатулка пожеланий», «Комплименты», что так же способствует положительному эмоциональному настрою детей, для лучшей концентрации внимания детей, использую мяч или «волшебную» палочку.

В современной игре интересную роль сыграл телефон. С детьми строили диалог, а затем перешли к специальным обучающим играм, которые имеют конкретное содержание, максимально приближенное к жизни. Использовала темы разговоров:

- разговор с другом по телефону;

- приглашение в гости;

- разговор с бабушкой, живущей в другом городе, и другие по желанию ребят.

На основе схем – моделей познакомила детей с правилами разговора по телефону. Дети знают, что нужно поздороваться и представиться, нельзя кричать в трубку, долго разговаривать по телефону и как закончить разговор.

Занятия с пазлами, конструктором и мозаикой развивают у детей внимание, образное мышление, мелкую моторику рук и координацию движений. Они учится составлять из отдельных элементов одно целое. Эти игры улучшают память и гибкость ума, отсюда у детей меньше проблем с речью в будущем, тренируется усидчивость. Во время такой творческой работы дети общаются друг с другом, задают вопросы, комментируют свои действия, то есть ведут диалог.


Большое внимание в своей работе уделяю дидактическим играм. Во время проведения их, веду работу по обогащению словарного запаса детей, развитию умения отвечать на вопросы воспитателя.

С точки зрения Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием, "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе " Сюжетно-ролевые игры, имеют большой успех среди воспитанников нашей группы именно тем, что действие происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца). В таких играх как правило, задействовано несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д., а между ними будет процесс общения. Организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть), мы способствуем развитию их общении. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Воспитательная роль игры на уровень культуры общения детей очень велика.

Особое место, на мой взгляд, отводиться методу воспитания с помощью сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его культуру общения. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, -- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования культуры общения ребенка.

Я использую разнообразные формы работы с Художественными произведениями. Это использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности, на прогулке, самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

включаю сказочный материал в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

использую отрывки из художественных произведений на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

А так же игры драматизации, инсценировки, разрезные картинки. Поощряю желание детей рассматривать иллюстрации к сказкам и пересказ с опорой на картинку

В нашей группе созданы все условия для речевого развития и самостоятельной художественно – речевой деятельности детей.

Оборудованы книжный уголок, уголок ряженья, уголок изодеятельности, уголок сюжетно – ролевых игр.

Есть необходимый материал для развития мелкой моторики, всё в свободной доступности

У нас налажена совместная работа с логопедом, все рекомендации и задания для детей собраны в папку и закрепляются с детьми в свободное время.

В результате проводимой работы дети не только приобрели знание норм речевого этикета со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.

Обогатился лексический запас, дети стали применять этикетные стереотипы: советы, извинения, одобрения, комплименты.

Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и взрослыми. Дети теплее стали относиться к взрослым, ласковее. Вежливость не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста . Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим улыбку.

В дальнейшем своей работе планирую уделить еще больше внимание играм и игровым упражнениям, направленным на развитие диалогического общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Общение воспитателя с ребенком в период адаптации"

Эта статья поможет воспитателям в работе с детьми раннего возраста,а именно в период адаптации малышей....

Консультация для педагогов "Общение детей дошкольного возраста с родителями"

Развитие общения с возрастом, определение уровня развития общения, компенсация возможных недостатков общения, виды и формы общенгия....

Консультация для родителей «Общение со вторым ребенком в вашей семье»

Если у вас в семье два ребенка, ваше вербальное и невербальное общение со вторым из них будет отличаться от общения с первым. Следующие рекомендации помогут вам улучшить свое общение со вторым ребенко...

Консультация для родителей. Общение с ребенком

От того,как общаются с ребенком близкие люди, как разговаривают с ним, понимают его, во многом зависит успех воспитания. Как настроено общение взрослых, зависят не только сиюминутные реакции ребенка, ...

Консультация для родителей "Общение ребенка с музыкой"

Родители могут организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комб...

Консультация для родителей "Общение в жизни ребенка"

Родителям хочется видеть своего счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Но не всегда ребенку это удается. Задача взрослых - помочь ему в этом....

консультация для родителей "Общение с детьми дошкольного возраста"

В этой статье раскрываются особенности общения с детьми дошкольного возраста...