Беседа в средней группе: план и методика проведения.
методическая разработка (средняя группа)

Страшнова Наталья Алексеевна

Одним из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Для их реализации педагог составляет картотеки бесед.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_v_sredney_gruppe.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в средней группе: методика подготовки и проведения

Одним из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Для их реализации педагог составляет картотеки бесед.

Таблица: виды картотек бесед в средней группе.

Вид

Пример

Цели

По критерию содержания разговора

Познавательная

«Природа весной. Первоцветы»
Педагог задаёт вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Какие весенние приметы вы знаете?
  • Когда появляются первые цветы в лесу, как они называются?
  • Почему подснежники ещё называются первоцветами?

Дети слушают стихотворение:

  • У занесённых снегом кочек
    Под белой шапкой снеговой
    Нашли мы маленький цветочек
    Полузамёрзший, чуть живой.
    Первым вылез из землицы
    На проталинке.
    Он мороза не боится,
    Хоть и маленький.
    Из-под снега расцветает,
    Раньше всех весну встречает.

Дети подбирают определения для весны: тёплая, солнечная, красивая.
Педагог предлагает сыграть в игру «Солнышко и дождик», а затем показывает картинки с первыми весенними цветами и даёт их краткое описание (подснежник, медуница, крокус, гусиный лук), после чего говорит о том, что некоторые первоцветы занесены в Красную книгу, поэтому их нельзя рвать. В заключение дети смотрят на иллюстрации цветов и определяют их общие черты

  • Выучить названия первых весенних цветов;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Этическая

«Поговорим о вежливости»
Педагог задаёт вопрос о том, как нужно приветствовать взрослых (словом «здравствуйте»). Затем малыши обсуждают значение этого слова («желаем здравия, то есть здоровья»). После чего ребята складывают «букет вежливых слов»: называют слово или словосочетание («извините», «пожалуйста», «будьте добры»), берут бумажный цветок и ставят в вазу.
Дети слушают стихотворение:

  • Папа разбил драгоценную вазу
    Бабушка с мамой нахмурились сразу,
    Но папа нашёлся, взглянув им в глаза.
    И робко, и тихо «простите» сказал.
    И мама молчит, улыбается даже —
    Мы купим другую, есть лучше в продаже.
    «Простите», казалось бы, что в нём такого,
    А вот ведь какое чудесное слово.

Обсуждают значение слова «простите»: говорим, когда сделали что-то плохое.
Физкультминутка: воспитатель называет движение (например, поднять вверх руки), и дети выполняют, если было произнесено слово «пожалуйста», или не выполняют, если вежливое слово не звучало.
В конце малыши с педагогом формулируют выводы о том, что значит быть вежливыми

  • Побуждать малышей совершать положительные поступки;
  • воспитывать доброжелательность и нравственность поведения

По этапу представления материала

Вводная

«Семья»
Дети рассказывают о том, с кем они живут, иллюстрируя речь фотографиями. Педагог обращает внимание на то, что семья может быть большой («как у Васи») или маленькой («как у Серёжи»).
Воспитатель зачитывает стихотворение о маме:

  • Кто любовью согревает,
    Всё на свете успевает,
    Даже поиграть чуток?
    Кто тебя всегда утешит,
    И умоет, и причешет,
    В щёчку поцелует — чмок?
    Вот она всегда какая —
    Моя мамочка родная!

Затем педагог спрашивает, какие ласковые слова дети говорят своим мамам, как реагируют, если она просит помочь. После этого воспитатель предлагает детям ответить на вопрос, что они будут делать, если папа придёт с работы уставший.
Взрослый подводит итог: всех членов семьи нужно любить, уважать, следует помогать им.
Примечание: представление каждого члена семьи можно проиллюстрировать стихотворением или загадкой

  • Формирование представления о составе семьи;
  • развитие навыка давать ответ полным предложением;
  • воспитывать уважительное отношение к родным людям

Обобщающая

«Обитатели леса»
Педагог на фланелеграфе вывешивает картинки с изображением диких животных (лисы, волка, медведя, ежа). Дети называют их, отвечают на вопросы о том, где живут, чем питаются.
После этого педагог рассказывает историю из своего детства, когда они с сестрой нашли ёжика, у которого была повреждена лапка. Девочки принесли ежа домой, поили молоком, выхаживали. А когда наступила осень, выпустили в лес.
После рассказа ребята обсуждают, почему ёжик ушёл от девочек, ведь они его кормили и заботились о нём. В результате беседы приходят к выводу о том, что дикие животные должны жить в лесу, и обсуждают, как человек может помочь зверям выжить зимой или при чрезвычайных ситуациях, например, при наводнении или пожаре

  • Обобщить знания образа жизни диких животных и его отличие от привычного существования домашних питомцев;
  • развивать умение вести диалог, инициативность в диалоге;
  • воспитывать уважение к партнёру

Итоговая

«Зима»
Педагог представляет ребятам гостя — Мишку, который вдруг проснулся среди зимы и не понял, что происходит вокруг. Дети отвечают на вопросы Мишки, который никогда не видел зимы:

  • Почему я сплю зимой?
  • Что произошло в природе, пока я спал?
  • Какая она, зима?
  • Что бывает зимой? и др.

Затем, показывая детям презентацию о зимних забавах, воспитатель предлагает ребятам рассказать Мишке об их любимых зимних развлечениях.
Мишка благодарит за интересную беседу

  • Систематизировать знания ребят о состоянии природы и видах развлечений зимой;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать бережное отношение к животным и растениям

По числу участников

Групповая

«Дружба»
Дети слушают песню «От улыбки хмурый день светлей» и отвечают на вопрос, о чём поётся в песне.
Педагог просит назвать ребят имена своих друзей, после чего малыши слушают стихотворение о дружбе и дают определение этому понятию:

  • Друг всегда меня может выручить.
    «Не разлить водой», — скажут все вокруг.
    Друг в беде не бросит,
    Лишнего не спросит,
    Вот что значит настоящий верный друг.

Дети играют в игру «Найди половинку»: складывают части лепестков цветов по парам.
После игры выполняют физкультминутку «Дружба», иллюстрируя текст движениями в парах:

  • Дружат в нашей группе
    Девочки и мальчики.
    Мы с тобой подружимся,
    Маленькие пальчики.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Начинай считать опять.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы закончили считать.

В конце педагог подводит итог: дружба очень важна, без друзей тяжело живётся

  • Сформировать представление о понятиях «дружба», «дружить»;
  • учить дорожить друзьями

Индивидуальная

Эти беседы являются ситуативными, то есть проводятся для разъяснения того или иного материала ребёнку. В средней группе, когда дети активно вступают в контакт во время игры, индивидуальные беседы часто носят нравственный или этический характер. Так, в моей практике был случай, когда девочка постоянно обижала мальчика: щипала и кусала. При этом он в долгу не оставался, отвечая «взаимностью». Беседу я проводила с ними по отдельности, мы обсуждали отличия девочек и мальчиков (элементы гендерного воспитания), какие качества — только девичьи (нежность, забота), а какие — только мальчиковые (сила, умение защитить) и пришли к выводу, что очень важно оставаться настоящей девочкой и настоящим мальчиком

По времени проведения

Утренняя

«Транспорт моего города»
Педагог спрашивает малышей, кто как добирался в детский сад. Дети называют виды транспорта, подбирают обобщающее название для автобуса, метро, троллейбуса (общественный транспорт), сравнивают, что быстрее едет. Затем воспитатель предлагает сформулировать правила поведения в транспорте для Петрушки, который совсем не знает, как себя вести:

  • не толкаться;
  • оплатить проезд;
  • сесть или держаться за поручни;
  • не прислоняться к окнам и дверям и т. д.
  • Настроить детей на рабочий лад;
  • повторить названия видов общественного транспорта;
  • развивать навыки сравнительного анализа

Вечерняя

Носит прецедентный характер. Может быть на этическую тему, например, о правилах поведения на улице, если кто-то их нарушил во время прогулки. Или носить познавательный характер, если организуется, к примеру, во время экскурсии по городу (по поводу красот достопримечательностей, истории тех или иных культурно-архитектурных объектов)

Ситуативная

По образовательной направленности

По окружающему миру

«Человек — часть природы»
Педагог начинает беседу с рассказа о том, что Землю населяет много народов, каждый из которых зависит от природы, её ресурсов. При этом человек загрязняет планету, а это приводит к тому, что многие растения и животные заносятся в Красную книгу.
Затем воспитатель задаёт детям вопросы, провоцируя их на аналогию собственного опыта с природой:

  • Животные — наши друзья?
  • Чем наша жизнь похожа на жизнь животных и растений?
  • Как за вами ухаживают ваши мамы? Нужен ли растениям уход и почему?
  • Испытываете ли вы боль, когда вам наступают на ногу? А цветку или дереву, когда отрывают лист, тоже больно?

После обсуждения педагог предлагает малышам представить, в какого бы животного они хотели превратиться, и объяснить, почему

  • Расширить представления о мире вокруг;
  • сформировать представления о культуре общения, добре и милосердии

По музыке

«Музыкальные инструменты»
Педагог предлагает малышам разгадать загадки о музыкальных инструментах.
Затем взрослый показывает картинки с изображением инструментов, дети называют. В обобщающей беседе картинки можно раздать детям и предложить им показывать звучащий инструмент.
Педагог предлагает вспомнить интересные факты, которые малыши знают об инструментах.
Понравившийся инструмент ребята рисуют или раскрашивают

  • Повторить названия музыкальных инструментов;
  • развивать слух;
  • воспитывать любовь к музыке

По физкультуре

«Я и моё здоровье. Здоровый образ жизни»
Дети отвечают на вопрос о том, какой человек может считаться здоровым. Мысль о важности спорта подтверждается фразой: «Спорт — помощник, спорт — здоровье, спорт — игра, физкульт-ура!».
Педагог предлагает детям выполнить упражнения на ходьбу:

  • на носках;
  • на пятках;
  • носки врозь, а пятки вместе и наоборот;
  • сделать «паучков» — на ладошках и ступнях.

Перейти к беговым заданиям:

  • высоко поднимая колени;
  • захлёстывая голени;
  • не сгибая ноги.

Затем дети выполняют релаксационное упражнение «Солнечный зайчик», пытаясь «погладить» его на своём лице, шее, животе.
В заключение дети вместе с педагогом формулируют правила здорового человека:

  • заниматься физкультурой;
  • кушать то, что даёт мама или воспитатели в детском саду;
  • помнить о гигиене.
  • Систематизировать знания о ЗОЖ и важности спорта;
  • тренировать разные виды ходьбы и бега;
  • осваивать релаксационные упражнения;
  • воспитывать потребность в ЗОЖ

По безопасности

«ОБЖ. Гололёд»
Педагог зачитывает стихотворение:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололёд,
И машины все несёт.
Тротуары, как каток,
Сделать бы ещё шажок,
Но подошва подвела —
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололёда!
Есть для дворников работа —
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
Затем дети пытаются дать определение слову «гололёд», отвечают на наводящие вопросы:

  • Почему зимой бывает гололёд?
  • Почему происходит много аварий?
  • Как обезопасить себя от травм?

После этого малыши рассматривают и комментируют предупреждающие знаки по теме.
Затем дети вместе с педагогом формулируют основные правила поведения во время гололёда (не толкаться, не торопиться и пр.).
На прогулке дети посыпают дорожки песком вместе с дворником

  • Познакомиться с правилами безопасности в период гололедицы;
  • учиться определять и описывать опасную ситуацию по картинке

По воспитанию культурно-гигиенических навыков (КГН)

«Зачем мы моем руки?»
Педагог предлагает малышам ответить на вопрос о том, зачем нужно мыть руки, если они чистые.
Затем дети обсуждают, что такое микробы, педагог подводит итог стихотворением:

  • Микроб — ужасно вредное животное:
    Коварное и, главное, щекотное.
    Такое вот животное в живот
    Залезет — и спокойно там живёт.
    Залезет, шалопай, и где захочется
    Гуляет по больному и щекочется.
    Он горд, что столько от него хлопот:
    И насморк, и чихание, и пот.

Обсуждение рифмовки (все болезни от микробов, которые попадают в организм через немытые руки с пищей).
Подведение итога: нужно регулярно мыть руки с мылом

  • Показать важность гигиены рук;
  • расширять представления детей о вредных микробах;
  • воспитывать умение выслушивать собеседника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРИРОДЕ- С ДОБРОТОЙ Международный день сохранения биоразнообразия экологическая беседа в средней группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включ...

План – конспект проведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №4 в рамках проведения дня открытых дверей для родителей «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».

План – конспектпроведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №4в рамках проведения дня открытых дверей для родителей«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»....

План – конспект проведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №7 (в рамках проведения Дня Здоровья)

Цель: продолжать формировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: Образовательная:- продолжать знакомить детей с составляющими здорового образа жизни;- дать пред...

Темы Беседы в средней группе группе.

СЕНТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ«Все о детском саде»Цель: Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д\c. Воспитывать любовь к д\с, уважение к его работникам, их тр...

План беседы в средней группе на тему: "Огонь-наш друг, огонь - наш враг"

Беседа на тему: "Огонь-наш друг, огонь - наш враг"...

Дыхательная гимнастика в первой и второй младших группах детского сада: методика проведения и картотека

Приведены цели и задачи дыхательных упражнений для младших школьников, правила проведения дыхательной гимнастики, временной план гимнастики, а также картотека дыхательных упражнений, для удобства испо...