Самообразование 2018-2019 уч. год.
методическая разработка (младшая группа)

мочалкина светлана александровна

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №6 «Колосок» с. Ходынино

Индивидуальный образовательный маршрут педагога на межаттестационный период

        Мочалкина Светлана Александровна

                                                                       2018г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Колосок»,

с. Ходынино

Ф.И.О. Мочалкина Светлана Александровна

Занимаемая должность: воспитатель

Дата назначения на должность: 1 февраля 2012 г.

Образование: среднее-специальное

Дата прохождение аттестации: 27ноября 2015г.

Классификация категории: первая квалификационная категория

Дата, прохождения курсов повышения квалификации: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Учитель» отделение дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель»      

« Механизмы и технологии всестороннего воспитания дошкольника в соответствии с ФГОС ДО» в объеме 72 часов, 30.06.2017г.

(регистрационный номер удостоверения ПК-36-11217)

Педагогический стаж: 17лет.

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель: создать условия для развития  мелкой моторики рук у дошкольников, через дидактические игры

                                        2018 – 2019 гг.

Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Дата начало работы над темой: 01.09.2018г.

Цель: создать условия для развития  мелкой моторики рук у дошкольников, через дидактические игры.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Актуальность

                      «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –     ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

                                                                                                В.А. Сухомлинский

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Направления самообразования:

1 этап: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: Корона- ВекГод: 2007
  • Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.
  • Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Каро: 2008
  • Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.
  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2 этап: Организационно – диагностический

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, я проанализировала различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3 этап: практический

3.1 Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС

Тематическое планирование на 2018 -2019 уч.г.

Сентябрь

Проведение диагностического исследования (первичное).

 Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Повышение своего уровня знаний.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды.

В течение года

Самомассаж

(по книге Османова Г.А  «Новые игры с пальчиками для  развития мелкой моторики»

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

октябрь

Д/и.: «Прищепки»

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Развитие мелкой моторики рук.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Д/и.: «Шнуровка».

Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; знакомить с цветом; совершенствовать действия, связанные со шнуровкой.

Ноябрь

 

 

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья» «Корни»

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь

Создание картотеки игр с цветными камушками.

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и

 мелких движений.

Заучивание пальчиковых игр: "Новогодние игрушки", «Снежок, «Дедушка Мороз»

Январь

Консультация для родителей  «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом»

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

«Волшебные замочки»

Развивать мелкую моторику рук, чувственный опыт, внимание, мышление, восприятие, способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.

«Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март

Выступление на педсовете: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.)

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «Тесто»,

«Компот»

Развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

Д/И"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

Активизировать движения пальцев рук

Май

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки

3.2 Изготовление дидактических  игры и пособий :

 -«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки».

3.3 Взаимодействие с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

3.4Тематическое планирование с родителями:

Месяц

Тема

Сентябрь

Составление перспективного плана работы с родителями по теме проекта.

Подбор материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.

Подбор консультационного материала для родительского уголка.

Консультация «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;

Октябрь

Беседа «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

Ноябрь

Консультация «Пальчиковая гимнастика»

Декабрь

Папка – передвижка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук»

Январь

Буклет «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук»

Февраль

Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»

Март

 Консультация «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

Апрель

Мастер-класс на тему

«Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Май

4 этап: Результативно-аналитический

-консультации для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

-выступление на педчасе по теме:» Развитие мелкой моторики у детей через дидактические игры»

-открытый просмотр занятия «Встреча зимы»;

-мастер-класс для педагогов «Остров сокровищ».

-  картотека пальчиковых игр и гимнастик;

- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»;

Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, я проанализировала различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика представляет собой индивидуальные задания

                                                                                                        (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений

( нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

                                                                                                       ( Приложение 2 )

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 22 человек.  

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

- низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

- средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

- высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, я пришла к выводу                        что:

- на низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

-средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 12 детей, что составило 54,5 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

-высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и я решила провести работу на развитие мелкой моторики через дидактические игры.

        (Приложение 3)

Ф.И.ребенка

«Пальчик с носиком здороваются»

«Уложи монеты в коробку»

«Нарисуй пальцами кружочки»

«Давай поздороваемся»

«Колечко»

«Наши пальчики»

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Андрюхин Дмитрий 15.05.2015г.

+

+

+

+

+

+

Данилин Матвей 23.12.2015 г.

+

+

+

+

+

+

Джафарова Дарья

08.05.2015г.

+

+

+

+

+

+

Ерошкина Софья 15.12.2015г.

+

+

+

+

+

+

Журавлева Алина 27.03.2016г.

+

+

+

+

+

+

Журавлев Дмитрий 23.08.2015г.

+

+

+

+

+

+

Князева Диана 30.10.2015г.

+

+

+

+

+

+

Ламонова Маргарита 04.12.2015г.

+

+

+

+

+

+

Новиков Андрей

15.03.2015г.

+

+

+

+

+

+

Новикова Надежда 15.03.2015г.

+

+

+

+

+

+

Свищев Николай 18.10.2015г.

+

+

+

+

+

+

Сорокин Богдан 24.02.2015г.

+

+

+

+

+

+

Чухина  Анастасия 25.11.2015г.

+

+

+

+

+

+

Штукатуров Даниил

05.09.2015г

+

+

+

+

+

+

Бугаев Алексей 07.05.2016г.

+

+

+

+

+

+

Кривцов Иван 11.04.2016г.

+

+

+

+

+

+

Лаптева София  17.07.2016г.

+

+

+

+

+

+

Облезов Глеб

+

+

+

+

+

+

Пушкарев Федор 03.01.2016г.

+

+

+

+

+

+

Фокина Ксения 14.04.2016г.

+

+

+

+

+

+

Юшкин Сережа

+

+

+

+

+

+

Предполагаемый результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования, письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 г.г.

 «Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность»...

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...

План самообразования 2018-2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»    План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...

Тема самообразования 2018-2019 учебный год

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой план самообразования на 2018-2019 учебный год...

План профессионального самообразования 2018-2019 г.г

План профессионального  самообразования 2018-2019 г.г...

План самообразования 2018-2019 уч.год

План самообразования 2018-2019...

Программа по самообразованию 2018-2019 год

Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»Цель: повысить уровень сфор...