Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космическая экспедиция"
методическая разработка (старшая группа)

Мельник Наталия Николаевна

Сюжетно-ролевая игра "Космическая экспедиция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos_igra.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

для детей старшего дошкольного возраста

"Космическая экспедиция"

Цель: формирование социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о профессии космонавт, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях.
  2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу.
  3. Развивать умения развёртывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог.
  4. Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре.
  5. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры.
  6. Развивать умения использовать в игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности.
  7. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
  8. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
  9. Воспитывать любознательность, дружеские отношения, умение работать в команде.

Ожидаемые результаты:

умеют творчески развивать сюжет игры, распределять роли;

умеют развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность:

- наблюдение в дневное и вечернее время за небом, за солнцем;

- наблюдение на прогулке за летящим самолётом;

- рассматриваний иллюстраций о космосе и планетах солнечной системы;

- беседы: «Профессия - космонавт », «Почему солнце такое горячее? », «Зачем летать в космос? », «Зачем космонавту скафандр? »;

- просмотр обучающих мультфильмов: «Тайна третьей Планеты», "Астрономия для самых маленьких", "Какие бывают планеты?" , "Про космос".

- просмотр презентаций: «О космосе», «Первый космонавт Юрий Гагарин».

Ознакомление с художественной литературой:

Носов Н. Н. «Незнайка на Луне», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», Степанов В. «Юрий Гагарин», Орлов В. «Летит корабль», «Возвращение», Алдонина Р. «Комета», загадки про космос.

Художественно-продуктивная деятельность:

Лепка: «Планета земля», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».

 Рисование: «Разноцветный мир космоса», «Звездное небо».

Ручной труд: «Инопланетянин», «Ракета».

Конструирование: «Наш космический корабль» .

Игровая деятельность:

- п/и «Кто быстрее до луны», «Космонавты тренируются», "Мы в невесомости";

- д/и «Найди одинаковые планеты», «Найди недостающую ракету»,  «Составь ракету», «Собери созвездие», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Летает, плавает, ездит», «Объясни слово» (луноход, невесомость, созвездия, инопланетянин, «Назови части суток», «Воздушный транспорт», «Сочини рассказ о космонавте»;

- настольно-печатная игра "Земля и солнечная система";

- строительная игра «Космодром».

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты с водой, воздухом, с песком.

Обогащение и активизация словаря:

Предметы: космос, ракета, космонавт, экипаж, скафандр, руководитель полета, диспетчер, центр полетов, бортинженер, лаборант, исследование, ступень ракеты,  взлет, посадка, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, инопланетянин, грунт, метеорит

Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный.

Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.

Атрибуты:

- обмундирование космонавтов (скафандры, шлемы, приборы  для сбора материла  с планеты)

- костюм для инопланетянина;

- пазлы и  материалы для создания ракеты;

- костюмы для конструкторов, лаборантов, врачей;

- приборы и материал для исследования и проведения опытов, медицинское  оборудование и инструменты, фотоаппарат;

- мини-дендрарий, мини-зоопарк.

Состав ролей и игровых действий:

- руководитель полета (диспетчер) – руководит полётом с центра управления полетами;

-  капитан корабля  –  отдаёт приказы, держит связь с руководителем по полёту;

- бортинженер – выполняют приказы капитана корабля, следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетянина;

- лаборанты – проводят опыты, сообщают инопланетянину о результатах исследования грунта, воды и воздуха, дарят подарки инопланетянину;

- главный научный сотрудник – руководит за ходом проведения опытов

- репортер и оператор – берут интервью, снимают на камеру все происходящее.

Ход игры:

Всех детей воспитатель собирает на середине группы, все атрибуты приготовлены в разных местах группы, доступных детям.

I. Создание игровой ситуации.

Эпизод 1.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то обнаружила, в нашем почтовом ящике  видео письмо. (Запись: SOS). Как вы думаете, что оно обозначает? (Предположения детей).

Воспитатель: Да, ребята, это сигнал SOS. SOS - международный сигнал бедствия (Спасите наши души) говорит о том, что кому-то нужна наша помощь. Давайте посмотрим кто нуждается в нашей помощи.(Запись: Говорит инопланетянин на непонятном детям языке)

Воспитатель: Как вы думаете о чем он говорит? (Инопланетянин просит помощи. " Помогите, помогите!!! Планета Зеленуха в опасности! Помогите, помогите, помогите, кто может!!!" ) (Слайд1)

Воспитатель: Поможем Инопланетянину? (Да!)

Эпизод 2.

Воспитатель: Как мы можем  помочь инопланетянину? (Ответы детей)

(Воспитатель подводит детей. Снарядить космическую экспедицию, провести лабораторные исследования).

Воспитатель: Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д. )

Воспитатель: А без кого не полетит ракета? Какими должны быть космонавты? (Здоровыми, сильными, спокойными, умными)

Воспитатель: Кто перед полетом проверяет космонавтов? Какими должны быть врачи? (Аккуратными, вежливыми, внимательными)

Воспитатель: Дети, а кто готовит ракету к полету? (Ракету к полету готовят инженеры-конструкторы) Какими они должны быть? (Аккуратными, ответственными)

Воспитатель: А люди , каких профессий нам еще понадобятся. Они нам необходимы для проведения опытов и исследования неземных веществ (воды, грунта, воздуха) ? (Ученые, лаборанты) Какими они должны быть? (Аккуратными, старательными)

Воспитатель:  Подумайте, кто нам еще необходим. Люди этой профессии очень любознательны и всегда находятся в курсе всех событий. (Репортер и оператор)

Воспитатель: Кто будет управлять полетом , принимать информацию с космоса и передавать на корабль. (Диспетчер или руководитель полетов.) 

Воспитатель:  Люди, каких профессий нам нужны мы определились, но можем ли мы сразу сейчас начать нашу игру? Что нам нужно сделать? (Распределить роли)

Воспитатель: Кого из детей выберем в космонавты? (Дети предлагают).

Воспитатель: А кто же будет связываться с Землёй, отдавать приказы  команде?  (Миша - капитан корабля).  Значит Саша будет бортинженером. Что делает бортинженер? Внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки, фотографирует интересные моменты.

Воспитатель:  Кого мы можем выбрать врачом? (Дети предлагают).

Воспитатель: Кто будет инженерами-конструкторами и лаборантами? (Дети предлагают).

Воспитатель: Кто у нас будет брать интервью и снимать на камеру все происходящее? (Дети предлагают).

Воспитатель: Кто будет диспетчером и научным руководителем лаборатории?

Дети: Должны быть взрослые.

Воспитатель: Роли распределены, нам надо придумать, как будет называться наш космический корабль? (Звезда)

II. Игровая ситуация.

И так начинаем игру. Всем участникам игры предлагаю занять свои места и подготовить рабочие места.

  • Конструкторский центр. Готовы?
  • Медицинский центр. Готовы?
  • Космонавты готовы?

Дети занимают свои места.

Конструкторский центр.

Дети приступают к строительству ракеты:

  • собирают пазлы;
  • по рисунку собирают макет ракеты..

Руководитель полёта: Конструкторский центр! Ракета к полету готова?

Ребенок: Ракета к полету готова!

Медицинский центр. 

Шохина и Ульяна  приглашают космонавтов в кабинет на осмотр. После осмотра Шохина говорит.

Руководитель полёта: Медицинский  центр! Космонавты к полету готовы?

Ребенок:  Космонавты к полету готовы!

Руководитель полёта: Главный конструктор проведите космонавтов к ракете!

(Космонавты по дорожке идут к ракете, занимают свои места).

Руководитель полёта: Объявляю, трёхминутную готовность!

Капитан:  Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту в космос готов?

Капитан: Экипаж к полёту в космос готов!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! Начинаю обратный отсчет. 3-2-1! Пуск.

Капитан:  Есть пуск! (Запись пуска ракеты).!!!!

Руководитель полёта: Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Капитан: Слышим нормально. перегрузок нет.

Капитан: Отошла первая ступень ракеты.

Бортинженер: Скорость 3 метра в секунду.

Капитан: Отошла вторая ступень ракеты.

Бортинженер: Скорость 6 метров в секунду.

Капитан: Отошла 3 ступень ракеты.

Бортинженер: Скорость 8 метров в секунду. Это космическая скорость.

Руководитель полёта: Вы в космосе. Отстегните ремни.  Посмотрите в иллюминаторы.  Что вы видите? (Солнце и планеты). ( Слайд 2)

Руководитель полёта: Вы входите в зону метеоритов. Включите торможение. Склоните голову к коленям. (Слайд 3)

Капитан: Вижу планету Зеленуху.  Держать курс на планету Зеленуха. ( Слайд 4)

Бортинженер: Есть держать курс на планету!

Руководитель полёта: Включить торможение. Вы приземляетесь.

Бортинженер: Есть включить торможение.

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля! Приготовить приборы для исследования планеты.

Капитан: Есть приготовиться к выходу из корабля! Слайды (5,6)

Руководитель полёта: Прием! Прием! Пробы грунта, воды, воздуха взяты?

Капитан: Пробы грунта, воды, воздуха взяты.

Руководитель полёта: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Вы летите  на Землю.

Капитан: Есть занять свои места.

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начинаю отсчёт времени: 3-2-1– Пуск!

Капитан: Есть пуск!      (Звучит музыка!!!!)

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Капитан: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Капитан: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

Космонавты выходят из ракеты.  Их встречают научный руководитель и лаборанты, забирают материал для исследования.

Руководитель полёта: Космонавты приглашаются в медицинский центр для осмотра.

Научный центр.

Лаборанты проводят опыты.

1 опыт.

2 опыт.

3 опыт.

Руководитель полёта: Медицинский центр. Космонавты здоровы?

Ребенок: Космонавты здоровы. Чувствуют себя хорошо.

Руководитель полёта: Научный центр результаты исследования готовы?

Ребенок: Результаты исследования готовы.

Руководитель полёта: Просим вас познакомит нас с результатами.

(Дети вместе с научным руководителем знакомят с результатами исследования)

1. Вода и воздух чистые и пригодны для жизни.

2. Грунт заражен.

 Руководитель полёта: Хорошо!  У нас в центре есть беспилотная ракета и мы на ней  отправим все необходимое для восстановления жизни на планете Зеленуха. (Слайд 4)

III. Выход из игры.

Руководитель полёта: Уважаемые космонавты и сотрудники центра полетов приглашаю вас собраться в зале на  пресс-конференцию.

Подведение итогов. (Ребенок-репортер берет интервью у всех участников игры)

- Какова была цель полета?

- Справились с заданием? Почему? Что нам в этом помогло?

- Какие центры работали ? (Конструкторский, медицинский, научный центры)?

- Что вы можете сказать о работе этих центров?

- Спасибо! Я обязательно напишу о вас статью и пришлю журнал в центр. До свидания!

Воспитатель: Вам понравилось играть? Что больше всего запомнилось? Какие сюжеты космической игры вы бы могли предложить?

Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в зоопарк"

Интегрированное занятие с использованием навыков конструирования, знаний по ознакомлению с окружающим, умения создавать совместный сюжет и обыгрывать его....

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста "Космос"

План сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста на тему "Космос". Проводится втечении 2 недель. Задачи, обогощение знаний, роли, отрибуты, приемы прямого руководства....

Фрагмент руководства игровой деятельности ( ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели МЧС». Подготовительная группа.

Прием прямого руководства для старшего дошкольного возраста.Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, ко...

Фрагмент руководства игровой деятельности (ролевой игры) для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учиться жить в коллективе. В моей группе хорошо продуман...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...