Русский фольклор – "Источник народной культуры"
презентация

Гаврилова Любовь Сергеевна

    Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются  мной, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. К словесным видам фольклора относятся такие жанры, как сказка, былина, пословицы, поговорки, потешки, заклички, небылицы, и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_folklor_-_istochnik_narodnoy_kultury.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский фольклор – источник народной культуры» МБДОУ ЦРР ДС №58 « Жемчужинка » Составила: воспитатель первой квалификационной категории Гаврилова Л.С. г. Озерск

Слайд 2

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он отражает в играх, песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений, их духовный мир, мысли и чувства.

Слайд 3

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются мной, как в образовательном процессе, так и в воспитательном. К словесным видам фольклора относятся такие жанры, как сказка, былина, пословицы, поговорки, потешки , заклички , небылицы, и др. Потешки — короткие стишки, предназначенные для проговаривания с детьми. Потешки сопровождаются элементарными игровыми движениями: хлопками, махами, наклонами, топанием и др. Эти стишки развивают ритмичность и формируют интерес к подвижным играм. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Чёрный ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. Шли бараны по дороге, Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ноги вытирать, Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей. Считалка — это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Она помогает формированию честности и чувства товарищества. Колокольчик всех зовет, Колокольчик нам поет Тонким голоском: Динь-бом , динь-бом ! Выходи из круга вон! Вышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Раз-два-три-четыре -Мышка дернула за гири. Вдруг раздался страшный звон. Выходи из круга вон Едет на лисе Курица верхом, Бежит кочан капустный С зайцем кувырком. Ловит щука в море Сетью рыбака, Плавает корова В крынке молока. Зернышко пшеницы Воробья клюет, А червяк ворону В коробочке несет. Жил-был дедушка Егор На лесной опушке, У него рос мухомор Прямо на макушке. Вышел Лось из-за куста, Гриб красивый скушал И Егору прошептал: «Надо чистить уши». Небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора. Небылица развивает у детей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир.

Слайд 4

Самым любимым жанром для детей является сказка. Наряду с другими художественными произведениями я уделяю знакомству с русской народной сказкой достаточно внимания. Каждую новую сказку прочитываем несколько раз, обсуждаем с детьми поступки героев, их характер. И далее побуждаю детей к самостоятельному рассказыванию сказок. Для этого в группе имеется театральный уголок с разными видами театра : варежковый , пальчиковый, на фланелеграфе и др.

Слайд 5

Детям очень нравится, рассказывая сказку, действовать с помощью героев, передавать их движения, диалог. Они показывают друг другу кукольные спектакли, обыгрывают небольшие сюжеты из сказок. В качестве декораций используют различные ширмы со съёмными атрибутами.

Слайд 6

Также, дети любят рассказывать сказки, используя сюжетные картинки. Этот вид деятельности способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закреплению сюжета сказок: для того, чтобы рассказать сказку, необходимо вспомнить сюжет, последовательно разложить иллюстрации и затем рассказать сказку своим друзьям. Более сложный вид деятельности – это инсценировки русских народных сказок, потешек , т.к. для этого необходимо подобрать костюм, передать не только слова, но и движения, настроение, характер сказочного героя. Играя, дети начинают лучше чувствовать и понимать сказку, у них расширяются представления о смелости, честности, трудолюбии, дружбе, коварстве, зависти.

Слайд 7

В работе с детьми я использую и другие жанры русского фольклора: читаем и заучиваем с детьми заклички (обращение к дождю, солнцу, ветру, радуге…), часто использую их во время прогулок. Любят дети дразнилки, мирилки , пословицы и поговорки, докучные сказки, у которых нет конца, небылицы, которые помогают развивать чувство юмора, и др. Для этого в книжном уголке имеется детская художественная литература (это такие книжки, как « Потешки », « Баю-баиньки », «Пословицы», «Поговорки», «Считалки-считалочки», «На златом крыльце сидели…», «Петушок в окошке», и другие книжки с детским фольклором). Разучивая пословицы и поговорки, объясняем их смысл, непонятные детям слова. К музыкальному виду русского фольклора относятся русские народные песни, игры, хороводы. В нашем музыкальном уголке имеются русские народные инструменты (балалайки, гармошки, деревянные ложки, трещётки , шумелки , гусли). В уголке ряжения есть русские сарафаны, косынки, косоворотки, кокошники, кепки, и др.

Слайд 8

Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах. Исполняя небольшие попевки , играют в любимые игры, водят хороводы, организуют концерты друг для друга. Использую для совместной и самостоятельной деятельности аудиозаписи с русскими народными произведениями. Двигательный фольклор – это русские народные подвижные игры. Мы разучили с детьми такие игры, как «Ручеёк», «Жмурки с колокольчиком», «Горелки», «Гуси-гуси», «Палочка-выручалочка и др. Все эти игры детям очень нравятся. Таким образом, целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к русскому фольклору, помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

Слайд 9

Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Совместно с родителями, был сделан лэпбук «В гостях у сказки». Это интерактивная папка, в которой собраны комплекс игр и заданий которые направлены на развитие мелкой моторики, связной речи, памяти, логического мышления и воображения. Данное дидактическое пособие представляет собой папку с разворотами и настольной ширмой для театрализованной деятельности. На страницах папки собраны различные задания по этой теме. В данную папку входит: - ширма для настольного театра - виды театров - игра «В мире эмоций» загадки дидактические игры -персонажи из сказок для настольного театра - разрезные картинки - составь сказку по порядку - отгадай сказку Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью развивающих заданий и игр, а так же закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Слайд 11

Лэпбук «Русская народная культура и быт»

Слайд 12

Лэпбук «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей

Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей...

Фольклор — источник народной культуры в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...

Фольклор – источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.

Понятие «фольклор» в переводе с английского означает – «народная мудрость». Наш народ оставил большое наследие: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обр...

"Русский фольклор. Устное народное творчество"

Презентация по теме "Русский фольклор. Устное народное творчество", малые формы (колыбельные, сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, потешки, считалки, заклички)....

Традиции русского фольклора в современной культуре детства

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, ...

Консультация для родителей: ""Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста""

quot;Фольклор - источник народной культуры в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30042145","attributes":{"alt":"","class":"media-im...

Паспорт проекта «Русский фольклор изучай – народную мудрость познавай, в спортивной жизни применяй»

Русские малые фольклорные формы, такие как пословицы, поговорки, считалки, народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Когда они возникли? Кто их придумал? На эти воп...