Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей
методическая разработка на тему

Короткова Марина Геннадьевна

Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум для родителей21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для родителей

«Русский фольклор – источник взаимопонимания родителей и детей»

Актуальность:

Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Родителей тоже надо формировать, воспитывать, но с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых порой гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.

Цели:

 Приобщение родителей к  традиционной народной педагогике, через русский фольклор.

 Оказание методической помощи в подходе к воспитанию мальчиков и девочек, используя интерактивные игры

Предварительная работа:

  • Написать сценарий семинара- практикума.
  • За две недели до встречи с родителями вывесить объявление- приглашение в родительском уголке.
  • К встрече оформить фотовыставку на тему: «Мы любим сказку».
  • Приготовить место для проведения семинара и необходимые предметы.
  • Приготовить анкеты обратной взаимосвязи.

Ход игры:

Воспитатель приветствует родителей по русскому – народному обычаю (поклон)

В.: - «Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы!» Я очень рада Вас видеть у нас в саду (приглашает сесть на стулья стоящие по кругу).

В.: Скажите, пожалуйста, кто из вас хоть раз произносил слова «ну, я не знаю, что уже делать с этим ребенком?»

Сегодня я в шутку и в серьез подскажу вам способ взаимопонимания с нашими любимыми детьми. А поможет нам в этом русский фольклор: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы.

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека и вы, конечно же, помните многих сказочных героев, которыми восхищались в детстве и хотели быть на них похожими.

Стадии интерактива:

  • I. Стадия пробуждения энтузиазма.

  Задача: пробудить энергию человека и привести его в готовность воспринимать что -то новое.

 Игра 1. «Снежный ком»

В.: Для того, чтобы нам легче было общаться, давайте с вами познакомимся.

Назовите себя как в русских – народных сказках, потешках называют героев уменьшительно – ласкательно и можно с присказкой, например «Василиса – премудрая», «Иванушка – дурачок», «Емелюшка». Запишите свое имя на бумаге и приколите на одежду. Затем воспитатель предлагает всем встать и по очереди называть имя справа сидящего, а затем свое и так по кругу.

Игра 2 «Ветер дует на…»

В.: Итак, мы познакомились, а теперь сделаем двигательную разминку (физминутку) В.: говорит: «Ветер дует на красных девиц» и девицы меняются местами. «На добрых молодцев», «на тех, кто в юбке», «ветер дует на тех, кто в очках» и т.д.

После игры воспитатель предлагает всем родителям сесть на стулья.

II. Стадия внимания, сосредоточения.

      Задача: пробудить качество восприятия, ввести  в какие-то рамки.

 Игра «Потайной ящик»

В.: В русских народных сказках герои всегда отличались храбростью, ловкостью, мудростью, трудолюбием. Помогали им в этом различные предметы, а какие  именно, мы сейчас узнаем, (воспитатель героев сказки вносит «потайной ящик»). Ваша задача на ощупь за 30 сек. друг за другом определить, сколько и какие предметы находятся в этом ящике, записать на листочке. Когда все исследуют содержимое «потайного ящика», воспитатель предлагает зачитать написанное и делает вывод: за короткое время и с одного раза очень трудно охватить и понять все. Представьте, что вы ребенку читаете сказку, в силу особенностей своего восприятия он ее сразу не запомнит. Сказка даже может ему не понравиться. Прочитайте еще раз, рассмотрите картинки, обсудите поступки героев сказки, заострите внимание мальчика на положительных действиях мужчин, а девочек наоборот. При этом обязательно отметьте их взаимодействие. Гарантирую -  ребенок полюбит сказку. Герои у мальчика вызовут желание быть мужественным, а у девочки - быть мудрой, трудолюбивой и т. д.  А вы в процессе воспитания можете привлекать героев из сказки в помощь, на примере героини сказки «Морозко» воспитывается трудолюбие и послушание старших.

   III. Стадия получения прямого опыта.

Задача: Через учебные игры получить опыт.  

1.Игра «Возьми и прочитай»

Воспитатель: Сейчас мы освежим в памяти наши знания русского народного творчества и узнаем множество способов воздействия на ребенка. Предлагаю взять по одному лепестку ромашки.

В.: Прочитайте написанное, как бы вы хотели донести это до своего  ребенка, при этом адресуйте эти слова кукле. ( Кукла передается по кругу).

             ПРИБАУТКА

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду!

Что оладушек в меду!

Сладко яблоко в саду!

 В.: Кто из вас почувствовал, что мы «вооружились» знаниями, о том как успокоить ребенка, а заодно и приобщить его к родной культуре?

Народная культура обладает удивительной спокойностью вытягивать из души самые скрытые положительные качества, родовые корни, память предков А.С. Пушкин говорил: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А сколько на Руси песен? Всегда русский народ любил песню веселую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и во время праздников. Поющие чувствуют поддержку, общность переживаний или радости отражающихся в песне..

2.  Игра-Хоровод

«Каравай»

Воспитатель.: Русский хоровод наглядно показывает сплоченность, радость общения. Используйте песню на семейных праздниках, во время работы и почувствуете, как преобразиться ваш ребенок, да и вы тоже.

  •  хоровод «Каравай».

IV. Стадия. Передача вдохновения.


Задача: Умение творчески передать внутреннее состояние.

2. ИГРА  «Сочини русскую народную сказку».

В.: Предлагаю разделиться на 2 команды, а помогут нам в этом названия русских народных сказок (воспитатель раздает листочки со словами из названия сказки).

Волк и семеро козлят

Маша и медведь

Кот, лиса и петух

Курочка ряба

Гуси – лебеди

Лисичка со скалочкой

Петушок и бобовое зернышко

Мужик и медведь

У страха глаза велики

Два Мороза

Участники составляют целостное название сказок. 2 команды: первая –начало сказки, вторая – конец.

 В.: Предлагаю каждой команде сочинить русскую народную сказку, записать, затем огласить, можно обыграть.

Условие: в сказке должны быть:

 1.Слова «жили – были».

 2. Должно происходить действие, которое повторяется 3 раза.

3. И, конечно же, добро побеждает зло

 (Воспитатель включает музыку, дается 5 мин.)

Затем команды зачитывают, что у них получилось, воспитатель делает вывод: как вы сами убедились, приложив минимум усилий, можно получить положительный результат. Фантазируйте вместе с ребенком, придумываете семейные сказки, записывайте, записывайте былинные истории из жизни семьи. Ваш ребенок вырастет и тоже станет мамой или папой и продолжит летопись семьи со своими детьми, а главное он будет вооружен кладезем знаний о воспитании в русском духе, иметь представление о роли женщин и мужчин в социуме.

Будет знать, что он часть великого русского народа, как и мы с вами.

2.  Игра- расслабление: «Любишь, ли ты меня красна девица»

Участники сидят в кругу, ведущий поворачивается к рядом сидящему и говорит: «Любишь ли ты меня Красна – девица (Добрый молодец)?» Ответ: «Люблю, только мне улыбаться нельзя!»

Вывод:

  • На семинаре в игровой форме я напомнила родителям о всех видах русского фольклора. Подсказала где, когда и как его можно применить в воспитании ребенка. Тактично указала на различие воспитания мальчиков и девочек.
  • Играя и дети и взрослые забывают, что учатся, результат всегда хороший. В последней стадии интерактива есть творческое задание, в данном случае это  написание сказки, все выполнили с большим воодушевлением, фантазией. Настроение, на конец семинара у всех участников было отличным. Считаю, что все мои советы запомнятся, т.к. были получены на основе позитива.

Только на основе прошлого    можно понять настоящее, предвидеть будущее, а народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколения -  народ без будущего.

Список использованной литературы:

1. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – 5-е изд., испр.- М. : Просвещение, 1983. – 399 с., ил.- (Б-ка воспитателя дет. сада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"

Статья обращена прежде всего к  педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н...

Теория об использовании русского фольклора для позновательно-речевого развития детей раннего возраста в режимных моментах

Творческий подход в этом направлении, использования художественного слова в режимных моментах обеспечивают более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоциональн...

"Знакомство с русским фольклором,как часть патриотического воспитания детей- дошкольников"

Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников«Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным».К.Д.Ушинский Ребенок не может...

Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...

Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.

Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....

Русский фольклор – "Источник народной культуры"

  Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются  мной, как в образовательном процес...